Белорусский робот, AR-соцсеть и блокчейн-проект с зарплатой $500: к чему пришли отечественные стартапы

Автор: Станислав Иванейко
22 986
03 сентября 2018 в 8:00

Мы часто пишем о белорусских стартапах, их больших планах и грандиозных идеях. Но что с ними происходит дальше — спустя месяц, полгода, год после выхода публикации? Мы вновь связались с героями наших материалов и узнали нынешнее состояние их дел. По сравнению с прошлым набором стартапов ситуация уже не столь позитивная: один проект заморожен, зато с остальными более-менее порядок.

Содержание:

Dbrain

Создатели посвятили проект удаленной работе, которая связана с разметкой данных для нейросетей. Идея такая: люди обучают систему, подтверждая информацию об объектах на изображении. Скажем, заказчику нужна нейросеть, способная распознавать котов. Для этого требуется натаскать ее на тысячах картинок, чтобы система точно понимала, есть на изображении Мурзик или нет. Человек получает дата-сет со множеством фотографий и выбирает правильный вариант ответа.

Работа муторная, но в теории прибыльная. Создатели говорили, что за час можно будет получать порядка $3. Если переводить на привычную для нас месячную зарплату, то должно выйти примерно $400—600 в криптовалюте. Ее можно обменять на обычные деньги.

Проект базируется на блокчейне. Команда планировала провести необычное ICO: продавать токены инвесторам, а не любым желающим. В итоге такой метод сработал.

Как Dbrain чувствует себя теперь? Похоже, что нормально. Разработчики запустили соревнования для AI-инженеров по задачам от клиентов — их, к слову, около тридцати. Сейчас проект фокусируется на продажах, собираясь выйти на рынки Америки и Китая.

Возможность вывода суммы в криптовалюте или обычных деньгах появится в сентябре. Заработок разметчиков, по словам представителей Dbrain, соответствует обещанному: порядка $500 в месяц.

Zest

«Странствующий предприниматель» Павел Тютюнник из Санкт-Петербурга переехал в Гомель и занялся социальной сетью в дополненной реальности. Проект Zest должен стать антиподом Facebook: сервис построен таким образом, чтобы объединять людей в нашем мире, а не сводить общение к одним только перепискам.

В Zest можно устанавливать точки на любом объекте — здании, билборде или хоть в чистом поле. Метка при необходимости остается там навсегда. Это позволяет легко узнать информацию о месте. Допустим, в офисном здании есть помещение для аренды, или вот здесь собираются слушатели для экскурсии. Получаются вечные маркеры с отзывами о заведениях и интересных туристических местах, с рекламными объявлениями и так далее.

С момента нашего разговора прошло десять месяцев — Zest пока не запущен, но проект жив. Павел рассказал, что с технической точки зрения сервис полностью готов. Сейчас он работает в режиме закрытого бета-тестирования.

Разработчики создали собственную технологию распознавания объектов на нейросетях, которую собираются запатентовать. Также Zest упростили: «Можно что-то увидеть и просто лайкнуть в два клика, лайк останется прямо на объекте. Вчера приезжаю на базу отдыха, навожу камеру на мангал — а на нем лайки, комментарии. Причем их вешали при плохом освещении, но все равно работает».

Еще прошлой осенью Zest получил инвестиции, которых «с запасом хватает на разработку». По словам Павла, сейчас команда ищет средства на запуск в США. Создатели настроены позитивно: «Учитывая реакцию венчурных капиталистов, которым мы показывали промежуточные версии приложения, нет никаких сомнений, что инвестиции мы найдем. Еще на Западе очень смотрят на команду, а она у нас звездная. Спасибо Onliner.by — после прошлой статьи с нами соглашаются работать лучшие профессионалы, у нас появились настоящие друзья в США».

Релиз социальной сети не за горами: «Как только почувствуем, что пользователи получают от приложения столько же кайфа, сколько мы от разработки, тогда и запустим. Еще год скрывать от всех Zest мы точно не станем».

Stuurman

Некоммерческое приложение связывает незрячих и проводников. Когда инвалиду по зрению нужно что-то узнать — правильный маршрут, название лекарства, номер транспорта, — он открывает Stuurman на смартфоне. Волонтер получает сигнал об этом и через камеру девайса видит, что происходит вокруг незрячего, после чего сообщает ему нужную информацию. По итогам разговора участники ставят один другому баллы.

Сперва команда хотела сделать отдельное устройство, но от идеи отказалась: в этом нет нужды, когда в смартфонах установлены камеры высокого качества. Разработчики договорились с мобильными операторами: те отключили учет трафика при использовании Stuurman. Это оказалось полезно, потому что сервис довольно «прожорливый» — около 100 МБ за десять минут связи.

Прототип Stuurman

Аудитория сильно сократилась, особенно это касается проводников: «Долго проявлять интерес к какому-то проекту сложно, энтузиазм сходит на нет». К тому же Stuurman толком не продвигают: в команде говорят, что их задача выполнена — продукт готов, а молва о приложении должна идти в кулуарах.

Разработчики хотели добавить «бронь» общественного транспорта: инвалид по зрению на остановке мог бы указывать нужный ему номер рейса, и водителю приходило бы уведомление вида «нужно подобрать незрячего — убедитесь, что он точно вошел». Кооперация с «Минсктрансом» не задалась из-за организационных проблем, и идею свернули.

Также создатели Stuurman сделали вместе с учреждением реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека» другой продукт для незрячих — BuzzPoint. Это коробка, которую можно повесить у входа в здание. Приложение на смартфоне через Bluetooth видит эти объекты и озвучивает их названия. Человек выбрал нужную — маяк запищал, и незрячий без проблем идет к нему. Устройства планируют установить на железнодорожном вокзале и в аэропорту.

Outback Defender

Молодая команда разработчиков взялась за «свой Fallout». Результатом стала Outback Defender. Действие разворачивалось в аутбэках Австралии — засушливых и безжизненных территориях. Хоть сеттинг и постапокалиптический, белорусы не стали копировать Fallout, а придумали совсем другую завязку. Согласно предыстории, в мире проекта на Землю прилетели добродушные инопланетяне. Государства начали бороться за право на их технологии и доспорились до ядерной войны.

Outback Defender задумывалась как мобильная игра в жанре RPG, tower defense и тактического шутера одновременно. Открытого мира не было: на его создание ушло бы слишком много сил и времени. Игрой заинтересовался инвестор, также предполагался сбор средств через краудфандинговую площадку Indiegogo. Но публика не спешила поддерживать проект — нужную сумму не собрали.

Впоследствии инвестор заморозил Outback Defender: нынешняя концепция продукта не выдержала проверки на прочность, нужно новое видение. Разработчики проекта сейчас заняты в других студиях.

Rozum Robotics

Белорусская компания делает роботизированные устройства для промышленных целей: манипуляторы работают на производстве и выдерживают соответствующие нагрузки. Rozum Robotics практически все делала своими силами. Например, сервоприводы и электромоторы создавали свои — закупка сторонних взвинтила бы ценник. К тому же благодаря такому подходу получается делать почти что кастомные девайсы, которые нужны конкретным заказчикам.

Теперь компания стала резидентом ПВТ и начала поставлять роботов на белорусские предприятия — первый покупатель оказался в Бресте. А один клиент и вовсе из списка Fortune 500. Для этой компании белорусы делали сверхкомпактный и сверхмощный мотор.

Rozum Robotics создала две модификации роботов с увеличенной грузоподъемностью и радиусом действия. Заодно появилось два новых мотора в дополнение к той линейке, что уже была.

Компания расширилась: в штате больше 30 человек, которые располагаются в трех офисах. Закуплены металлообрабатывающие станки, оборудование для лазерной сварки и другая техника, которая нужна для собственного производства роботов и компонентов к ним.

Chronosphere

Небольшая команда воссоздает исторические здания Беларуси в дополненной реальности. Объекты размещают на виртуальной карте. Подходишь к нужной точке со смартфоном — и через камеру видишь храм или замок в том самом месте, где он когда-то стоял.

На моделирование одного здания разработчикам требуется порядка пяти дней, но потом нужно привести объект к финальному состоянию. К концу зимы в Chronosphere было готово двенадцать сооружений. Команда планировала реконструировать исторические события вроде проезда конницы Наполеона по брусчатке в Беларуси.

Сейчас ход разработки замедлился: ребята говорят, что уделять внимание всем проектам не выходит, поэтому Chronosphere пока не в главном фокусе. Появилось два новых объекта, ведется поиск инвесторов — других новостей, говорят разработчики, пока нет.

Ноутбуки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by