Джедаи тоже плачут. Рецензия на «Звездные войны: Последние джедаи»

15 декабря 2017 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Джедаи тоже плачут. Рецензия на «Звездные войны: Последние джедаи»

Автор: Константин Сидорович

Восьмой эпизод легендарной саги заставил напрячься. Как бы ты ни старался, но от шумихи вокруг «Последних джедаев» не скрыться. Поэтому даже дуновение от слухов о сплошь восторженных впечатлениях западных кинокритиков настораживали. И зря! Или нет? После сеанса готовы сказать, что получилось ошеломительно, удивительно и невероятно. Ошеломительно неровно, удивительно неоднозначно и невероятно спорно.

Орден, Лея и Чубакка

«Последние джедаи» сюжетно являются прямым продолжением седьмого эпизода. Первый Орден вот-вот разгромит жалкие остатки Сопротивления во главе с принцессой Леей. Рей пытается вдохновить погрязшего в отшельничестве Люка Скайуокера на помощь повстанцам. Кайло Рен всеми силами старается доказать, что убийство отца в лице Хана Соло — еще не самое темное пятно в его и так отнюдь не светлой биографии.

Снимать восьмой эпизод доверили Райану Джонсону. Пожалуй, его самой широко известной работой остается «Петля времени» пятилетней давности. Фильм не то чтобы провальный, но и звезд с неба не хватающий. Раньше у Джонсона были более удачные работы, но большинству зрителей они неизвестны. Да и в любом случае сравнить их масштаб со «Звездными войнами» не выйдет.

Увы, кадров из новых «Звездных войн» очень мало, поэтому дальше будут только арты и постеры

Решение отдать такой проект малоизвестному режиссеру выглядело странным. Но Райан Джонсон скорее справился, чем нет. Во всяком случае, его кино выглядит гораздо свежее, чем позапрошлогоднее «Пробуждение силы» от блокбастерного ремесленника Джей Джей Абрамса.

«Просто Скайуокер»

О да, покажи мне еще! Вступительная сцена, затянувшаяся минут на 20, настраивает на то, что теперь-то точно два с половиной часа будем смотреть настоящие «Звездные войны». Дело ведь даже не во вступительных титрах, выплывающих из нижней части экрана. И не во всем знакомой музыкальной теме. И даже не в крейсерах-утюгах, не в генералах с пластиковыми сине-красными орденами и не в штурмовиках.

Наконец-то нам показали масштаб, который оживляет застывшую в мелочных разборках вселенную. Остатки Сопротивления спешно эвакуируются, имперцы-орденцы шмаляют по кораблям повстанцев изо всех плазмоганов, лихой смельчак на шустром истребителе с бибикающим роботом на хвосте меняет расстановку сил. Героические поступки, эпические бои, простенькая, но хорошо работающая трагедия. Вот сплав того, чего так не хватало предыдущему каноническому эпизоду и ответвлению в виде «Изгой-один». Да, здесь много логических ляпов, связанных с космосом, но на них не обращаешь внимания. Тем более что искать достоверность и законы физики в фильмах о космических разборках, гиперпрыжках и мидихлорианах — так себе занятие.

Авторам хватило смелости не копировать предшественников, как это сделал Джей Джей Абрамс. Даже свойственный серии пафос в «Последних джедаях» ловко сбивается легким юмором. «Я генерал Первого Ордена, покоритель миров, истребитель повстанцев…» — начинает отвечать генерал Хакс на вызов представителя Сопротивления. «Алло, алло, позовите Хакса», — перебивает его повстанец. Юмор не бог весть какого уровня, но в рамках фильма работает на все 100%.

И вот ты сидишь такой, забыв обо всем, и думаешь, что смотришь одну из лучших частей из всех «Звездных войн». Да-да, даже с замахом на лавры классической трилогии. Но вдруг сказочное волшебство сменяется чем-то другим.

«Кайло-Барбара»

Нет, серьезно, вот это было неожиданно. После шикарнейшего вступления «Последние джедаи» на всех своих джедайских парусах несутся в пучину безумно затянутых мелодраматических переживаний.


 

Дон Карлос осторожно подкрался к приоткрытой двери, мастерски украшенной позолоченными вензелями. Отсюда хорошо слышно, как Хуанита спорит с Марией о происхождении последней.

— Ты лишь грязная бродяжка! Вспомни, как дон Карлос подобрал тебя на задворках Наукальпан-де-Хуарес! Ты ничего не умела и босиком шныряла по помойкам, потому что родители твои — безродные побирушки!

— Ничего-то ты не знаешь! Себастьян рассказал мне правду! Меня родила донна Трухилья, госпожа Гуадалупе-и-Кальво. Так что сама пошла вон! Именно я хозяйка этого ранчо!

Не выдержав, дон Карлос громко вошел в комнату и хлопнул дверью.

— Не дочь ты мне больше, Хуанита! Где твое родимое пятно на правой пятке, а? А ты, Мария? Разве так я тебя воспитывал?! Где же твоя светлая сторона!..


Битый час, а то и больше зрителя забрасывают какой-то семейно-бытовой банальщиной. Кто чей сын? Чья ты дочь? Брат ты мне или не брат? Хочешь узнать правду о родителях? Во имя семейных уз! Смотришь как на «мыло» в космическом антураже, будто что-то из самых неудачных поделок Syfy. Все эти семейные разборки жутко затянуты и не дают ни фильму, ни вселенной «Звездных войн», ни, главное, зрителю ровным счетом ничего.

Смотришь на этот гигантский провис в повествовании, на доставшихся в наследие от седьмого эпизода блеклых, незапоминающихся героев, и думаешь: «Ну все, гляди-ка, как обманули. Начали с конфетки, а потом подсунули вареных в мыле бураков». Но внезапно (опять!) все переворачивается с ног на голову (или наоборот).

«Дикая Лея»

Последние 40—50 минут — лучшее, что могло произойти со «Звездными войнами» за минувшие 40 лет. За это в общем-то непродолжительное время сюжет несколько раз делает такие финты, что братья Коэны обзавидуются. Заодно нам успевают показать, что в мире, где есть Орден и Сопротивление, на самом деле не только черное и белое, а кроме хороших и плохих парней есть парни обычные. Параллельно подбросят несколько первоклассных шуток, поиронизируют над святая святых — джедаями, ситхами и приземляющимися утюгами. А еще покажут бесподобной красоты бои на восхитительной планете.

Возникает даже не ощущение, а уверенность, что фильм снимали две совершенно разные команды. Одной, куда вошли только гении, поручили поработать над началом и последней третью. Второй, состоящей из репрессированных мексиканских сценаристов, доверили середину.

«Последние джедаи» — замечательное кино для тех, кто придерживается режима труда и отдыха. Вначале отдохнули, потом пошли поработали (попили чайку, например, или забежали в тренажерку), вернулись и снова отдохнули. А ведь для полного успеха всего-то и надо было, что сократить хронометраж мелодраматично просаженной середины фильма вдвое.

7,5
Оценка Onliner.by
Оценивать «Последних джедаев» очень сложно, потому что восхищение от начала и последней трети омрачается часовой тягомотиной в середине. Так что прибегнем к услугам арифметики. Начальному эпизоду ставим девятку, середине — четверку, продолжительному финалу — твердую десятку. Средний балл выходит как раз тот, что вы видите.
Нравится
Начало
Финал
Не нравится
«Мыло» посередке
Много логических фейлов

Конструкторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by