Посмотрим правде в глаза — франшиза «Пираты Карибского моря» деградировала от серии к серии. Но если во втором и третьем фильмах это были лишь слабые намеки на недостижимость оригинала, то серия «На странных берегах» устремилась ко дну со скоростью Доминика Торетто. «Мертвецы не рассказывают сказки» должны были все исправить и вернуть «Пиратам» хоть какую-то осмысленность и легкость. Не получилось.
Первых «Пиратов Карибского моря» полюбили за ту самую корсарскую романтику, в которую окунаются мальчишки в школьные годы. А еще за искренность, размах, идеальный баланс юмора, экшена, акробатики и в меру интересной приключенческой истории. За 14 лет франшиза почти растеряла все это, оставив место лишь для визуальной составляющей. Авторы очередных «Пиратов» убеждали поклонников сериала, что в «Мертвецах» все будет тип-топ, прямо как в старые добрые времена того самого первого фильма, за который и полюбили эту куцую вселенную морских разборок. Получилась же пародия, которая, похоже, даже не подозревает о своей горькой участи.
Подозреваем, что уже на начальном производственном этапе было принято волевое решение — сделать так, «как раньше», с помощью самого простого приема. Вспомните седьмой эпизод «Звездных войн», который по сути представлял собой микс из переснятых сцен классической трилогии. Авторы «Пиратов» пошли еще дальше и просто перенесли «Проклятие Черной жемчужины» в новые локации.
В новом фильме снова есть сильная и волевая Элизабет Суонн, а также храбрый и туповатый Уилл Тернер. Моряки-мертвецы, страшный капитан-антагонист, задорный Джек Воробей, могучий артефакт и проклятия тоже тут как тут. Главных героев здесь зовут как-то по-другому, но зачем запоминать новые имена, если с первых кадров ясно — нам показывают персонажей, по атомам списанных с образов Киры Найтли и Орландо Блума. Оригиналы, к слову, тоже присутствуют, но уж в каких-то совсем несуразных, словно наспех сварганенных сценках: Уилл пару минут сверкает приставшими к голове тентаклями, а Элизабет и вовсе мелькает туго стянутым корсетом всего пару секунд.
Скорее всего, среди сценаристов завелся саботажник, который вздумал привнести в фильм хоть капельку оригинальности. Наверняка это он попытался пришить к «Мертвецам» ниточки новых сюжетных линий и персонажей. Однако зоркие надзиратели заметили нововведения и покарали смутьяна. Иначе никак не объяснить несколько внезапно оборвавшихся линий (взять хотя бы исчезнувшую в никуда лысую колдунью, которой сначала уделяется довольно много внимания).
В итоге все свелось к стандартному набору из клише, пальм, кораблей, девичьих визгов и череды спасений в последний момент. Другими словами, кино предлагает набор несмешных и слабо связанных друг с другом скетчей с шутоньками уровня «тортом в лицо».
С каких пор самоповтор превратился в «возвращение к истокам»? Ответ на этот вопрос, наверное, знают продюсеры «Пиратов Карибского моря». Зритель же получил историю и героев прямиком из первой части, только на этот раз все стало хуже, с какой стороны ни посмотри. Без пиратской романтики и легкости, но с абсурдом и размахом.
Эту фразу в какой-то момент произносит Джек Воробей. Предполагается, что это шутка. Во всей этой кинозаварушке больше всего жалко именно Джонни Деппа. Четырнадцать лет назад он в роли эксцентричного пирата был «душкой» и «пупсиком». Увы, как это часто бывает, одной яркой ролью прекрасный актер подписал своей карьере приговор. Получится ли у него когда-нибудь избавиться от прилипшего к нему амплуа манерного балагура в смешных лохмотьях? Вряд ли.
Больно смотреть и вспоминать, что именно этот человек когда-то блистал в «Что гложет Гилберта Грейпа?», «Мертвеце», «Сонной Лощине», «Эд Вуде». Теперь Джонни Депп почти всегда — постаревший, уставший от жизни клоун нетрадиционной сексуальной ориентации. В новых «Пиратах Карибского моря» актер в который раз эксплуатирует привязавшийся к нему образ, хотя, кажется, уже сам этому не рад. Спившийся бродяга с жеманными повадками и густо подведенными глазами в энный раз призван развлечь зрителя. Но смотреть на эти кривлянья уже давно не смешно, а очень даже грустно.
Единственным персонажем, радующим глаз, является главный антагонист — капитан Салазар. Да, образ насквозь вторичный и постоянно эксплуатируется от «Пирата» к «Пирату». Но уж очень хорош Хавьер Бардем — сразу видно, что на своем привычном месте отъявленного злодея. Ах, как искренне ненавидит Воробья, злобно таращит глаза, угрожающе пускает черные слюни и громко щелкает зубами. Красота!
Хавьер Бардем, конечно, тянет на себе фильм как может, но достать эту махину со дна одному человеку не под силу. Дырявым оказывается даже его любовно сыгранный персонаж. Сначала Салазар беснуется от того, что из-за проклятия не может ступить на сушу, а потом в угоду захмелевшим сценаристам оказывается, что он умеет вселяться в людей, после чего способен истоптать хоть все материки вдоль и поперек. Таких провалов столько, что хватит на полуторачасовую ленту с перечислением всех ляпов очередных «Пиратов».
Пренебрежение здравым смыслом накатывает постепенно, однако легче от этого не становится. Вот гнилые мертвецы бегут по толще воды, вот ожившие трупы акул атакуют из морских пучин, вот Салазар просачивается через решетку, но отказывается повторять этот фокус, чтобы разом решить все свои проблемы. Градус безумия нарастает, мотивация героев не то чтобы стремится к нулю, а уходит в минус, благодаря штампам и клише развитие событий читается на три шага вперед. Что за трезубец? Откуда у него такая сила? Зачем они это делают? Какого черта происходит? Поток вопросов нарастает, но ответов на них перестаешь ждать минут через 15 после начала.
Продюсеры «Пиратов» понимают, что экономия — вещь чрезвычайно полезная. А еще они знают, что легче всего сэкономить на спецэффектах, если показывать их в ночных сценах. Что-то мельтешит, барахтается, скрипит и повизгивает — сойдет, остальное дорисует воображение зрителей.
Визажисты в каталоге услуг Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by