28 323
213
18 декабря 2019 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович
Спецпроект

Запуск World of Tanks и смерть Nokia. События и тенденции, которыми нам запомнится десятилетие в технологиях

Это были насыщенные и интересные десять лет. Мы пережили консольные войны и узрели, кто вышел победителем. Мы наблюдали за тем, как Microsoft утаскивает Nokia на дно. Мы были свидетелями рождения Viber и World of Tanks, презентации iPad и смерти его создателя. Мы на себе прочувствовали, как смартфоны превращаются в полноценную замену компьютерам, и начали знакомство с новой национальной идеей «Войти в айти». О главных событиях и тенденциях в мире технологий рассказываем вместе с Samsung в проекте про уходящее десятилетие.

«Войти в айти»

За последнее десятилетие Парк высоких технологий и профессия программиста стали в Беларуси значимыми брендами. Страну то и дело сотрясали экономические кризисы, рублевые заначки обесценивались, и привязанная к курсу доллара высокая зарплата айтишников для многих была единственным шансом обрести финансовую стабильность. А потому и неудивительно, что многие белорусы поняли: даже после получения вузовской корочки можно и нужно заниматься самообразованием. Благо кадровый голод на IT-рынке страны готовы утолять специалистами с любым образовательным бэкграундом за плечами: что-то не умеешь — научим.

На этом фоне непрерывно росло число резидентов главной айтишной кузницы страны — ПВТ. На 31 декабря 2009 года в нем числилось 80 резидентов, и впоследствии их число планомерно и понемногу увеличивалось. В конце 2017-го был подписан декрет №8 «О развитии цифровой экономики». Этим документом до 2049 года был продлен срок специального правового режима ПВТ и налоговых льгот для резидентов, а также открыты двери для компаний из более широкого списка направлений работы. Новые резиденты стали плодиться как грибы после дождя, а общий объем экспорта услуг компаний из ПВТ по итогам 2018-го вырос почти до $1,5 млрд. В 2019-м будет еще больше.

MSQRD

Во многом стартап-революции в белорусском IT поспособствовала история успеха парней из MSQRD. В марте 2016 года становится известно, что Марк Цукерберг покупает для крупнейшей социальной сети в мире этот белорусский стартап. Его основатели Евгений Невгень, Сергей Гончар и Евгений Затепякин создавали технологию, которая позволяла в режиме реального времени транслировать на лицо человека маски. Вскоре технология была интегрирована в сервисы Facebook и Instagram, а основатели MSQRD заработали на этом не один миллион.

«Ребята из MSQRD шли к успеху 6—7 лет. Факт: в IT порог входа очень маленький. Команда из трех взаимодополняющих специалистов может на три недели закрыться в комнате и сделать продукт, который будет конкурировать с мировыми компаниями»,говорил нам Николай Давыдов, сооснователь инвестиционной компании Gagarin Capital и советник MSQRD.

 

Социальные сети и мессенджеры

Заметно поменялись способы нашего общения в сети. Сперва социальные сети во второй половине нулевых убили мессенджеры (помните номер своей «аськи»?), а потом мессенджеры принялись отвоевывать свое законное место под солнцем.

В декабре 2010 года израильские граждане Игорь Магазинник и Тальмон Марко выпускают первую версию Viber для iPhone. Через три с небольшим года приложение выкупит японский миллиардер, но главный офис разработки Viber по-прежнему будет находиться в Минске. Это небольшой повод для гордости белорусам, которые и сегодня в большинстве своем пользуются «вайбером», пускай на пятки ему наступает Telegram от Павла Дурова.

Павел за эти годы успел лишиться своего детища «ВКонтакте». Главную социальную сеть СНГ в начале нулевых штормило, ее создатель был чересчур своенравен, пытался политизировать набирающий вес медиарупор, не хотел идти навстречу правообладателям и правоохранителям. В апреле 2013 года поменялся состав акционеров «ВКонтакте», часть сооснователей покинула компанию и Дуров остался один на один с корпорациями, у которых оказалось куда больше влияния на внутренние процессы. Павел продал свои акции и в апреле 2014 года ушел, так и не вернув стену, которую отключил в 2010-м.

Впрочем, ему было чем заняться. С августа 2013 года вместе со своим братом и соратниками он работал над созданием мессенджера Telegram, который сегодня является вторым по популярности среди наших читателей. Удивительно, но по данным на сентябрь 2019 года, в целом среди белорусов Telegram лишь на четвертом месте по популярности (23%). По остальным мессенджерам ситуация выглядит так: 70% наших соотечественников пользуются Viber, 38% — Skype, 25% — WhatsApp.

Также мы наблюдали взрывной рост популярности Instagram — социальной сети, которая стала едва ли не самой важной для каждой знаменитости в мире. Все-таки формат, который делает упор в первую очередь на изображения, доминировал во второй половине этого десятилетия в соцсетях. Во многом этому поспособствовали и Stories, которые были изобретены командой Snapchat и популяризованы Instagram. Вскоре «Истории» в том или ином виде стали вещать едва ли не из каждого утюга.

Гонка ядер и гибель Nokia

Мессенджеры вернулись в нашу жизнь во многом благодаря смартфонам, которые стали новым карманным помощником практически каждого человека. Под конец прошлого десятилетия Стив Джобс показал первый iPhone, затем вышел первый смартфон на Android. Ушедшее десятилетие явственно показало, что на рынке могут существовать лишь две мобильные операционные системы. А всяким устройствам на Bada, Tizen, WebOS и Firefox OS уготовано забвение вскоре после их выхода.

Сами же смартфоны прошли путь от дешевых пластиковых «обмылков», которые порой сохраняли индивидуальный дизайн, до чертовски похожих друг на друга многоядерных и многокамерных металлически-стеклянных монстров размерами не меньше пяти дюймов по диагонали.

Не все компании пережили трансформацию мобильного рынка без потерь. На протяжении нескольких лет мы наблюдали за обреченными: компания Microsoft утаскивала на дно Nokia — гиганта индустрии, который в начале десятилетия отгружал мобилки сотнями миллионов штук.

Операционная система от Microsoft для мобильных устройств оказалась нежизнеспособной, а Nokia, выпустив несколько вполне примечательных смартфонов на Windows Phone, в 2013 году продала трещащий по швам мобильный бизнес американцам. Но им не суждено было возродить легендарный бренд. Вновь о нем заговорили лишь в 2016-м, когда Nokia и Foxconn решили выпускать аппараты на Android.

Смартфоны доминировали на технологическом рынке. Американская Apple, которая в первой половине десятилетия сохраняла звание инновационной компании, стремилась найти новые рынки. И, в принципе, у нее это получалось куда лучше, чем у конкурентов: планшеты ассоциируются сегодня с представленным в 2010 году iPad, а умные часы — с Apple Watch. Параллельно мы привыкаем носить на руке фитнес-браслеты и управлять дронами компании DJI, которая по сути монополизировала рынок квадрокоптеров в среде как видеомейкеров, так и любителей.

Зимой 2010 года iPad показывает со сцены Стив Джобс. В июне 2010-го он представляет iPhone 4, а через год демонстрирует сервис iCloud уже из вынужденного отпуска. Сооснователя и вдохновителя Apple не станет в октябре 2011 года, на следующий день после презентации iPhone 4S. «Эска» появится в продуктовой линейке компании впервые. Как решат многие, это расшифровывается как «for Steve».

Парня, который умел в продукт, заменил парень, который умеет в процессы. В Apple началась эра Тима Кука, который с ходу заявил: «Я не Стив Джобс и даже не буду пытаться им стать, я буду собой».

World of Tanks

В августе 2010 года малоизвестная белорусская студия Wargaming выпускает аркадный танковый симулятор World of Tanks с масштабными сражениями между игроками в онлайне. Во времена, когда все стремились делать фэнтези-MMO, белорусы сделали игру про танки Второй мировой войны.

И не прогадали: проект со старта стал невероятным хитом. В сентябре в «Танки» играло уже около 700 тыс. человек по всему миру, а пиковые показатели онлайна достигали 43 тыс. на серверах СНГ. К январю 2011 года в игре насчитывалось более миллиона аккаунтов, а на русскоязычном сервере одновременно играли более 70 тыс. человек. Проект WoT стал феноменом и брендом, которым гордился каждый белорус. В том же январе, когда наш корреспондент посещал студию разработки, там работало около 170 человек. К настоящему моменту число сотрудников выросло более чем в 11 раз только в Беларуси.

Неизвестно, в какой момент все пошло вкривь и вкось, но большим брендам приходится сталкиваться не только с любовью, но и с желчью. За свою девятилетнюю историю WoT переживала взлеты и падения, но по-прежнему остается одной из самых популярных онлайн-игр. По крайней мере, в СНГ, где количество онлайн-игроков колеблется в пределах 40—400 тыс. в зависимости от времени суток. Ну а День танкиста в Минске регулярно превращается в огромный городской праздник.

Переход на 3G и 4G

Скорость доступа в сеть для белорусов неотвратимо росла. Причем для пользователей как домашнего, так и мобильного интернета. В ноябре 2009-го life:) получает право первой ночи и запускает собственную 3G-сеть. Уже к концу года в ней насчитывается 100 тыс. абонентов. Вербовал их в свою сеть робот Триджик — рекламный маскот, который с экранов телевизоров и щитов наружной рекламы рассказывал о преимуществах новой технологии.

Весной 2010 года о запуске 3G объявляют velcom (нынешний A1) и МТС. Гиганты подтянулись к аутсайдеру по технологичности своих сетей. И если на первых порах 3G-связь была доступна только жителям областных центров, то в течение года современные базовые станции охватили и райцентры. Смотреть видео теперь можно было уже прямо на смартфоне. Не многие старые мобильники тогда поддерживали такие скорости. А если и поддерживали, то пользоваться интернетом на маленьком экранчике было неудобно.

Но уже тогда шли разговоры о проведении тендера по LTE-частотам и постройке коммерческой сети нового поколения. Ненадолго в 2012 году LTE белорусам показали россияне из Yota, но вскоре проект «Йота-Бел» свернули. Право на строительство LTE-сети получила компания beCloud, 51% которой принадлежит РУП «Национальный центр обмена трафиком». По сути, beCloud стал инфраструктурным оператором.

Сеть четвертого поколения первой в коммерческую эксплуатацию запустила компания МТС. Произошло это в декабре 2015 года. В торжественной обстановке кнопку запуска нажали в четыре руки представители Министерства связи, мобильного оператора МТС, инфраструктурного оператора beCloud и компании Huawei. В августе 2016 года к торжеству высоких скоростей присоединились абоненты life:). Дольше остальных пришлось ждать абонентам A1. Австрийцы хотели развивать свою LTE-сеть, но сломить сопротивление естественной монополии не вышло, и в марте 2019 года 4G от A1 заработал на инфраструктуре beCloud.

В 2017 году «Белтелеком» наконец отправляет на покой технологию, с которой для многих из нас начинался интернет: 1 февраля государственный провайдер прекратил предоставление услуги «коммутируемого беспарольного доступа в сеть Интернет». В народе она больше известна как dial-up. Для коммутируемого доступа использовались компьютер с модемом и телефонная линия. Беспарольный dial-up не предполагал заключения каких-либо договоров, а пользователи могли с его помощью выйти в интернет по номеру 8-600-100. При этом телефонная линия становилась полностью недоступной, что немало расстраивало домочадцев.

Криптовалютная лихорадка

В 2017 году белорусы вместе со всем прогрессивным миром пережили криптовалютный бум. Большинство, к несчастью, прогорело, но кто-то определенно успел заработать. Если, конечно, догадался, когда нужно выйти. Или вовремя успел намайнить себе биткоинов с помощью самодельных ферм, собранных из потребительских видеокарт.

Курс постепенно рос все десятилетие. То, что начиналось с ничтожных долей цента, к 2015 году выросло до уверенных $200 за один биткоин. Но в 2017-м постепенный рост сменился взрывным: в январе одна виртуальная монета стоила около $1 тыс., в июне — $2,5 тыс., в октябре — $5 тыс., спустя два месяца — все $17 тыс. Срочно покупай! Вкладывайся в валюту будущего, которая через год будет стоить сотни тысяч долларов. Вскоре курс обвалился, его поштормило, а шумиха и пик хайпа вокруг криптовалют прошли.

Космос, ты просто космос!

В нулевых Беларусь могла стать космической державой. В 2006 году наш первый спутник был уничтожен из-за аварии ракеты-носителя «Днепр». Спустя 6 лет, в 2012-м, попытку повторили, и она оказалась успешной: БелКА (аппарат дистанционного зондирования Земли) вышел на орбиту и работает по сей день, снабжая госорганы и частных заказчиков снимками поверхности планеты.

Но отнюдь не мы доминировали в космосе в эти годы. Компания SpaceX и ее основатель Илон Маск, кажется, не сходили со страниц прессы все десятилетие. В 2012 году впервые частный грузовой корабль пристыковался к МКС. А под конец 2015-го состоялось еще более значимое историческое событие для компании: после вывода полезной нагрузки успешно приземлилась первая ступень ракеты Falcon 9.

После этого о многоразовых ракетах заговорили с новой силой: через полтора года бэушную ступень запускают повторно. В 2018-м Илон Маск в рамках невероятного шоу с помощью самой мощной из ныне существующих ракет Falcon Heavy отправляет в космос свою красную Tesla с манекеном на борту. И его полубредовые рассуждения об экспедиции на Марс уже не кажутся невыполнимыми. Он может.

Запомнится десятилетка и активным китайским присутствием в космосе. В 2011 году на орбите появилась станция «Тяньгун-1», которая принимала пилотируемые и беспилотные китайские корабли. Однако в 2016-м с ней потеряли связь, а через два года мир с опаской наблюдал за тем, как станция совершила неконтролируемый вход в атмосферу и сгорела.

Мировая наука

В 2012 году самый дорогой научный эксперимент Европы дает первые плоды: на Большом адронном коллайдере, который все-таки не привел к образованию черной дыры и уничтожению планеты, обнаружили бозон Хиггса. Предсказавший существование этой элементарной частицы еще в 1960-х годах Питер Хиггс был удостоен Нобелевской премии.

От сверхмалого к сверхбольшому. В 2016-м группа ученых объявляет об экспериментальном открытии гравитационных волн. Их приборы зафиксировали рябь пространства-времени, вызванную слиянием двух черных дыр. Существование таких волн было предсказано общей теорией относительности Альберта Эйнштейна.

В конце 90-х мир следил за судьбой овечки Долли — первого клонированного млекопитающего. В 2018 году мы узнаем, что в Китае родились первые генетически отредактированные люди — девочки-близняшки, которые в прессе получили имена Лулу и Нана. Большой скандал. С новой силой были подняты вопросы об этичности вмешательства человека в генетический материал.

Также в 2018-м скончался один из самых известных ученых и популяризаторов науки — Стивен Хокинг. Англичанин еще при жизни стал заметным элементом современной популярной культуры: отсылки к нему появлялись в мультфильмах и сериалах на ТВ, в 2014 году вышел полноценный биографический фильм. Несмотря на тяжелое заболевание, которое практически полностью парализовало ученого, он смог прожить насыщенные и полезные 76 лет.

Игры

Уходящее десятилетие серьезно перекроило игровую индустрию. Во многом благодаря доступному скоростному интернету. Казалось бы, все жанры давно определены, и студиям остается лишь развивать свой продукт в пределах избранного направления. Но сперва DayZ, а затем и PUBG показали, что никогда нельзя говорить «никогда».

Проект DayZ был пользовательской модификацией про выживание в населенном зомбаками мире для Arma 2. Игру быстренько попытались выпустить отдельно, продали миллионы копий, но так и не сумели доделать до играбельного состояния. Тем не менее влияние ее было столь высоко, что тематика выживания и зомби-апокалипсиса надолго поселилась в игровой индустрии.

Такими же влиятельными оказались Dark Souls, Destiny, Hearthstone, PUBG, Pokemon Go и Dota Auto Chess. Все эти игры либо изобрели новые жанры (королевская битва, лутер-шутер, автобаттлер), либо преобразили существующие (карточные коллекционные игры, игры в дополненной реальности). И у всех этих проектов есть общая черта: они привлекли миллионы поклонников по всему миру и породили череду подражателей разной степени качества.

Несмотря на доминирование онлайн-составляющей, за эти десять лет вышло много классных и запоминающихся игр. Все их перечислить просто невозможно, а потому назовем лишь несколько ключевых, которые без сомнения стали классикой и повлияли не только на своих фанатов и жанр, но и на популярную культуру в целом: «Ведьмак 3», Minecraft, The Elder Scrolls V: Skyrim, The Legend of Zelda: Breath of the Wild, Mass Effect 2 и The Last of Us.

Шлемы виртуальной реальности, к сожалению, не нашли широкого применения в домах геймеров, но с выходом нового поколения консолей, хочется надеяться, они станут и более доступными, и более впечатляющими. Пока же для качественного погружения в виртуальную реальность нужен мощный компьютер и связка камер, а потому станции виртуальной реальности становятся скорее уделом развлекательных клубов и энтузиастов.

В целом же это десятилетие прошло под знаком игровых приставок восьмого поколения. В ноябре 2013 года практически одновременно стартовали продажи PlayStation 4 и Xbox One, двух главных конкурентов на рынке консолей. И последняя битву этих поколений проиграла: в ее случае упор был сделан на производительность, тогда как Sony пошла по пути создания эксклюзивных высокобюджетных игр для своей приставки. Вместе с тем Microsoft не раскрывает информацию о продажах Xbox One. Аналитики считают, что к настоящему моменту реализовано более 47 млн этих консолей. Число же проданных PlayStation 4 перевалило за 102 млн.

Дебютировавшая в 2017 году гибридная консоль Nintendo Switch производительностью похвастаться не может, но сильный лайнап эксклюзивов и мобильность приставки приглянулись геймерам. За пару лет они скупили уже больше 41 млн таких консолей.

Киберспорт

И в 90-х, и в нулевых киберспорт был. Но из-за отсутствия скоростного доступа в интернет зрителей у него было немного. По телевизору это действо показывали разве что в Южной Корее, а YouTube тогда считался лишь видеохостингом.

В 2011 году случаются сразу два знаковых события. В августе на выставке GamesCom в Кельне проходит первый в истории турнир из серии The International по Dota 2 с призовым фондом в $1,6 млн. Шокирующая цифра для турнира по компьютерной игре. Проект только-только представлен, для освещения турнира приглашены раскрученные комментаторы, а транслируется все это на Twitch.

Этот стриминговый сервис был запущен месяцем ранее как отделение justin.tv, но вскоре превзошел своего «родителя». Во многом благодаря трансляциям киберспортивных событий и растущей популярности стримеров. Уже к середине 2013 года на Twitch ежемесячно было 43 млн зрителей. Сервис быстро занял практически монопольное положение на рынке видеостриминга, вышел за пределы исключительно игр и был приобретен компанией Amazon за сумму чуть меньше миллиарда долларов.

В общем, большие деньги, огромное число зрителей и соответствующая технологическая площадка заложили в начале этого десятилетия фундамент для киберспортивной индустрии, которая вскоре оформилась по-взрослому: организации, трансферы, контракты, турнирные операторы и целые студии трансляции. Упомянутый The International по Dota 2 и сегодня остается одним из самых важных событий в киберспорте. На минувшем турнире были разыграны рекордные $34 млн. А 3 ноября этого года был поставлен рекорд по пиковому числу зрителей во время киберспортивной трансляции: за полуфиналом на мировом чемпионате по League of Legends следили 3,985 млн человек по всему миру.

Беларусь, конечно, в этом плане не находится на передовой, но в последние годы дела здесь заметно улучшились. Когда-то весь киберспорт кучковался вокруг компьютерных клубов, однако в этом десятилетии он принялся оформляться в киберспортивные организации даже внутри страны. С 2013 по 2016 год белорусские любители Dota 2 болели за команду Power Rangers, выходцы из которой затем выступали и на The International. А чуть раньше ТЦ «Столица» стал местом регулярного проведения различных киберспортивных турниров. Там играли и в «контру», и в «танки», и в старый добрый StarCraft.

В январе 2016 года в «Минск-Арене» проходит турнир Starladder, на который съезжаются сильнейшие команды по Dota 2 и CS:GO со всего мира. Стадион забит под завязку, трансляции ведутся на нескольких языках, минчане показывают, что умеют болеть красиво.

В 2017 году в белорусский киберспорт приходят пусть небольшие, но стабильные деньги: создается киберспортивная организация Nemiga Gaming, которая вскоре обзаводится составами по CS:GO, Dota 2, HearthStone и FIFA. Главное условие мецената из IT-сферы, который во все это вкладывается, — белорусские игроки в составе.

В том же году создается Белорусская федерация киберспорта, которая активно включается в проведение турниров по популярным дисциплинам сперва в Минске, а затем и в регионах. Таким образом, даже у ленивых любителей, которым не хочется ехать в столицу, появляется шанс прикоснуться к соревновательным играм.


Samsung Electronics — мировой лидер в области электронных технологий. 50 лет создаем будущее. 10 лет помогаем миллионам пользователей добиваться большего благодаря смартфонам Samsung Galaxy.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.
Android, экран 6.1" AMOLED (1440x3040), Exynos 9820, ОЗУ 8 ГБ, флэш-память 128 ГБ, карты памяти, камера 12 Мп, аккумулятор 3400 мАч, 2 SIM

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович
Без комментариев