Как белорусы сделали бесплатное приложение для незрячих и волонтеров

5863
23 октября 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Как белорусы сделали бесплатное приложение для незрячих и волонтеров

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Помощь инвалидам редко заходит дальше сочувствия в соцсетях или разовой покупки какой-нибудь безделушки, сделанной человеком с ограниченными возможностями. Белорусы озадачились проблемой, на которую обычные люди и внимания не обращают — настолько далекой и «не своей» она кажется. Разработчики ООО «Лаборатория Инноваций» сделали приложение-компаньон для незрячих, с помощью которого волонтеры подсказывают направление, считывают ценники и помогают в других ежедневных вопросах. Как ни странно для частной компании, проект, по словам создателей, целиком бесплатный, и зарабатывать на нем не планируется. Где подвох и зачем студия вообще взялась делать такое приложение, Onliner.by рассказали его авторы.

Домашний потоп привел к идее сервиса

Подвоха нет, сразу говорит идеолог проекта Евгений: «Идея появилась случайно. Однажды у меня дома системы водоснабжения дали сбой — прорвало магистральный фильтр, вода пропала. Дело было под Новый год, скоро должны были прийти гости, и сантехники, скажем так, уже начали праздновать — никто не мог приехать. Пришлось самому искать в интернете, как все ремонтировать. Тогда возникла мысль удаленного сервиса: чтобы специалист по видеосвязи мог рассказать все нюансы». На тот момент идея была отложена в нижний ящик стола.

Евгений

Спустя полгода компания переехала в офис недалеко от улицы Якубовского. Рядом находится завод «Светоприбор», где работают незрячие, здесь же расположены общежития для сотрудников с проблемами по зрению: «Этот район считается эдаким компактным местом проживания незрячих. Всюду поручни, светофоры со звуковой индикацией и другие штуки. Раньше как-то не замечали в городе таких людей, а здесь начали прямо на улицах их встречать. Видели, как они в транспорте передвигаются, ищут нужный выход и так далее. Вспомнилась давняя идея видеосервиса-помощника, и все сложилось. Захотелось сделать что-то социально полезное. Тем более что в Беларуси проживает около 35 тысяч полностью незрячих и слабовидящих, а надеяться они могут в основном только на себя».

Сперва разработчики хотели сделать отдельное устройство и собрали несколько рабочих прототипов, но затем поняли, что процесс разработки будет значительно дороже, а сам гаджет придется еще и покупать, в то время как Stuurman (Android, iOS) можно сделать бесплатным. К тому же в смартфонах вполне хорошие камеры, поэтому нет нужды носить с собой еще одно устройство, заряжать его, когда мобильник есть у каждого и он целиком выполняет требуемые задачи.

Начался поиск конкурентов, хотя соперничество между такими проектами если и есть, то очень условное — все же превалирует помощь, а не заработок. Удалось найти зарубежный сервис Be My Eyes для iOS: «Функциональность слабая, доступен только видеозвонок. Сервисом пользуются в основном на территории США. Пробовали использовать приложение и мы, и наши незрячие — установить связь почти невозможно. Непонятно, кому звонишь и куда. Допустим, вызываешь человека, а твоим проводником система выбирает кого-нибудь в Нью-Йорке — какая уж тут помощь».

Бесплатный трафик для пользователей

Идея проекта в том, что волонтер становится глазами незрячего: через камеру смартфона видит ценники, улицу, аптечные рецепты, окружающую обстановку и помогает сориентировать инвалида. Человек нажимает в Stuurman кнопку вызова, звонок поступает на группу доступных в данный момент волонтеров. Первый ответивший и становится временным спутником. Каждая сторона по итогам сессии получает друг от друга баллы: ведь и проводник может оказаться неважным помощником, и незрячий как-то заденет волонтера. В качестве мотивирующего фактора разработчики публикуют на сайте ники «штурманов дня».

Анастасия

Создатели заручились поддержкой ОО «БелТИЗ» и мобильных операторов. Последние согласились не учитывать трафик для работы приложения — это оказалось необходимо, поскольку видеопоток «съедает» немало мегабайтов (10 минут — около 100 МБ). Кстати, вопреки стереотипам, незрячие очень даже пользуются смартфонами: в современных ОС есть режим работы для людей с нарушением зрения, когда информация с экрана озвучивается системой.

Сначала Stuurman был доступен только на Android, на прошлой неделе появилась версия для iOS. Пользователей из Беларуси, правда, не очень много, но разработчики снова отмечают, что речь о выгоде и рентабельности не идет.

Артем

— Незрячие иногда говорят, что хотят быть максимально самостоятельными. А с вашим приложением человек попадает в прямую зависимость от своего штурмана. Как к этому относятся пользователи?

— Увы, незрячий не может быть полностью независимым. Мы даже не пытались внедрять машинное зрение, нейросети и подобные технологии. Во-первых, они еще далеки от совершенства, во-вторых, тогда незрячий будет зависеть не от человека, а от системы — то есть самостоятельной жизни все равно не получится. К тому же мы подчеркиваем: Stuurman — не замена трости и банального инстинкта самосохранения. Это помощник, поэтому игнорировать привычные меры безопасности нельзя.

Сейчас разработчики думают над методикой работы со штурманами, говорит Анастасия: «Сначала к нам было много вопросов от незрячих: кем будут проводники, как будет происходить взаимодействие, куда они нас поведут? Мы планируем проводить обычные беседы с волонтерами — будем смотреть на человека, узнавать мотивы, по которым он хочет помогать. Ведь появляется большая ответственность: вдруг кто-то скажет идти на красный свет, а незрячий попадет под машину. Или взять ту же помощь в подборе и дозировке лекарств... Если у незрячего есть сомнения — а для таких людей, к сожалению, порой характерна недоверчивость к окружающим, — есть список „любимых контактов“. Там могут быть друзья, родственники — можно позвонить им и уточнить информацию».

— Что грозит штурманам, из-за которых пострадает незрячий?

— Мы широко обсуждали эту тему с незрячими. Они отлично понимают риски. Сошлись на следующем: раз они пользуются нашим сервисом, то соглашаются на маловероятную, но все же возможную опасность. Ведь тимуровец может перевести под руку бабушку до середины дороги, а потом бросить — со Stuurman то же самое. Также мы можем подключиться к видеопотоку и понаблюдать за ситуацией. Кроме этого пишется видеоархив со звуковой дорожкой: при возникновении неприятности мы просмотрим запись. В дальнейшем добавим авторизацию по номеру телефона, и тогда уже точно какой-нибудь шутник не захочет использовать Stuurman ради злой забавы.

Соотношение штурманов и незрячих — 50:50

Сервис начинает выходить на другие рынки. По словам Евгения, проектом очень заинтересовалась Грузия, также подключаются люди из Эстонии, России и Казахстана. Команда размышляет над региональной привязкой: стоит ли ее добавлять или пусть приложение соединяет незрячих и штурманов из разных стран.

Всего в системе порядка 800 активных пользователей, соотношение незрячих и проводников — примерно 50 на 50. В онлайне постоянно находится «достаточно» человек, готовых помочь. Например, за время часовой беседы утром в будний день на смартфон Евгения пришло два звонка. В одном случае поднять трубку мы не успели (другой волонтер принял вызов буквально в первую же секунду), а во второй раз незрячий, вероятно, тестировал приложение, потому как разорвал соединение через несколько секунд после ответа.

— Штурманы кроме морального удовлетворения что-то получают?

— Собственно, в наше время это уже многое. Проект одинаково нацелен на две стороны — и штурманов, и незрячих. В обществе распространена ситуация, когда человек вроде и хочет помочь, но появляется проблема «первого шага» — что-то мешает. Мы постарались сделать порог вхождения предельно низким — нужно просто скачать приложение, зарегистрироваться и ждать звонка. Если говорить о выгоде, то пока это сугубо моральная сторона вопроса. Но формируется база волонтеров, что может оказаться полезным на каких-либо мероприятиях и встречах.

Самым сложным разработчики называют привлечение критической массы незрячих пользователей: «В этом проекте технологических проблем мало, и они решаемы. А сформировать стабильную базу пользователей оказалось непросто».

Первый пользователь Stuurman, мальчик Паша, весной жаловался на проблемы с интернетом: картинка иногда прерывается, и проводнику непонятно, что происходит в данный момент вокруг незрячего. Теперь, говорят создатели проекта, алгоритмы пересмотрены: «Мы перешли на более совершенные кодеки, стало лучше. 3G точно будет хватать, в регионах порой связь даже качественнее, чем в Минске. Да, при ухудшении сигнала картинка распадается на квадраты, но постепенно вновь становится четкой. Вместе с этим штурман может сделать скриншот без прерывания видеопотока и рассмотреть, например, инструкцию к лекарству более подробно. Хотя в первый раз потеря сигнала на пару секунд может вызвать панику, особенно если в этот момент вы отправили человека переходить дорогу».

— Был у нас и такой случай. Одна женщина с сахарным диабетом не пользуется смартфоном — только Skype на компьютере. Она позвонила своему незрячему знакомому, показала на веб-камеру данные с глюкометра. Тот поднес к монитору смартфон с запущенным Stuurman, и я смог прочесть информацию с прибора, — вспоминает Артем.

Также штурман может запросить местоположение незрячего, чтобы сориентироваться, где находится человек. Обычно звонок длится минуту-две, поэтому много времени у проводников не отнимут: «Сперва мы думали, что сессии будут более долгими. Но незрячие прибегают к помощи только в крайнем случае — это тоже к вопросу об их желании быть независимыми. Лишь около раза в неделю регистрируем вызов длительностью более десяти минут. Согласитесь, даже у работающих людей найдется пару минут в день на помощь».

Незрячие обращаются к приложению по ситуации, а на привычных маршрутах они обычно хорошо ориентируются сами: «Однажды, например, женщина заблудилась в своем любимом парке — там меняли плитку, и она потеряла привычные ориентиры».


Разработчики вышли на контакт с «Минсктрансом». Планируется добавить в Stuurman возможность «бронирования» общественного транспорта. Суть в следующем: находясь на остановке, незрячий запрашивает актуальное расписание, выбирает нужный ему номер транспорта, и водителю приходит на терминал уведомление — «на такой-то остановке будет садиться инвалид по зрению, нужно подъехать строго к столбу с расписанием и дождаться, пока пассажир зайдет в салон». По словам команды, госпредприятие предварительно согласилось помочь с реализацией. Об этом нововведении, говорят в Stuurman, просили многие незрячие. Вместе с внедрением остановок планируется масштабный выход на соседние рынки.

Смартфоны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by