Больше года в Беларуси работает платежный сервис Samsung Pay, но, судя по отзывам, встречают прогресс с трудом: в Гомеле, как рассказывал читатель Юрий, у него вообще отказались принимать оплату через смартфон, а аргументы кассира сводились к «начальство запретило». Видимо, еще не пришло распоряжение сверху, что IT-страна уже наступила. Однако в комментариях к той заметке и в ветке о Samsung Pay на нашем форуме больше всего нареканий на клиентские карты, которые магазины якобы не принимают, хотя в приложение их добавить можно. Onliner взял Samsung Galaxy S9 и убедился в этом.
Краткий ликбез о том, что такое Samsung Pay и чем он отличается от аналогичных систем. Сервис позволяет добавить платежную карту Mastercard либо Visa поддерживаемого банка и платить ею почти везде. «Почти» — потому что в некоторых ситуациях все же требуется физический пластик. Например, вы не можете снять с банкомата деньги, поднеся к нему смартфон, или использовать девайс в инфокиоске, который не поддерживает бесконтактную оплату.
Зато в подавляющем большинстве магазинов расплатиться сможете. Здесь появляется важный бонус Samsung Pay по сравнению с Google Pay и Apple Pay. Последние две системы работают только через технологию NFC — она же используется в бесконтактных банковских картах и проездных. Если в терминале нет NFC, рассчитаться через Google/Apple Pay не выйдет.
У Samsung Pay такого ограничения нет: корейцы внедрили MST — технологию, которая создает магнитный сигнал. Это позволяет системе работать с терминалами, принимающими карты с обычной магнитной лентой. Само собой, количество точек, где вы можете рассчитаться смартфоном, в этом случае возрастает.
Людей, особенно старшего поколения, это может отпугивать: куда оно там добавляется, как происходит транзакция, украдут и обдурят. Как обычно, стопроцентную защиту никто не дает. Но сервисы предельно надежные — взять хотя бы тот факт, что Visa и Mastercard поддержали системы.
Итак, для регистрации нам нужна карта поддерживаемой платежной системы и банка (да, если конкретное финансовое учреждение не работает с Samsung Pay, то ни Visa, ни Mastercard не помогут). Сама регистрация максимально упрощена. Переносим данные карты в приложение — можно через камеру, машинное зрение все считает.
Дальше ждем SMS с уникальным кодом, который нужно ввести в Samsung Pay. Если сам «пластик» вы потеряли или показали третьему лицу — а данные кроме владельца вообще никто видеть не должен, включая любящих взять карту в руки продавцов, — привязать карту к сервису посторонний человек не сможет. Следовательно, добавить в Samsung Pay чужую карту, чего так боятся некоторые продавцы, невозможно.
Также предусмотрен еще один защитный барьер. Даже если вы разблокировали смартфон отпечатком, через сканер радужной оболочки глаза или лица (два последних варианта вместе Samsung называет «смарт-сканированием»), то для использования Samsung Pay все равно придется предъявить биометрические данные — говоря простым языком, опять приложить палец или посмотреть на устройство. Лишь после этого примерно на 15—20 секунд возможность оплаты будет активной.
Косых взглядов и запретов мы не встретили. Продавцы разных возрастов, начиная с крупных магазинов и заканчивая киосками, не проявляли никакого интереса к Galaxy S9, который протягивают к терминалу.
Но кроме банковских Samsung Pay позволяет добавить карты клубные. Так компания назвала «пластик», который магазины выдают клиентам: карта лояльности, постоянного покупателя, бонусная, накопительная и кто знает как там их еще называют. И основные нарекания читателей Onliner касались именно этих карт: мол, то сканеры не срабатывают, то продавцы говорят о каком-то запрете.
Мы отправились в пять магазинов популярных торговых сетей. Предварительно нашли и загрузили все клиентские карты в Samsung Pay. Они без проблем добавились, в приложении появились штрихкоды и уникальные номера. В магазин каждой сети заходили по разу и делали мелкие покупки. Забегая вперед, отметим: ни в одном месте считать клубную карту с дисплея смартфона не получилось. Но в паре мест кассиры проявили энтузиазм и кустарным способом все же активировали бонус, а где-то отказались даже пробовать.
Мы выбрали небольшой магазин сети. Берем фирменную воду, киндер-сюрприз и идем на кассу. При покупках на сумму около рубля не все кассиры предлагают использовать карту покупателя, поэтому заранее открываем Samsung Pay и протягиваем продавцу:
— Вот в таком виде карту клиента принимаете?
— Давайте попробуем.
Но ничего не происходит: сканер несколько раз пикает, кассир пробует подставлять экран по-разному — даже вверх ногами. Все равно не работает. Народ в очереди шумно и многозначительно вздыхает, глядя на это все. Сдаваться продавец не хотел, но карта так и не считалась. Зато оплата товара, как и ожидалось, через терминал с NFC проходит без проблем.
Руководитель отдела маркетинга Елена Ситдикова в комментарии для Onliner заверила, что проблема носит сугубо технический характер: «Сканеры старого образца не могут считать ШК с экрана смартфона. Решение — полное переоборудование считывающих устройств. Здесь два варианта. Если сканер — это одно и то же устройство, которое считывает и ШК товара, и ШК карты, то есть вопросы с доступом телефона к считывающим лучам. Клиент не должен отдавать смартфон в руки кассиру. А самому дотянуться невозможно. Поэтому нужен дополнительный элемент, который выводится в простой доступ покупателю. Второй вариант — просто отдельный сканер только для карт. Оба варианта имеют достаточно увесистый бюджет».
Таких сканеров, по словам Елены, много. В новых магазинах сети, которые будут открыты в марте (и все последующие месяцы), уже должны быть подходящие модели. Дождемся и проверим.
Кроме этого в «Виталюре» говорят, что сеть не против использования карт в электронном виде: «Для нас это не является существенным обстоятельством для отказа от использования данной технологии. Во-первых, очень большой процент клиентов имеет персональную карту. Во-вторых, мы развиваем систему персональных предложений, в рамках которой каждому клиенту интересно накапливать свою собственную историю покупок. Постоянные клиенты это уже понимают. В-третьих, любой инструмент можно доработать, чтобы исключить или свести к минимуму злоупотребления. А поскольку конкуренция в теме „электронные кошельки“ достаточно велика, это уже сегодня в интересах разработчиков».
В пятницу днем в магазине спального района города людей почти нет. Уборщица натирает светлую плитку пола шваброй и осуждающе смотрит на обувь клиентов. Выбор делаем скромный — луковица. На кассе просим использовать «Купилку» и протягиваем Galaxy S9. Продавщица охотно берет гаджет — похоже, ей и самой интересно, получится использовать такую «карту» или нет.
Видно, что расположение терминала не особо предназначено для 5,8-дюймовых смартфонов: он расположен низко к прилавку и светит под углом в 90 градусов. Подносить девайс неудобно, кассир смогла лишь подсунуть устройство в перевернутом виде. Сканер не отреагировал. Однако продавец не растерялась и со словами «Давайте просто номер введу» вписала со смартфона в терминал данные «Купилки». Вот теперь сработало.
Представители «Соседей» решили разобраться и провели мини-исследование в одном из своих магазинов. По их словам, сканеры иногда срабатывают. Но редко: «Получается примерно в 20% случаев». В компании сказали, что сканеры не смогли считать код с Galaxy S9 и Galaxy A7 (2016), а вот в случае с Galaxy A5 2016 модельного года сработало. Почему так — непонятно: матрицы экранов сделаны по одной технологии — AMOLED. Теоретически должны считываться либо все аппараты, либо ни один.
Недалеко от «Соседей» находим «Корону». Долго гулять с корзинкой не пришлось: пройти мимо российского «таблоида» и не узнать, чем же Степаненко заразила Петросяна, просто невозможно. Берем годный контент, топаем на кассу.
И впервые продавец отказывается хотя бы проверить электронную карту:
— Мы в таком виде [кивая на смартфон] не принимаем.
— А почему?
— Не сканируется.
— Давайте проверим на всякий случай?
— Вы не первый, кто спрашивает. Уже пробовали. Иногда люди сканируют карты для удобства, чтобы не носить их с собой. Но сканер не считывает.
Оплата журнала через смартфон вопросов не вызывает. Ах да, сэкономим вам рубль: Степаненко, по информации журнала, заразила Петросяна гриппом.
В магазине на проспекте Дзержинского выбрали символ польских закупов — туалетную бумагу:
Как обычно, запускаем Samsung Pay, открываем «Е-плюс», протягиваем кассиру. И снова получаем отказ:
— Не принимаем.
— Сканер не считывает? Так можно код ввести, он указан.
— Нет, так тоже не получится.
Похоже, политика «Евроопта» не изменилась по сравнению с 2017 годом. Тогда, напомним, читатель пожаловался, что магазины сети отказываются принимать дисконтную карту. В ООО «Евроторг» заявили, что на тот момент права на использование данных их карт не передавались ни одной компании, а следовательно, работа с Samsung Pay вообще нелегальна. Также озвучили другую проблему: одну карту могут добавить в свои устройства несколько человек.
Позиция на начало 2019 года неизвестна: «Евроопт» пока не прокомментировал ситуацию.
В большом супермаркете находим акционный сахар. Вещь нужная, к тому же порой дефицитная — можно и прикупить на всякий случай.
Продавец, бережно взяв смартфон, стала подносить его к сканеру в разных положениях. Но система упорно не хотела считывать штрихкод с Galaxy S9. После нескольких попыток кассир не выдержала: взяла лежавшую возле кассового аппарата карту и активировала для нас скидку. Это можно считать победой — продавец, как и в случае с «Соседями», сама вызвалась решить мелкую, но все же проблему покупателя, и ее вариант сработал.
Мы спросили начальника отдела маркетинга и рекламы «Рублевского» Анну Некрашевич, что не так со сканерами.
— Проблема с использованием карт техническая? Как ее можно решить?
— Да, проблема носит сугубо технический характер. В наших магазинах установлены оптические сканеры. Они не могут считывать информацию с экрана телефона.
— Какие терминалы, сканеры нужны для считывания штрихкодов с дисплея смартфона?
— Имеджеровые. В ближайшее время планируется замена оборудования. По точным срокам сейчас сориентировать не можем.
— Есть версия, что торговые сети боятся «размножения» одной карты (ведь ее можно добавить на несколько смартфонов), поэтому и вводят какие-то негласные запреты. Насколько это обосновано?
— Наша сеть не против расчетов по электронным картам, но сейчас для этого нет технической возможности. Когда возможность появится, будут составлены инструкции для торгового персонала. Обязательно будет учтен юридический аспект, чтобы все было в рамках законодательства РБ. Пока данный вопрос не прорабатывался.
В общем, с клубными картами есть проблемы. Обычная же оплата товаров в указанных сетях и других точках прошла отлично. Субъективно, считывание происходит даже на долю секунды быстрее, чем когда прикладываешь бесконтактную карту.
Особого эффекта новизны оплата смартфоном не вызвала. Наверное, если с наличных, минуя карты, сразу перейти на оплату смартфоном, тогда действительно могут появиться какие-то впечатления. Но когда вы привыкли к «пластику», то что телефон использовать, что карточку — принципиальной разницы нет. Хотя почти мгновенное привыкание в данном случае можно считать плюсом — если оплата не вызывает лишних телодвижений и сложностей для пользователя, значит, технология и вправду жизнеспособна. Теперь ждем Google Pay и Apple Pay, которые уже давно обещают реализовать в Беларуси (вернее, использовать их можно и сейчас, но танцы выходят еще те).
Благодарим представительство «Samsung Рус Компани» в Республике Беларусь
за предоставленный для обзора смартфон
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by