Рожденные ползать оседлали квадрокоптер. Тест-драйв DJI Phantom 3 Professional

 
166
23 октября 2015 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Алексей Матюшков

У нас был с собой один квадрокоптер, куча лопастей для него, один пульт управления, три аккумулятора, один «айпад» и отличная ветреная погода. И это только на руку, ведь в стрессовых и агрессивных условиях мы лучше всего смогли оценить дружелюбность китайского дрона к не самым ровным рукам пилота-новичка. Onliner.by не остался в стороне от новомодного тренда и устроил тест-драйв квадрокоптера Phantom 3 от китайской фирмы DJI почти за 30 млн рублей.

Радиоуправляемые дроны в одно мгновение преодолели путь от комнатных игрушек до профессиональных инструментов. В интернет-магазинах можно отыскать как четырехвинтовые модели размером с монету, которые скорее предназначены для развлечения детей, так и большие серьезные аппараты, способные нести немалый вес полезной нагрузки. Соответственно, разнятся и цены на такие устройства: от пары десятков до нескольких тысяч долларов.

DJI — это китайская фирма, которая за короткий срок умудрилась стать одним из лидеров на рынке квадрокоптеров. Это подтверждают и западные аналитики. Они уверены, что по итогам 2015 года объем рынка радиоуправляемых дронов достигнет 1,5 млрд долларов. И 1 млрд из них достанется именно этой китайской компании. Неожиданно? Да, весьма.

А потому не удивительно, что квадрокоптеры DJI проще всего найти на руках у белорусских энтузиастов, которые готовы обучить новичков всем премудростям радиоуправляемого полета.

Мы решили не церемониться и устроить тест-драйв той модели китайского производителя, что стоит подороже — Phantom 3 Professional за почти 29 млн рублей. Кроме «про»-версии есть дроны и подешевле: Advanced за 25 млн и Standard за 19,5 млн. От старшей версии они отличаются зарядным устройством (57 Вт вместо 100 Вт) и качеством съемки видео (2,7K вместо 4K). А модель Standard к тому же поставляется с пультом от предыдущего поколения квадрокоптеров DJI. Официальный интернет-магазин DJI оценивает «Фантомы» третьей серии в 1260, 1000 и 700 долларов соответственно.

Выбрали и отправились на импровизированный полигон, которым стала автомобильная развязка на пересечении проспектов Жукова и Дзержинского. Мы являемся честными новичками в радиоуправляемых полетах, а потому первоначально слушаем краткий инструктаж и знакомимся с кнопочками самого дрона и его пульта.

На дне квадрокоптера закреплен подвес с камерой. Выглядит он довольно хлипко, а потому обходиться с ним следует осторожно.

С тыльной стороны устройства размещается отсек для подсоединения батареи. Кнопка на ней активирует дрон, а индикаторы показывают оставшийся уровень заряда. Чтобы проверить его, не обязательно подключаться к квадрокоптеру.

Гораздо содержательнее выглядит пульт. Он довольно увесистый и снабжен несколькими кнопками, рычажками и стиками, разбросанными по корпусу весьма эргономично: все под рукой, а точнее, прямо под пальцами.

Два самых заметных джойстика отвечают за набор высоты и посадку, за передвижение квадрокоптера вперед, назад, влево и вправо по горизонтали. Тем, кто хоть какое-то время провел с геймпадом за компьютерными играми, освоить управление дроном будет проще.

На этом важные элементы управления не заканчиваются. Под рычажками находится кнопка включения пульта, а рядом с ней — кнопка «Домой». Ее длительное нажатие заставляет квадрокоптер вернуться к точке взлета, которую он автоматически запоминает при активации.

Также с пульта можно включать видеозапись, делать снимки, настраивать экспозицию и вращать камерой. Эти кнопки полезны, если мы решили не подключать смартфон или планшет.

Однако делать этого в принципе не стоит, ведь главная «фишка» полетов на «Фантоме» — видеть то, что с высоты видит сам дрон. Подключаем планшет к пульту, запускаем специальное приложение DJI для пилотов и видим на экране трансляцию в формате 720p с камеры. Задержка минимальна, всего несколько миллисекунд. Вот так, хоть и опосредованно, но сбывается детская мечта о полетах. Можем взглянуть на привычный мир с высоты.

Ветер усиливается, а мы впервые пробуем при помощи аэродинамики оторвать квадрокоптер от поверхности. Но не все так просто. Оказывается, перед нами зона, закрытая для полетов, — не так далеко находится аэропорт Минск-1. Пускай мы и на самом краешке запретного периметра, но прошивка уже не позволяет дрону взлететь. База таких областей у DJI постоянно обновляется.

Ничего не остается, как перейти на противоположную сторону проспекта. Там нам демонстрируют зеленый свет — можем взлетать. Для этого достаточно свести оба рычажка на пульте. «Вертушки» заводятся, дрон жужжит и взмывает вверх. Набрали высоту, отпускаем рычажки — «Фантом» зависает в воздухе. Даже порывистому ветру не удается согнать его с точки: заметно, как квадрокоптер кренится в сторону, сопротивляясь силе ветра, но упорно остается на позиции.

А это потому, что включен режим полета P-Mode (Positioning) — дрон руководствуется данными с GPS\ГЛОНАСС-спутников и корректирует позицию при любых погодных условиях. Функция эта работает исправно: не трогая рычажков, хватаем квадрокоптер за «ногу», оттаскиваем на пару метров, отпускаем и он плавно возвращается обратно. Честно признаться, китайский «инженерный гений» удивляет.

Кроме этого режима присутствуют A-mode, который для стабилизации полета руководствуется гироскопом, акселерометром, барометром и компасом, и F-mode — режим специальных функций: полет по точкам, облет по радиусу вокруг объекта, функция «следуй за мной», которые отрабатываются автоматически. Переключаться в эти режимы все-таки стоит после того, как вы уже хорошенько освоились с управлением.

Дрон довольно быстро набирает высоту: заявленная по паспорту скорость вверх — до 5 м/с. Вниз спускаемся на максимальных 3 м/с, вперед летим с «максималкой» до 16 м/с. Это в меру шустрый аппарат, который может взглянуть на город с высоты в 500 м и добраться до укромных мест в радиусе 2 км. Именно на таком расстоянии гарантирована стабильная передача данных между квадрокоптером и пультом.

Мы же начинаем изучать окрестности — аккуратно поднимаем дрон и улетаем подальше от точки взлета. Привыкнуть к управлению довольно легко: опыт консольного геймпада не дает сесть в лужу. Два-три полета, и на подсознательном уровне закрепляем функции, за которые отвечает каждый стик. Осторожничать заставляет только стоимость квадрокоптера. «Лишь бы он не врезался в дерево и не зацепил линию электропередач», — зудит в мозгу, хотя в радиусе десятка метров нет потенциальной опасности.

На планшете в это время демонстрируется четкая картинка с камеры. В правом нижнем углу экрана отображается мини-карта, на которой отмечена позиция «Фантома». Слева показываются данные касательно высоты и удаленности от пилота. Интерфейс радует знакомыми и понятными элементами из компьютерных игр. Ни порывы ветра, ни вибрация пропеллеров заметно на картинку не влияют — стабилизация действительно хороша.

Сильный ветер сказывается разве что на заряде батареи, который тает быстрее, чем хотелось бы. Дополнительные ресурсы уходят на сопротивление порывам. Как нам поясняют, один аккумулятор «Фантома» гарантирует 23 минуты в воздухе. Правда, на время работы влияют как маневры, так и вот такая неблагоприятная погода. Заряжается батарея старшей модели минут за 50.

Не стоит бояться, что в полете заряд внезапно кончится и квадрокоптер рухнет на землю. Помимо того что мы видим оставшийся уровень в интерфейсе приложения, при 10% дрон развернется, направится к точке взлета и произведет посадку самостоятельно. Это же касается и потери связи с пультом. За столь продуманное и благосклонное к новичкам ПО китайцам действительно хочется пожать руку. Одним страхом потерять дорогостоящий аппарат в лесу или каменных джунглях меньше.

Стоит отметить, что квадрокоптер комплектуется одной батареей. Поэтому для часового променада на природе стоит обзавестись дополнительными аккумуляторами: каждый за 3,6 млн рублей. А чтобы все это переносить в целости и сохранности, понадобится еще и ударопрочный рюкзак за 4,4 млн. Полеты — удовольствие не из дешевых.

Да и столь высокотехнологичный инструмент нельзя посоветовать в качестве банальной игрушки для себя и детей. Это готовое и цельное устройство, которое скорее пригодится профессионалам: видеооператорам, фотографам, экстренным службам.

Квадрокоптер DJI Phantom 3 Professional впечатлил нас своими полетными характеристиками, продуманным клиентским софтом и до банальности простым управлением, которое гармонично сочетается с видеовозможностями. За милостивое отношение к новичкам и умное ПО такой аппарат можно посоветовать в качестве первой модели для знакомства с радиоуправляемыми дронами. Останавливает лишь стоимость: для рядового потребителя возможности квадрокоптера избыточны, а цена нерационально высока.

Благодарим за предоставленный квадрокоптер
официального суб-дилера DJI интернет-магазин Coptermarket.by

Квадрокоптеры в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Алексей Матюшков
ОБСУЖДЕНИЕ