Белорусы делают приложение с историческими зданиями в AR. Как и зачем?

8547
26 февраля 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Белорусы делают приложение с историческими зданиями в AR. Как и зачем?

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

— Нас уже весь район вокруг офиса знает. Ходим по дорогам, снимаем фонтаны, песочницы, здания. Представьте: стоим командой в одном месте и все смотрим в смартфоны. Люди явно что-то подозревают, — так руководитель проекта Александр описывает непростую разработку приложений для дополненной реальности. Впрочем, весь мир это пережил еще летом 2016 года, когда Pokemon Go захватила планету. Но белорусы не собираются наводнить страну очередными покемонами. Небольшая команда практически на добровольных началах делает AR-приложение Chronosphere, в котором можно увидеть исторические здания Минска прямо там, где они когда-то находились.

Александр говорит, что идея необычной программы возникла у него и одноклассника-архитектора Вадима: «Я интересовался дополненной реальностью, описал другу возможности, и так появилась мысль соединить технологию с архитектурой. Ведь можно воссоздать все, что было утрачено, и разместить там, где оно на самом деле стояло».

Работа над приложением началась около года назад:

— Уже были библиотеки по размещению объектов в дополненной реальности на поверхности. Но они нестабильные. Мы начали эксперимент: нашли разработчика, стали пробовать. Было много проблем. Пришли к идее, что нужно работать с QR-кодами: физически наносишь их на здание, и через смартфон пользователь видит то, что мы хотим показать. Представили, что придется с исполкомами договариваться о размещении в исторических местах наших табличек. Плюс технология не позволяет видеть здания в полную величину с расстояния.

Проблемы с точностью

Как раз в это время (июнь 2017) Apple представила AR Kit. Инструментарий для дополненной реальности серьезно повлиял на разработку Chronosphere: «Мы сразу начали тестировать и поняли, что у проекта есть шанс. Уже за месяц до Нового года были практически готовы. Затем начались вопросы по точности, и они не прекращаются до сих пор». Дело в корректности определения пользователя на карте: GPS и компас иногда шалят, особенно дела плохи при перепадах высот.

— У нас постоянная борьба за точность. Чем ближе находишься к зданию, тем меньше погрешность. Например, на Ратуше у нас расположены Дом губернатора и Дом казначейства. Они находятся близко друг от друга, но там большой уклон: одно здание стоит как должно, а другое парит в воздухе. К счастью, можно устанавливать данные по вертикали на основе информации из Google Maps.

Из-за этого разработчики поставили метки — нужно оказаться в определенной точке и уже оттуда смотреть через смартфон на здание. Решение временное: сейчас ведется разработка версии, где модели будут отображаться из любой точки в поле зрения, а не только из отмеченного круга. Но только если поблизости нет дорог, крутых оврагов, мостов и других потенциально опасных мест — увлекшись, люди могут оступиться и получить травмы. Также позволяется просто поставить, скажем, дом Чапского на свой стол и рассмотреть его со всех сторон.

В настоящий момент на карте Chronosphere двенадцать объектов — встречаются как отдельные здания, так и комплексы. Команда старается добавлять в первую очередь объекты, которые можно собрать в один маршрут. Таким образом люди смогут и прогуляться, и посмотреть на AR-сооружения. Большинство зданий пока сосредоточено в районе Верхнего города.

С информацией о внешнем виде объектов, цветовых решениях и других аспектах помогали преподаватели Вадима. Затем команда отправилась в Национальную библиотеку:

— Мы встретились с руководителями минских архивов и показали уже готовые объекты прямо на их столе. Так они открыли нам доступ к своим фондам. Теперь заказываем информацию и получаем сведения из достоверных источников. К тому же наши сотрудники — студенты БНТУ, их специальности связаны с архитектурой. Они знают, как то или иное здание должно выглядеть. Например, не сохранилось сведений о внутренней стороне сооружения. Тогда ребята ищут похожие объекты тех лет и представляют, какой была недостающая часть дома.

На моделирование самого здания уходит около пяти дней, но затем команда начинает избавляться от полигонов, улучшать текстуры, добавлять мелкие элементы. Приложение должно быть щадящим в плане потребляемого трафика: данные загружаются с серверов. Разработчики ищут компромисс между качеством и размером моделей:

— Мы пытаемся добиться естественного вида зданий. В одном билде у нас крыша была то слишком яркой, то излишне темной, то полосатой, то свет неправильно преломлялся. На всякий случай добавили изменение освещенности: как пользователям больше нравится, так и настроят под себя.

Реконструкция событий

Разработчики планируют сделать не просто статичные объекты, а реконструировать интересные исторические события. Александр говорит, что по одной брусчатой дороге в Беларуси шла конница Наполеона. Эту сцену без особых проблем можно воссоздать в дополненной реальности. Или, скажем, реконструировать бал в Мирском замке (просим вечеринку с дабстепом, в духе экранизации «Великого Гэтсби»), показать известные сражения Великой Отечественной войны. Но здесь возможны этические нюансы: «Есть фотография, на которой Гитлер идет по захваченной Брестской крепости. Хотели восстановить этот момент в AR, но ребята побаиваются — кого-то может задеть такое решение. Или, например, в Минске есть „стена Цоя“. Давайте посадим его туда через AR, пусть играет».

В дальнейшем Chronosphere не исключает расширения на другие города и страны. Но у разработчиков есть условия: «Страна должна быть, скажем так, затронута войной. Ведь столько зданий в Беларуси разрушено из-за военных действий, а в Европе сохранилось много исторических объектов. Мы пойдем туда, где много уничтоженных сооружений, потенциально интересных для туристов».

Александр отмечает, что разработчики общались с представителями Государственного литературного музея Янки Купалы. Дополненная реальность их так впечатлила, что они заинтересовались AR-квестом на территории объекта:

— Они тоже креативными оказались. Вадим предложил сделать квест: что-нибудь совсем безумное, типа «Янка Купала против пришельцев». В музее посмеялись, но идея им понравилась. В том районе находится много зданий, которые мы уже добавили в приложение: дом Чапского, Архиерейский дворец, водонапорная башня возле Александровского сквера. Наша команда уже ведет разработку AR-квеста на территории воссозданной первой минской каменной церкви.

К релизу версии 1.0 разработчики обещают больше 30 объектов и улучшенную точность позиционирования. Анимированные сцены появятся позже. «Это будет уже версия 2.0», — говорит Александр. Полноценный релиз ожидается примерно в середине весны. На теперешнем этапе Chronosphere просто отображает трехмерную модель здания. В дальнейшем разработчики планируют добавить историческую справку, которую озвучат «известные белорусам голоса».


Монетизировать Chronosphere за счет пользователей команда не будет: «Проект творческий, для души. Зарабатывать мы планируем на заказах с использованием отработанных технологий: например, при обустройстве интерьера с дополненной реальностью. Хотите купить новый диван, но не уверены, что он подойдет к обстановке? Проверили через смартфон, и все. Общались с мебельными фабриками — они заинтересовались такой идеей».

Смартфоны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by