12 февраля 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: dbrain.io

Зарабатывать $500, размечая картинки для ИИ. В чем суть белорусского стартапа Dbrain

Автор: Станислав Иванейко. Фото: dbrain.io

«Нейросеть», «токен», «блокчейн», «ICO», «искусственный интеллект» — эти термины страшны для обывателя даже по отдельности, не говоря уже о случаях, когда они встречаются все сразу в описании одного проекта. Белорусская команда Dbrain занята сложным на первый взгляд стартапом, который при благоприятном развитии событий поможет любому человеку подзаработать, а также упростит обучение нейросетей. Технический директор Алексей Хахунов и директор по маркетингу Иван Горшунов рассказали Onliner.by, в чем идея Dbrain и как он отличается от тысяч других стартапов, проводящих ICO.

Нейросеть — симуляция кусочка мозга

Dbrain — блокчейн-платформа для совместной работы над созданием искусственного интеллекта. Она объединяет бизнес, которому нужно написать нейросеть, с исполнителями этой работы. Создание нейросети предполагает большой объем ручного труда при разметке данных для обучения ИИ, что не только занимает много времени, но еще и затратно в плане финансов. Команда придумала, как повысить точность нейросетей:

— Создание любого проекта в области искусственного интеллекта состоит из двух разных компонентов. Первый — нужно взять данные и их разметить. Разметка — очень простой процесс. Представьте изображение пиццы: вам нужно вручную обвести все колбаски, сыр и что угодно еще. Работа монотонная и занимает много времени. Для обучения нейросети требуется исследовать примерно от ста тысяч до миллиона разного типа данных.

Второй компонент — нужно написать нейросеть. Это, по сути, симуляция маленького кусочка человеческого мозга, которая потом аналогично человеку сможет решать какую-то задачу. Например, на изображении пиццы находить колбасу. В процессе обучения нейросеть «наказывают» за неправильные ответы и «награждают» за правильные.

Мы занимаемся тем, что соединяем бизнес с разметчиками данных и людьми, которые пишут непосредственно нейросеть.

Так упрощается создание любого решения. Разметчики делают свою работу, мы проверяем корректность выполнения, обучаем на полученных данных модель и создаем API.

Иван Горшунов

«За час можно заработать $3»

Основная идея Dbrain в том, что любой человек может участвовать в обучении нейросети. Мы тоже попробовали — процесс показался невероятно нудным и похожим на развивающую игру для детей. Смотрим на фотографию котика и отвечаем, кто же этот пушистик: лисичка, котик, собачка или цапля. И так до посинения.

Но у разработчиков есть несколько аргументов. Во-первых, люди смогут зарабатывать тем, что, условно говоря, выбирают вариант ответа «кот» на изображении с котиком. Да, похоже, человечество докатилось развилось до стадии, когда за такое можно получать деньги. Во-вторых, при обучении нейросетей для узкого применения нужны специфические знания, и там уже примеры становятся посложнее.

Алексей Хахунов

— Определять котов и собак в тестовом задании легко. А если потребуются знания из профильных областей вроде хирургии? Как пожилые люди или школьники сделают правильную разметку?

— Есть два типа разметки. Для первого требуются люди, которые не должны обладать некими специальными навыками, — им будет достаточно, скажем так, житейского опыта. Другое дело, когда необходимо, к примеру, определять марки автомобилей по внешнему виду. Здесь уже нужны некие знания. Когда представитель бизнеса размещает у нас заказ на обучение нейросети, он может оставить пометку вида «специальные навыки».

Для подтверждения своих скиллов будет создан пул тестовых заданий: начиная от марок автомобилей и заканчивая определением рака по фотографиям органов. Конечно, при таких заказах оплата будет выше.

Работа для разметчика доступна через бота для мессенджеров, напрямую через сайт или через мобильное приложение (которое пока в процессе создания). Сперва нужно выполнить тестовое задание. Поскольку оно элементарное, команда допустит к полноценной работе только людей, выбравших 99% верных ответов. Токены на этом этапе начисляются символические — сотые доли центов. В дальнейшем организация труда планируется такой: сперва выполняете свою часть, затем ее проверяют другие участники. Когда ответы у большинства людей совпадают, данные отправляются в дальнейшую работу:

— Если из десяти человек семеро дали один ответ, а три — другой, то мы считаем, что численность здесь перевешивает. Так формируется рейтинг уверенности в пользователях: если они специально выбирают неправильный вариант, их рейтинг понижается и в дальнейшем они будут получать меньше средств.

— Сколько заработает студент, который по дороге на учебу со смартфона делает разметку нейросети?

— В среднем за час можно заработать $3. В месяц получается $400—600. Важно то, что разметкой может заниматься широкий пул людей: школьники, студенты, люди с ограниченными возможностями, пожилые и так далее.

Заветные для белоруса $500 начислят в криптовалюте. В свете последних новостей это может вызвать скепсис, но и здесь у разработчиков продумано решение. Dbrain создает эдакий мост между криптовалютой и фиатными деньгами:

Человек может легко перевести криптовалюту на банковскую карту или счет мобильного телефона — как ему удобнее. Чем интересна выплата в криптовалюте: если не хочешь рисковать, можешь прямо сейчас вывести деньги по фиксированному в долларах курсу. Заработал за час несколько долларов и тут же перевел их в фиатные деньги — пожалуйста, никаких ограничений. А если платформа развивается правильно, то растет стоимость ее токена и есть возможность оставить часть либо всю заработанную криптовалюту в надежде, что через месяц $5 превратятся в $7. Но никто не может этого гарантировать, все зависит от желания человека.

Перевод токенов в фиатные деньги происходит через готовую платформу — это стороннее решение. Оператора услуги в Dbrain пока не называют, но говорят, что он работает в СНГ, Китае и Японии: «Юридически все полностью согласовано и легализовано, вы сможете спокойно переводить криптовалюту на счет белорусского банка».

Смысл отправки зарплаты на номер телефона не особо ясен, но разработчики говорят, что таким образом вовлекают в финансовую деятельность людей без банковских счетов — а их, согласно исследованию EY, аж два миллиарда: «В Африке, например, номер мобильника — это еще и банковский аккаунт. Можете купить хоть хлеб, хоть машину с этого номера. Даже в России и Беларуси у огромного количества людей нет банковского счета. Нужно дать им альтернативу».

Об уникальном ICO

— Что в идеологии Dbrain важнее: обучение нейросетей или социальная функция вроде предоставления работы людям с ограниченными возможностями и так далее?

— Мы давно работаем с искусственным интеллектом. Стало понятно, что есть большая проблема: бизнес зачастую не может выделить отдельный раздел под data science, которые создадут решение на основе нейросетей. Разметка отнимает огромное количество времени. Рынок ИИ еще не сформирован: нет крупных компаний и масштабных игроков. Хочется создать инфраструктуру, которая будет выгодна всем. В процессе построения платформы стало ясно, что может появиться практически новая профессия — разметчик данных. Поэтому выбрать приоритет невозможно, здесь важно все сразу.

Dbrain обещает провести ICO, «которое еще никто не пытался сделать». Идея в том, что токены будут продаваться не частным покупателям, а венчурным фондам. Таким образом получится вроде как классическое инвестирование, но на базе блокчейна: «Фонд не получает прямого управления — только актив в виде токенов. Причем он ликвиден: можно продать, обменять. В отличие от физлиц, фонд прорабатывает долгосрочную стратегию и не столь спекулятивен — он не будет, как человек, каждый день пытаться продать актив и заработать на разнице. Это позволит избежать скачков стоимости токенов, которые мы сейчас наблюдаем». Суммарно компании нужно не менее $5 миллионов.


Другим отличием от проводимых ICO разработчики называют готовность проекта: Dbrain уже запущен и работает. Зачем тогда деньги? Команда говорит, что исключительно для быстрого масштабирования: «В ICO не существует так называемой best practise — никто не знает, как нужно его проводить. Сейчас есть два огромных риска. Первый — юридический: сбор средств с огромного числа людей по непонятным правилам — это очень рискованно: неясно, что делать с появлением регулирования. Второй момент — мы идем на ICO не с целью разработать космолет. Есть продукт, есть клиент, полноценная команда. Теперь нужно просто это расширить. И получится стандартный венчурный раунд инвестиций».

Ноутбуки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by