Спецпроект

«Рискни и потрать $5—10 тысяч, это лишь деньги». Что изменилось у бизнесменов за полгода

39 790
10 августа 2018 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Александр Ружечка, Влад Борисевич
Спецпроект

«Рискни и потрать $5—10 тысяч, это лишь деньги». Что изменилось у бизнесменов за полгода

Автор: Константин Сидорович. Фото: Александр Ружечка, Влад Борисевич
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

На протяжении почти полугода мы рассказывали о том, как развивают свое маленькое дело четыре героя наших статей. Но настала пора подводить промежуточные итоги проекта «Перезагрузка», который Onliner.by запустил в партнерстве с компанией Samsung. Бизнес у ребят, конечно же, продолжит расти и крепнуть, а мы посмотрим, что у них изменилось за последние шесть месяцев. Удалось ли Алексею выйти на заветные «по $500» прибыли в туризме, а Алене — расширить бизнес по пошиву нижнего белья и стать партнером «Элемы»?

Алексей. Рассчитался с долгами, получил первые «по $500», готовится «сосать лапу»

Пару лет назад Алексей отработал распределение в Березинском заповеднике, после чего понял, что любимым делом можно заниматься не только для удовольствия. Казалось, что эффективнее будет работать на себя — самому организовывать туры, приглашать в небольшие экологические путешествия «по стране озер» белорусов и иностранцев.

Алексей на старте проекта

В начале проекта «Перезагрузка» Леша был настроен оптимистично, но признавал, что без помощи непросто. В самой идее экологического туризма парень не сомневался, но был готов искать инвестора, если в этом сезоне не получится выйти хотя бы на самообеспечение. Что ж, кажется, инвесторы не понадобятся, потому что цель достигнута — сезон удался!

Туристы каждые выходные

В феврале Алексей говорил, что для него будет счастьем, если он сможет собирать группы туристов каждые выходные. А уж если среди них еще будут иностранцы, тогда можно будет и бутерброд с маслом себе позволить.

Интерес к услугам Леши действительно вырос, этим летом редко какой уик-энд обходится без похода. Правда, зарубежных гостей хотелось бы побольше, но парень доволен и тем, что имеет.

— За месяц я в среднем организовываю около шести туров, из которых всего один — для иностранных гостей. Для сравнения, год назад в месяц можно было рассчитывать всего на пару туров. Сегодня уже вынужден отказывать тем, кто хочет записаться на август, предлагаю сентябрь.

В этот сезон все хорошо получается с белорусами, поэтому на них и бросили все силы. Но мы также ездили в один из национальных парков Германии, где много общались в том числе и по поводу привлечения иностранцев. Уверен, что в следующем году их наверняка станет больше.

Заветные «по $500»

Вот когда будет выходить «по $500» в эквиваленте, тогда точно можно будет сделать выводы о живучести бизнеса. Если в начале сезона заветная сумма только мелькала заманчивым миражом, то теперь можно сказать, что пора думать о более амбициозных задачах.

— Ежемесячно на фирму с офисом, рекламой и минимальной зарплатой уходит около полутора тысяч рублей без учета затрат на организацию туров. В июле заработали тысячу, а в августе выйдет где-то 2500 рублей. Но недавно еще оптимизировали траты — отказались от офиса, потому что клиенты туда не ходят, все вопросы решаются через интернет, телефон, в кафе или парке.

В августе наконец-то рассчитаюсь с долгами. Выйдем в ноль и даже сможем позволить себе зарплату как раз «по 500». Правда, бизнес у меня сезонный, поэтому чтобы позволить $500 не только в августе, но и в ноябре, в последний месяц лета надо зарабатывать хотя бы по $1000.

В этом году, наверное, буду лапу сосать, но попытаюсь расширить рамки сезона, а зимой планирую устроиться на работу, чтобы не сидеть сложа руки.

Повышение цен, поиски клиентов и соцсети

Все эксперты и менторы, с которыми общался Алексей, говорили, что ему необходимо поднимать цены на свои услуги. Мол, это позволит нащупать свою аудиторию в виде айтишников или менеджеров среднего звена. А еще надо активно работать с соцсетями и рекламой в них. Даже несмотря на печальный опыт, когда 500 переходов по рекламе превратились всего в два реальных звонка.

— Цены я повысил, но не намного. Все равно популярностью пользуются туры стоимостью до 200 рублей с человека. Пока, увы, слишком погружен в работу, чтобы анализировать, но, думаю, это оптимальная сумма для туров выходного дня по Беларуси.

Что касается моей аудитории, то некий усредненный образ сложился, хотя все равно нельзя сказать, что мои клиенты — это строго бизнесмены или разработчики. Да, айтишников действительно много, хватает руководителей среднего звена, а вот бизнесменов почти нет — вряд ли им нужны такие туры. Парней с заводов нет совсем.

За время проекта понял, что соцсети — это сила. Мы адаптировали контент, доработали текст, увидели, что реклама работает, но в перспективе. Пусть сразу нет заказов, но срабатывает отложенный спрос. Очень хорошо работает сарафанное радио. На рекламу в интернете в среднем продолжаем тратить около $100, хотя в августе, например, вообще обходимся без нее.

Про ошибки

Ни одно дело, даже самое серьезное или, наоборот, простое, не обходится без шишек и синяков. По словам Алексея, одной из его главных ошибок была идея снять офис. На аренду помещения уходили немаленькие деньги, при этом на развитие бизнеса офис никак не повлиял.

— Для неопытных молодых компаний характерны «косяки», связанные именно с их молодостью. Например, когда я разрабатывал длинный маршрут, то изначально проходил его с тренированными ребятами. Однажды пошел в этот же тур, но не учел физическую подготовку другой группы.

По ходу я уже понял, что маршрут слишком длинный. И вот думаю, ну зачем я так, ведь можно было сделать его короче, это же ничего не стоило, а люди были бы довольны. Никто мне претензии не предъявил, люди просто говорили, мол, длинноват маршрут. Но я видел, что они устали, сильно расстроился, старался компенсировать как мог. В общем, был такой момент, но и это тоже опыт.

Начинать свое дело или нет?

Если перед вами стоит такой вопрос, то ответ однозначный — да. Во всяком случае так считает Алексей. Главное, чтобы речь не шла о чересчур больших затратах. Стартовый капитал молодому человеку понадобился небольшой — всего около пяти тысяч рублей.

— Если вы думаете, а не попробовать ли мне открыть свое дело, то попробуйте, рискните хоть раз в жизни. Если, конечно, для этого не придется продать квартиру или заложить родительский дом. Расстаньтесь с этими $5—10 тысячами, но попробуйте. Не получится? Что ж, зато это офигенный жизненный опыт.

Алена. Отправила первые заказы в Австралию, на очереди Франция

Когда-то Алена хотела поступить в Академию МВД, училась на юриста, была наемным работником, а потом вспомнила о детском увлечении рукоделием. Сначала сшила белье себе, потом пришла подружка, еще одна… Алена зарегистрировалась в качестве ИП и занялась производством женского белья на заказ.

Алена на старте проекта

К старту нашего проекта у девушки имелись проблемы, но было и много планов. Что ж, кажется, проблем стало поменьше, а вот планов, наоборот, прибавилось. Вспомним, какие ключевые цели ставила перед собой Алена полгода назад.

Выход на другие рынки

Одной из главных целей девушки был выход на рынки России или Европы. И там, и там достаточно сложностей, чтобы отпугнуть любого начинающего бизнесмена. Но Алена не из пугливых.

— Недавно я отправила заказ в Австралию. Сейчас веду переговоры с владельцем маленького шоу-рума во Франции. Правда, он хочет получить белье без предоплаты, но посмотрим — может, о чем-то и договоримся. 

Еще приезжали заграничные гости из Франкфурта, им я подарила пижамку. Очень были впечатлены качеством! И в Санкт-Петербург заказ ушел.

Пока доля зарубежных клиентов совсем небольшая, но главное, что они вообще появились.

Увеличить оборот в 2—3 раза

Зимой Алена поставила перед собой амбициозную цель — в несколько раз увеличить обороты бизнеса. За полгода сделать это трудно, а вот для 2019-го цель вполне достижимая.

— Нет, втрое вырасти не удалось. Но, например, в апреле количество заказов по сравнению с прошлым годом выросло в два раза. Удивительно, что и летом, фактически в мертвый сезон, заказов достаточно. Прибыль выросла в полтора-два раза, что тоже не может не радовать.

Если раньше выходило $400—500 в эквиваленте, то теперь чистая прибыль за месяц может достигать $1000. Бывает, что накопится больше материала, тогда, конечно, выручка поменьше. Но работать больше я при этом не стала. Начинать было тяжело, а сейчас у меня набита рука, есть готовые лекала. Поэтому нынче больше времени уходит не на пошив белья, а на обсуждение заказов с клиентами.

Расширить бизнес, снять производственное помещение, нанять швей

Вопрос с расширением бизнеса стоит остро, потому что количество заказов растет, а чтобы делать все самой, банально не хватает времени. Пока Алена по-прежнему работает в одной из комнат своей квартиры, но от идей об отдельном помещении не отказывается, как и от найма помощниц.

— Я по-прежнему хочу, чтобы бизнес работал на меня, а я бы могла отдать все время на проработку новых идей, развитие производства и общение с заказчиками. Пока не получается, однако отдельное помещение остается в планах. Также прямо сейчас ищу швею, но пока подходящий специалист не попадался.

Говорят, что лучше тебя самого никто не сделает, но ведь я понимаю, что за все ухватиться нельзя. Уверена, что невозможно научить человека быть хорошим, а вот хорошего человека можно обучить всему. Такого и ищу.

Не сомневаюсь, что как только появится больше свободного времени, получится и производственное помещение снять, и работников найти. Пока же надо, чтобы малыш подрос.

Партнерство с «Элемой»

Уже в ходе проекта Алене сделали необычное предложение — пошить коллекцию белья для реализации в магазинах «Элемы». Было непросто, но проект согласовали, и девушка готовится представить коллекцию для беременных, которая, как она надеется, попадет на витрины крупной белорусской компании.

— Эскизы готовы, хочу довести коллекцию до совершенства. Уже заказала ткани у поставщика, но так как метраж мне нужен маленький, то приходится ждать, когда мне смогут выделить небольшую партию нужного мне материала.

«Элеме» я очень благодарна за то, что она, как и в целом весь проект «Перезагрузка», дала мне много хороших идей. Полгода назад в голове был какой-то бардак, а на сегодняшний день я привела мысли в порядок, появилась структура, четкое понимание и план на ближайшее будущее.

Также благодаря подсказкам «Элемы» я начала работать над формированием и узнаваемостью своего бренда. В оформлении новой коллекции появятся «фишечки», которые, надеюсь, будут ассоциироваться с моей компанией.

Конкуренция и разочарование в людях

Когда мы начинали проект, о конкурентах речи не шло. Да, в течение года появлялось несколько человек с похожими предложениями, но никакого влияния на конкурентную среду это не оказывало. Сегодня же в соцсетях чуть ли не ежедневно появляются швеи, готовые пошить нижнее белье на заказ. Разумеется, это вызвало некоторые проблемы, о которых Алена раньше не задумывалась.

— Конкуренция — это классно, потому что она подстегивает, заставляет генерировать новые идеи. Увы, есть у конкуренции и обратная сторона: не так уж редки случаи воровства идей. Я говорю не о похожем — это неизбежно, а именно о воровстве. 

Как-то на меня вышла девушка, попросила совета, я ей подсказала некоторые юридические тонкости, показала работы. Я даже приводила ее в пример знакомым, мол, посмотрите, какая молодец. А на следующий день увидела у нее в аккаунте фотографию моей пижамы и подпись, мол, принимаю заказы. Вот такое разочарование в людях.

Подобные нюансы, впрочем, не сбили девушку с пути. Она уверена в своем деле и даже не сомневается, что реализует все задуманное. Заглянем через годик и посмотрим, как у Алены дела.

Партнерский спецпроект с ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910

Все для развития бизнеса и не только в каталоге Onliner.by

Читайте также:

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Какая-то дичь на нашем Telegram-канале

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by