Спецпроект

Пора мечтать о миллионах? Есть ли шансы у героев проекта «Перезагрузка»

30 марта 2018 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич, Максим Тарналицкий, Марина Серебрякова
Спецпроект

Пора мечтать о миллионах? Есть ли шансы у героев проекта «Перезагрузка»

Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич, Максим Тарналицкий, Марина Серебрякова

Все они — герои наших статей, оптимисты и просто умнички. Они увлечены своим делом и, как бы банально это ни звучало, вкладывают в него душу. Получается не все и не всегда. Onliner.by в партнерстве с компанией Samsung запустил проект «Перезагрузка», в рамках которого мы помогаем четырем начинающим белорусским бизнесменам поставить на рельсы дело всей их жизни.

Это не начало с нуля и не отказ от мечты в пользу быстрых денег. Мы постараемся мягко перезагрузить бизнес Алексея, Алены, Андрея и Александра. В этом им помогут менторы, способные с высоты своего опыта указать на старые ошибки, предостеречь от новых и подтолкнуть к успеху. Как завоевать рынок стеклянной плитки? Чего не хватает нижнему белью? Можно ли заработать на белорусском экотуризме? Получится ли сделать компьютерную игру мечты и создать собственную компанию?

В прошлый раз мы «заново познакомились» с нашими героями. Сегодня же представим их менторов, которые будут помогать ребятам. Эксперты знают о проектах героев «Перезагрузки» с наших слов и из статей на Onliner.by. Обладая этой ограниченной информацией, наставники выскажут свое мнение о бизнесе участников спецпроекта. В следующий же раз менторы со своими подопечными обсудят все нюансы бизнеса.

Александр Дергай, директор Aterdux Entertainment («Легенды Эйзенвальда»). Ментор Андрея — разработчика игр, который мечтает о своей компании

Александр возглавляет компанию, разработавшую известную далеко за пределами нашей страны белорусскую компьютерную игру «Легенды Эйзенвальда». В настоящее время команда трудится над дополнением к «Легендам» и совершенно новым проектом — RPG-стратегией Good Knight в фэнтезийном сеттинге, в 2D и с пошаговыми боями.

— Сначала хотел делать бизнес в США, а сейчас рад, что работаю в Беларуси. Потому что в Америке разработка «Легенд Эйзенвальда» вылилась бы в несколько миллионов долларов и я, скорее всего, стал бы банкротом. А здесь на создание игры ушло меньше миллиона.

Белорусский рынок должен вас интересовать в последнюю очередь

Александр видел State of Anarchy — игру, которую разработал Андрей. Проект интересный, с забавной озвучкой и стильной графикой. Но больше всего автора «Легенд Эйзенвальда» заинтересовала идея новой игры парня. Речь об экономической PC-стратегии под условным названием «Капитал».

— В свое время Onliner.by нам очень помог, придав нужное ускорение на Kickstarter. Но Андрей должен понимать, что Беларусь для разработчиков игр страна маленькая. Да, здесь удобно работать, искать инвестора и формировать имидж, но как рынок наша страна должна интересовать его в последнюю очередь.

Увы, но объективно Беларусь — это такой «последний оплот пиратства». Основные продажи обеспечивают США, Германия, Россия, в последнее время Китай, тогда как на нашу страну на примере тех же «Легенд Эйзенвальда» приходится меньше половины процента продаж. Статистическая погрешность.

Отсюда еще один совет — ни в коем случае не упускать из внимания азиатский рынок. А уж когда в Китае запустят свой аналог Steam, на него, возможно, придется ориентироваться чуть ли не в первую очередь.

Самая главная ошибка — низкая цена

Стоимость State of Anarchy Андрея в разных редакциях колеблется в районе $1. По словам Александра, это очень дешево и плохо. С новыми проектами таких ошибок допускать нельзя.

— Если создатели низко оценивают свое детище, то и люди будут воспринимать игру как дешевку.

А еще надо найти хорошего издателя, который поможет найти средства на разработку (на Kickstarter надеяться нынче не стоит — проектов слишком много, на них уже никто не обращает внимания), распространит информацию об игре и сделает все, чтобы она хорошо разошлась. Без пиара в наше суровое время тоже не обойтись.

Заработать на играх можно, но сложно

Чтобы заработать на своей игре, придется сделать очень много. Помимо всего, о чем говорилось выше, желательно еще создать крепкое комьюнити и занять нишу, в которой нет конкуренции или она минимальная.

— На рынке мобильных игр денег больше, но и конкуренция очень высокая. К тому же там совсем другая специфика: люди готовы тратиться на внутриигровые покупки, но не покупают игры по фиксированной цене. Встраивание системы монетизации — это новая разработка, которая не всегда себя оправдывает.

С другой стороны, доходы Steam растут год от года. Правда, инди-разработчику заявить о себе все сложнее, потому что сегодня продвижение проекта на главной странице магазина Steam зависит уже от автоматических алгоритмов, а не живых кураторов. Поэтому, конечно, зарабатывать стало тяжелее, но все еще можно.

Владимир Сержанович, основатель блокчейн-лаборатории ConsensusLab. Ментор Александра, который делает декоративную плитку из стекла

У Владимира Сержановича 20-летний опыт в бизнесе. Он знает все о бизнес-процессах как в «классической» экономике, так и в той, что принято называть цифровой. Может, пора все бросать и вкладывать деньги в криптовалюту? Или у традиционного бизнеса еще есть шанс и для Александра с его идеальной стеклянной плиткой найдется место в этом бездушном мире блокчейна?

Ошибка начинающих бизнесменов — оторванность от реальности

За свою долгую карьеру Владимир встречал много талантливых и умных людей, которые хотели заняться своим делом. У многих из них есть проблема — оторванность от реальности.

— Ничего не имеет значения, кроме потребителей и их готовности платить за твой продукт. Если потребности нет, ниша занята, то все тщетно. Я всегда спрашиваю: где проблема и боль, которые вы решаете своим продуктом? Где потребность в вас? Люди же как-то живут без вашей идеи и им хорошо? Или нет? Условно говоря, страдают ли потребители от неровной стеклянной плитки или готовы искать вашу идеально ровную?

Таким образом, первое, что надо сделать Александру, да и любому другому начинающему бизнесмену, — изучить рынок и востребованность продукта. Возможно, если не получается продавать плитку и фризы через магазины и посредников, стоит поискать новые пути?

Ищите «уши рынка» и увеличивайте цену

Найти свою нишу сложно, и даже если она есть, надо постоянно держать нос по ветру и быть готовым к новым поискам. Как отметил Владимир, необходимо занимать так называемые «уши рынка» — небольшие свободные сегменты, которые оставляют крупные производители, ориентированные на массовое потребление.

— Для розничных магазинов важны цена, объемы, возможность делать скидки, стабильность поставок. Условно говоря, на одном фризе они ничего не заработают, поэтому им такое предложение неинтересно. Александру стоит поискать рынки, где можно выполнять некие индивидуальные заказы. Например, это могут быть дизайнеры, которые занимаются интерьерами дорогих квартир, баров, ресторанов, бутик-отелей. Туда можно дорого и в небольших объемах поставлять вот такие элементы эксклюзива.

В нынешних условиях на рынке стеклянных фризов и плитки попытка продать магазину товар подешевле вряд ли к чему-то приведет. Лучше, наоборот, вместо условных 100 рублей выставить цену 250 рублей и перейти на индивидуальные заказы, уверен Владимир.

Правда, на масштабирование бизнеса при таком раскладе вряд ли придется рассчитывать. С другой стороны, если Александр не мечтает завоевать рынок и стать крупнейшим в регионе производителем плитки, то почему бы и нет? Свои 2—3 тысячи долларов чистой прибыли в месяц он зарабатывать сможет, считает Владимир.

Выросло поколение людей, которое хочет большую зарплату и ничего не делать

Развить в Беларуси свое небольшое дело сложно. После развала СССР у нас остались заводы, гарантированный соцпакет, распределение сотрудников и какая-никакая зарплата. Для многих этого достаточно, поэтому шевелиться не хочется.

— В России и особенно в Украине государство бросило людей и они начали заниматься кто чем может. В итоге в той же Украине на каждом углу какие-то кафе, магазинчики, выпечка, прицепы и бог знает что еще. У нас такой культуры мелкого предпринимательства нет — в Беларуси выживает бизнес крупный, жесткий, с высокой конкуренцией и маленькой рентабельностью.

Как отметил Владимир, в силу сложившихся особенностей помогать друг другу белорусские бизнесмены не очень-то любят. Рынок небольшой, плодить себе конкурентов никто не хочет. С другой стороны, похвально появление в стране хотя бы попыток организовать свое маленькое, но гордое дело, как у Александра. Но и здесь велика вероятность столкнуться с другой актуальной проблемой, которая проявит себя, если речь зайдет о найме работников.

— Выросло поколение людей, которое хочет получать зарплату и ничего не делать. Двадцать лет я занимаюсь бизнесом, и всегда главной проблемой были кадры.

Анатолий Венедиктов, первый заместитель директора ОАО «Элема». Ментор Алены, которая шьет женское белье

Алену под крыло взяла целая фабрика «Элема»! Предприятие всерьез нацелено помочь нашей героине, причем не только советами. И проконсультировать девушку здесь готовы по любым вопросам, от юридических до маркетинговых и производственных. Представляет фабрику первый замдиректора Анатолий Венедиктов, работающий в «Элеме» с 2013 года.

— Тогда у компании был очень сложный период. Надо было искать средства, сохранять экспорт, осваивать новые формы торговли, решать проблемы с дебиторской задолженностью. Сегодня у «Элемы» все хорошо. У нас есть собственная розничная сеть из 27 магазинов в Беларуси и семи — за рубежом. Мы запустили сайт с ценами на нашу продукцию, ПО по отслеживанию продаж и аналитики востребованности товаров в разных регионах, есть собственный логистический блок и база для дальнейшего роста.

И в России, и в Европе очень высокая конкуренция

Анатолий уточнил, что «Элема» специализируется на верхней женской одежде и не занимается пошивом нижнего белья. Однако в целом вопросы, проблемы и методы их решения не отличаются от того, с чем еще только придется столкнуться Алене.

Девушка хотела бы выйти на рынки России и Европы. Это похвальное желание, но там придется иметь дело с острейший конкуренцией. Россия берет дешевой рабочей силой и, как следствие, затрудняет конкуренцию очень низким ценами. В Европе тоже хватает заградительных барьеров на уровне таможенных пошлин и необходимости получения дорогих сертификатов.

— Но есть выход! Можно, например, брендировать изделие под другие марки. Все же вывести отдельный новый бренд в Европу очень тяжело из-за высочайшего уровня конкуренции среди местных производителей.

Проблемы с продвижением решаемы, с производством все гораздо сложнее

— По процессу продаж мы с Аленой находимся в одном сегменте. Да, есть отличия в формате, но способы продвижения, интернет-маркетинг, выстраивание коммуникаций — это все похоже и решаемо. Но если есть проблемы с качеством производства, то все намного сложнее.

Также стоит уделить время изучению рынка, на который собираешься выходить или только-только вышел. Например, в «Элеме» заметили, что в Витебской области повышенным спросом пользуется одежда зеленого цвета. Почему? Не надо искать ответ на этот вопрос — необходимо подмечать такие закономерности и учитывать их в продвижении. А еще не надо бояться. Конкуренции, новых идей, временных неудач — ничего.

— История успеха складывается не за один день, и даже не за один год. Всегда будет конкуренция как со стороны крупных, так и со стороны мелких производителей. Не у всех все будет получаться, при этом постоянно надо искать что-то новое в идеях. 

Мы за то, чтобы у всех все было хорошо. Сегодня уже не тот мир, когда можно быть этакой бизнес-акулой, которая пожирает всех и вся. Мир стал цифровым, он полностью изменился, открыв возможности, о которых раньше нельзя было и мечтать. И грех не воспользоваться ими.

Филипп Гулый, председатель правления Республиканского союза туристической индустрии. Ментор Алексея, который любит белорусскую природу

Филипп Гулый возглавляет не только правление туристического союза, но и компанию «БелАгроТрэвел», специализирующуюся на организации экскурсионных туров по Беларуси. С туризмом Филипп знаком сызмальства и уже давно знает его не только как способ увлекательно провести время, но и как бизнес-процесс. Инициативу Алексея мужчина приветствует, но предупреждает: будет ой как непросто. Но кому сейчас легко, особенно если речь об открытии собственного дела?

— Будут удары, стресс, падения и ошибки. Главное, чтобы хватило характера, внутреннего стержня, воли, чтобы не сломаться. Ничто настоящее и хорошее в жизни легко не дается.

Наведи порядок в своей голове

Алексею повезло в том смысле, что сегодня Беларуси не хватает того качественного и системного турпродукта, который намерен предлагать он. Однако в этом же и сложность — тяжело в одиночку пахать поле, куда, образно говоря, не ступала нога человека.

— В Беларуси туристов меньше, чем могло бы быть. Алексей пришел в нишу, которая не то чтобы не занята, но конкретный продукт на системной основе в ней никто не делает. Экологический туризм расцветет тогда, когда национальные или иностранные инвестиции будут перенаправлены на постройку качественных отелей и SPA-комплексов в регионах. Лес лесом, болота болотами, но людям нужен комфорт.

Не обойтись также без рекламы и финансов, впрочем как и в любом другом бизнесе. Но начать стоит с другого.

— Прежде всего надо навести порядок в голове. Алексею нужно взять ручку, блокнот и выстроить план, чтобы понять, где находится он, а где — потребители его услуг. Сегодня у него есть лишь воплощенная идея, в которой разбирается только он один. Да, есть понимание, что в целом все это как-то продается, но этого недостаточно.

Мечтай о миллионах и золотых потоках! 

В бизнес надо входить с большими амбициями, уверен Филипп. С одной стороны, трезво оценивать свои возможности — это разумно. С другой — без амбиций далеко не уйдешь.

— Мне кажется, у Алексея нет больших финансовых амбиций, он не мечтает о миллионах и золотых потоках. Надеюсь, рано или поздно у него появится единомышленник, который будет вместе с ним вести финансовые и административные дела, подталкивая партнера к здоровому прагматизму, значимым свершениям и стремлению к максимальной прибыли. Потому что специалист в туризме — это одно, а бизнесмен в туризме — совсем другое.

Конечно, при этом не стоит рассчитывать на то, что дело Алексея начнет приносить баснословную прибыль здесь и сейчас. Что-то зарабатывать он сможет уже в этом сезоне, однако ставку надо делать на следующий год.

— Во въездном туризме глубина реализации продукта — год. Все, что придумано сейчас, будет налажено именно через год. Потому прорывом должен стать 2019-й. Возможно, за это время Алексей перейдет от прямых продаж к косвенным, если какие-то туроператоры захотят обогатить портфолио своих услуг уникальной составляющей.

Партнерский спецпроект с ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.

Все для развития бизнеса и не только в каталоге Onliner.by

Читайте также:

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Какая-то дичь на нашем Telegram-канале

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by