Индустрия развлечений помешалась на сиквелах, приквелах и сиквелах приквелов. Все, что однажды принесло хорошую кассу, обязательно ставится на конвейер. Не без исключений, но практически всегда такой подход приводит к позорному увяданию. Сегодня вспомним десять знаковых для киноиндустрии франшиз, которые завело куда-то не туда и которые давно пора оставить в покое.
Мы наткнулись на неистощимый источник доходов Тома Круза. Он может ничего не делать и лишь время от времени сниматься в очередной части «Миссии». Забавно, что секрет успеха франшизы так просто и не раскроешь. Да, хороший боевик, добротная альтернатива «бондиане». Но почему история агента ЦРУ Итана Ханта так сильно приглянулась зрителям?
Пожалуй, перед нами тот случай, когда никаких «Миссий» могло бы и не быть. Никто этого бы не заметил и никто бы не жалел. Откровенно провальных серий здесь нет, все, от первой до пятой части, сняты примерно на одном уровне — среднем, особо ни на что не претендующем.
Зачем же закрывать «Миссию»? Ну, хотя бы затем, что вот уже на протяжении 20 лет нам показывают одно и то же. Есть Итан, его друзья, враги, погони и драки. Все хорошо, на этом можно было бы и закончить славную историю, но в конце июля нас ждет еще одна «Миссия». И да, там будет все то же самое, вплоть до рекордных сборов и средних оценок.
Первая часть похождений беспощадного робота из будущего вышла почти 35 лет назад. Но вы посмотрите, как она выглядит сейчас — в разы лучше большинства многомиллионных блокбастеров! Невероятно, но «Судный день» оказался не только масштабным, но и не менее крутым продолжением оригинала.
Казалось бы — бери и дои новую корову. Однако до выхода третьей части прошло 12 лет. Поговаривают, все дело в том, что Джеймс Кэмерон не хотел отдавать свое детище на поругание жадным продюсерам. К тому же долгое время решался вопрос с авторскими правами. И вот когда все как-то разрулилось, в 2003-м вышло «Восстание машин».
«Фу-у-у!» — кричали одни. «Позор!» — не унимались фанаты. Но кто мог подумать, что Терминатрикс — далеко не самое страшное, что может случиться. Банальный сюжет, штампованная конструкция и абсолютное отсутствие нововведений едва не потопили четвертую часть. И когда казалось, что хуже быть уже не может, выходит «Генезис». Альтернативная реальность, целый выводок Терминаторов в 1984-м, феерический бред с временны́ми петлями, невнятные отсылки к прародителю — все это сделало из пятой части очень плохое кино. И вот становится известно, что очередной «Терминатор» выйдет на больших экранах осенью 2019 года. Самое время обратиться к авторам с призывом «Аастанавитесь!».
Здесь все запутанно. Созданная Джорджем Лукасом вселенная разрослась до таких масштабов, что полнометражные фильмы нынче составляют лишь небольшую ее часть. Тем больнее наблюдать, во что превращают эту пусть небольшую, но яркую часть «диснеевцы».
К оригинальной трилогии претензий нет — живая классика, легенда и все такое прочее. Да, трилогия-приквел, появившаяся в конце 1990-х — начале 2000-х объективно слабее, но все же не так плоха, просто от нее ожидали чересчур многого. Но потом франшиза перешла в загребущие руки «Диснея»…
Империя Микки Мауса немедленно составила производственный график выхода все новых и новых эпизодов, приквелов и ответвлений. Каждый год мы должны кушать как минимум по одной серии «Звездных войн». «Пробуждение силы» — фактически калька классической трилогии, «Последние джедаи» — мелодраматичная «Санта-Барбара» в фантастическом антураже. «Дисней» то натужно пытается играть в классику, то экспериментирует с «Изгой-один» и «Ханом Соло», но выходит чересчур неровно и совсем не творчески. Ох, как бы дальше все не покатилось по наклонной.
Саге про ужасающих космических тварей долго удавалось держаться молодцом. Оригинал вместе с продолжением — это зрелищное и леденящее душу кино. Третью часть принято ругать, но это скорее потому, что фанаты не были готовы к точке зрения режиссера Дэвида Финчера.
Падение началось аж с четвертой части. «Воскрешение» стало типичным продюсерским проектом, призванным хайпануть на все еще живом интересе людей к теме. Что ж, получилось глуповато и почти не страшно, но хотя бы живенько. Тем не менее сборы ожиданий не оправдали, и о «Чужих» забыли на 15 лет.
Так бы и почивали «алиены» в счастливом «ничто», кабы автор оригинала не вспомнил о своем детище. «Прометей» получился чересчур странным, что еще можно было бы простить. Однако напускная таинственность ленты не смогла прикрыть откровенные сценарные глупости. Может, «Чужой: Завет» даст ответы на странные вопросы? Как бы не так! Продолжение вышло бодрым, боевым, с обилием пришельцев, но совершенно бездумным.
Критика последнего фильма привела к тому, что студийные боссы засомневались в необходимости выпускать продолжение. Все бы хорошо, но так уж получилось, что и эта франшиза попала в руки «Диснея», а это значит, что совсем скоро «Чужой» может воскреснуть и будет радовать детишек младшего школьного возраста каждый год. Мрачная перспектива!
За затяжным падением этой серии наблюдать особенно больно. Все-таки одна из немногих удачных франшиз третьего тысячелетия, да еще с отменной пиратской романтикой! Но каждое продолжение было все хуже и хуже предшественника. К легкой, беззаботной и при этом увлекательной атмосфере «Проклятия Черной жемчужины» приблизиться не удалось никому.
«Пираты Карибского моря» деградировали от серии к серии. Но если во втором и третьем фильмах это были лишь слабые намеки на недостижимость оригинала, то серия «На странных берегах» устремилась ко дну со скоростью Доминика Торетто. «Мертвецы не рассказывают сказки» должны были все исправить и вернуть «Пиратам» хоть какую-то осмысленность и легкость. Но пресную серию разругали в пух и прах. Всерьез шли разговоры, мол, на этом все, на истории Джека Воробья поставлена точка.
Не тут-то было! «Пираты Карибского моря» — самая дорогая кинофраншиза в мире, и вот так отказываться от нее никто не будет. Увы, но шестой части быть. Что ж, видимо, с этим нам жить до конца времен.
Стивен Спилберг, как известно, веников не вяжет (хотя скорее все же «не вязал»). В 1990-х практически все его картины становятся хитами, многие сейчас входят в золотую коллекцию мирового кинематографа. «Парк Юрского периода» — как раз из последних, хотя увлекала в нем не столько история, сколько аниматроника почти настоящих (пусть и искусственных) динозавров.
Естественно, с развитием технологий рос интерес к компьютерной анимации. Она, однако, порой смотрелась хуже старых добрых механизированных чучел. И вот в 2015 году состоялось возрождение серии, только вместо «парка» мы получили целый «мир». Вроде бы все ничего — технологии на высоте, Стивен Спилберг продюсирует, в главной роли — любимчик публики Крис Пратт, плюс высоченные сборы. И все же это был типичный одноразовый летний блокбастер, который пытался быть похожим на прародителя, хотя это у него совсем не получалось.
Недавняя премьера второй части «Мира» подтвердила, что ничего хорошего от всех этих динозавров ждать не приходится. Графика на высоте, но тотальная скука и адовый тупизм всего происходящего на корню губят интерес к кино. Эх, а ведь через три года все равно выйдет продолжение.
Еще лучше, чем в 1990-е, Спилберг чувствовал себя в полные приключений 1980-е. Взять хотя бы трилогию фильмов о неутомимом боевом археологе. «Ковчег», «Храм судьбы», «Крестовый поход» — все это превосходные образцы приключенческого кино. Таким оно и должно быть.
Разумеется, в трилогии хватало несуразицы, логических ляпов, сценарных огрехов. Благо все компенсировалось умением Стивена Спилберга, харизмой Харрисона Форда и атмосферой ламповых приключений. Ах, сколько же было надежд, что четвертая часть окажется такой же! В конце концов, там тоже Спилберг и Форд. Значит, и атмосферу должны завезти?
Фильм «Королевство хрустального черепа» вышел почти четверть века спустя. За это время постарел режиссер, подустал Харрисон, исписались сценаристы, а место трюкачей заняла компьютерная графика. Четвертая часть получилась фальшивой и неискренней, прямо как старая, давно распавшаяся рок-группа, которая внезапно решает собраться «в последний раз», чтоб немножко подработать к незаметно подступившей пенсии.
При всех художественных недостатках «Королевство хрустального черепа» собрало хорошую кассу. Но, вопреки ожиданиям, с 2008 года продолжения «Индианы Джонса» не было. Можно было бы вздохнуть с облегчением. Но нет! Через пару лет будет нам пятая часть. Говорят, с женщиной в главной роли.
Кто-нибудь, заберите у Джеймса Вана деньги и во-о-он ту пилу! В 2003 году малайзийцу пришла в голову идея снять триллер, все действия которого фактически происходят в одной комнате. Правила простые: есть ты, еще какой-то мужик и труп. И еще психопат, который затеял опасную игру с кровавыми ловушками и непростой моральной дилеммой. Добавим неожиданный для того времени финал и получим хит.
Последующие бесконечные серии снимал не Джеймс Ван, однако он их продюсировал. Тем не менее франшизу это не спасло. Дело в том, что после вау-эффекта «Игры на выживание» вызвать у зрителя те же ощущения от неожиданных развязок уже было невозможно. В итоге «Пила» стремительно превращалась в аттракцион а-ля «перед смертью потеряй как можно больше крови». Вместе со смакованием разных способов умерщвления двуногих авторы усложнили сюжет, выдумывая совсем уж невразумительные способы «воскрешения» Джона Крамера.
В восьмой части «Пилы» дух оригинала умер окончательно и бесповоротно. Фирменный сюжетный твист смотрится убого как никогда, персонажи крайне скучны, даже оригинальных ловушек не осталось. Зато денег пришло немало, так что через год выйдет «Пила 9», чтобы заработать еще немножечко.
Киносага о здоровенных боевых пришельцах — это как Call of Duty. От серии к серии все плюются, но продолжают смотреть/покупать. Каждый раз нам обещают, что вот теперь-то учли все ошибки, прислушались к пожеланиям и сделают хорошо. Но почему-то все выходит наоборот, хуже и хуже от серии к серии.
Последней каплей просто обязана была стать пятая часть, в которой плохо абсолютно все, от сценария до спецэффектов (точнее, того, как ими распорядились). На этот раз даже сборы были вдвое ниже по сравнению с предыдущей серией. Наверное, это все же заставило Майкла Бэя успокоиться и оставить десептиконов с автоботами в покое.
К сожалению, это не значит, что с «Трансформерами» покончено навсегда. Под конец года запланирован релиз спин-оффа под названием «Бамблби». И снова нам обещают, что все исправились и прислушались к голосам разума. Вот только верится в это с трудом.
«Зачем? Зачем? Зачем?» — думали многие фанаты французской «таксианы», когда узнали о неминуемом выходе пятой части. «А вдруг?» — скромно надеялись немногочисленные позитивно настроенные ребята. Реальность оказалась настолько отвратительна, что в итоге все ахнули.
В «Такси 5» хорошо только одно — вряд ли после него выйдет продолжение. В отличие от остальных участников топа, перспектив для сиквела в данном случае совсем мало. Правда, к франшизе присматривается Netflix, но вряд ли у гиганта хватит смелости предпринимать что-либо, пока зрители не забыли пятую часть. А забудут ее нескоро.
Фриковатые персонажи, примитивнейший сортирный юмор, даже гонки скучные! Вот и все, что из себя представляет кино, которое никогда не должно было выходить и которое беспощадно загубило целую франшизу.
Уничтожители насекомых в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Какая-то дичь на нашем Telegram-канале
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by