У нас плохие новости: Терминатор вернулся, и он полностью выдержан в духе «неканоничных» третьей и четвертой части франшизы. Эх, а ведь «Генезис» так старается понравиться фанатам кэмероновских блокбастеров о роботах-убийцах, так беззастенчиво копирует их! Особенно жаль потому, что первая половина фильма не выглядит беспросветно провальной. Все окончательно портится примерно с середины.
«Терминатор: Генезис» — не ремейк первых двух фильмов, хотя зачин буквально построчно цитирует оригинал 1984 года. Поклонники готовы пустить скупую мужскую (или женскую) слезу, увидев разбросанные газеты, водителя мусоровоза и другие приветы из прошлого.
Да, будущее все такое же мрачное, человечество все так же стонет под железно-цифровой пятой «Скайнета» и в отчаянной попытке посылает в прошлое Кайла Риза, чтобы тот спас от железнобокого убийцы мать Джона Коннора. Однако в момент перемещения во времени вояка понимает: что-то пошло не так.
Спасителя Сары Коннор заносит в альтернативную реальность, в которой его будущая (или все-таки прошлая?) возлюбленная — не официантка, а опекаемая престарелым «папиком» Т-800 мадам. Вообще, в 1984-м оказывается целый выводок Терминаторов. Один присматривает за Коннор, второй — «самурай» — гоняется за ними, третий строит мелкие козни. А ведь будет еще и четвертый, вроде как «неожиданный» (на самом деле в трейлере нам порядком наспойлерили, так что никаких финтов ушами сюжет не выдает).
Авторы нагородили феерический бред с временными петлями и скачущими туда-сюда, как блохи по бездомной собаке, героями. В первом и втором «Терминаторах» тоже хватало нестыковок, но там путешествие во времени не выпячивалось на первый план, как в «Генезисе». Если уж делать упор на множественности реальностей, то можно было бы проработать эту тему, как в трилогии «Назад в будущее», где разгадывать временные загадки — одно удовольствие.
Здесь же по мере увеличения градуса горячечного бреда на экране интерес к сюжету стремительно падает. Какая разница, что произойдет дальше, если у сценаристов в рукаве deus ex machina в виде игр со временем? В любой момент можно переиграть хоть весь фильм, сославшись на очередную альтернативную реальность и поменяв ролями всех героев.
Отсылки к прародителям сначала вызывают восторг. Ностальгия — сильное переживание, авторы «Генезиса» наверняка об этом знают. Именно ностальгия некоторое время позволяет относиться к ленте благожелательно. Однако играть на нежных струнках памяти фанатов грубыми ремесленническими руками два часа не получается.
Вышло не лучше, чем перемешать разные эпизоды «Терминатора» и «Судного дня», после чего склеить из них лоскутное непонятно что. Несмотря на подражание классике, в «Генезисе» нет тягучей атмосферы безысходности и безнадеги. Нет ощущения неотвратимой, неуязвимой, нечеловеческой мощи вон той боевой человекоподобной машины. Нет напряженности, саспенса, нет ничего того, за что в первую очередь и любят фильмы Джеймса Кэмерона.
В «Генезисе» любой Терминатор — обычный расходный материал, который можно уничтожить миллионом разных способов, даже банально расстрелять из противотанкового ружья. На убиение несчастных роботов в фильме в основном и делается ставка. Ради этого «Генезис» накачали экшеном, но выглядит он не в пример беднее аналогичных трюков 20—30-летней давности в живом исполнении. Древние идеи разве что разбавили чуть менее старыми, слизанными с… «Матрицы».
Ну да бог с ней, с атмосферой и хрустальными роботами. То, что авторы наворотили в сюжете, не описать и дюжиной матерных слов. Любая попытка осмыслить происходящее на экране действо с помощью логики оборачивается конфузом. Что в альтернативной реальности забыл и как в нее попал Т-1000? Зачем Сара Коннор вместе с Кайлом Ризом сломя голову несется в «среднее» будущее, если ближайшие 30 лет можно спокойно попивать Bacardi? Почему главный бесчувственный злодей разыгрывает спектакли и ведет задушевные беседы с героями вместо того, чтобы вмиг осуществить задуманное? К чему эти примитивные приемы с отсчетом времени?
Такие «зачем», «почему» и «как» возникают примерно раз в пять секунд. Зрителям неубедительно пытаются что-то объяснить, но уж лучше бы этого не делали вовсе, ибо постоянный facepalm-эффект затмевает даже то немногое хорошее, что есть в «Генезисе».
Да, в «Терминаторе» есть кое-что, из-за чего проведенные за просмотром фильма два часа не стоит вычеркивать из жизни. Постаревший «Железный Арни» — грустное украшение «Генезиса», от которого оттает сердце любого скептика. Шварценеггер не поражает актерским мастерством, но харизмой и юмором располагает к себе раз и навсегда.
Пожалуй, юмора в «Генезисе» даже чересчур много. В какой-то момент шутовские элементы начинают преобладать, и зрители перестают понимать, то ли на «Терминатора» пришли, то ли на комедийную пародию. Может, оно и к лучшему? Ну не всерьез же воспринимать квелые потуги режиссера создать социальную сатиру, затрагивающую повальную увлеченность мобильными гаджетами.
Что было бы, если выдать школьному кружку театральной самодеятельности $200 млн? Примерно то же, что сделал режиссер Алан Тейлор — безумно дорогой одноразовый блокбастер с посредственной фальшивой постановкой а-ля «Трансформеры». Улыбка Арни, увы, фильм не спасает.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by