Заработать миллиарды на пыли. История изобретателя Джеймса Дайсона

Автор: Ян Альшевский
12 августа 2018 в 8:00

Можно неплохо заработать на добыче золота или нефти, но на пыли?… Британец Джеймс Дайсон доказал: да, без проблем. Хотя нет, проблемы были, и очень много. Разберемся, как у него получилось добиться своего, несмотря на все ошибки — их было как минимум 5126 штук. Именно такое количество Дайсон упоминает, когда рассказывает о неудачных конструкциях первого своего пылесоса.

Содержание

Бренд Dyson не слишком известен в Беларуси, однако устройства, разработанные его компанией, регулярно встречаются. Кто-то, может, вспомнит необычные краны со встроенной сушилкой для рук в некоторых торговых центрах или обычные сушилки необычной формы (рядом с ними еще вешали таблички, которые просят не справлять в них малую нужду).

Фото: Pikabu

Дайсон просит денег

Джеймс Дайсон родился в 1947 году в Великобритании в семье учителей. Его отец рано умер от рака — тогда будущему изобретателю было всего девять лет. Говорят, мальчик очень переживал потерю человека, на которого можно равняться, становясь мужчиной. Однако, будучи младшим из троих детей, он получал то, что хотел: мать позволяла отпрыску практически все. «В этом мне повезло», — как-то признался британец.

Школьные годы прошли незаметно, мальчик обучался в престижных учебных заведениях, отправившись сразу после школы постигать азы искусства и дизайна. Сегодня начало его карьеры выглядит безоблачным и полным оптимизма.

В этот период Дайсон познакомился с работами американского архитектора Бакминстера Фуллера. «От них веяло сумасшествием, но они казались такими вдохновляющими», — делится впечатлениями Джеймс.

Конструкции Фуллера оказали влияние на будущее молодого британца — взглянуть на мир под необычным углом достаточно сложно, но и изобретателями становятся далеко не все. Джеймс настолько проникся увиденным, что решил сконструировать нечто подобное. За помощью в финансировании юный Дайсон отправился к инженеру Джереми Фраю, с которым он познакомился в колледже. Кроме того, Фрай являлся главой совета директоров компании Rotork.

Денег инженер не дал, но предложил Дайсону подработку в своей компании. Здесь Джеймс получил задание потрудиться над проектом Sea Truck — высокоскоростной амфибией для перевозки грузов. Они вместе сконструировали прототип, а затем Фрай, по словам Дайсона, просто указал ему на сварочный аппарат и предложил собрать лодку.

«Я никогда не занимался этим, но справился. Он позволял мне учиться на собственных ошибках. После сборки прототипа я спросил: „Ну и что дальше?“» Фрай озвучил банальный план: наладить производство и продавать Sea Truck. Сегодня эта история наполнена романтизмом, в 70-х же это был дипломный проект будущего выпускника. Очень удачный, так как в год поначалу продавалось по 200 амфибий, а затем считать просто перестали.

Вдруг пришла идея — создать собственный пылесос

Встав на ноги, Джеймс Дайсон решил разработать пылесос. Нет, конечно, он не проснулся как-то утром и подумал: «Ха! А почему бы мне не покорить вселенную? Начну с создания пылесоса!»

Все якобы началось с неудачной покупки. В 1979 году он приобрел самый мощный из доступных домашних пылесосов, но вскоре разочаровался: вместо того, чтобы всасывать пыль, тот лишь разгонял ее по жилью, гласит первая легенда. Согласно другой, Дайсону попросту надоело менять мешки для сбора пыли, которых никогда нет под рукой. Третья называет 1978 год точкой отсчета — изобретатель был недоволен работой очистных систем на собственной «домашней» фабрике и хотел что-то предпринять.

Знакомый с конструкцией воздухоочистителей типа «циклон» на лесопилках, Джеймс решил, что аналогичный принцип можно реализовать в домашнем пылесосе — он не будет терять мощность всасывания при заполнении мешка с пылью. Вскоре появился прототип, доказавший: решение работает. К тому моменту британец дорабатывал другое свое изобретение — садовую тележку со сферой вместо колеса. «Я уже нашел инвесторов, готовых поддержать первый проект, но никто не желал финансировать создание пылесоса», — рассказал Дайсон.

Тогда инженер решил заняться развитием идеи, опираясь лишь на собственные ресурсы. Эта целеустремленность стоила ему дорого, долги росли как на дрожжах. «Мне повезло с женой, которая оказывала мне поддержку без оглядки. Меня не волновало банкротство — с моими руками и головой я не пропаду, но я боялся потерять дом. Жена в это время продавала картины и преподавала искусство. И мы все занимали, занимали и занимали… Приходилось самостоятельно выращивать овощи, супруга шила детям одежду», — вспоминает Джеймс трудные времена (а Дейрдре сопровождает мужа и по сей день).

Ничего не получается

Он признается, что считал себя хорошим предпринимателем, но это не особенно помогло ему с продвижением нового направления. Однако увлечение идеей прорывного продукта двигало Дайсоном дальше. Попытки выйти на производителей пылесоса окончились ничем. Иногда будущие конкуренты проявляли заинтересованность, но затем давали задний ход, иногда дверь перед Дайсоном закрывали, не озвучивая причин. «Часто мне казалось, что они просто не заинтересованы в прогрессе». Было и такое объяснение: производители пылесосов зарабатывали десятки миллионов на реализации сменных мешков для своей техники. А в 1984 году корпорация Amway подписала лицензионное соглашение.

Казалось, вот оно — пошло! Спустя полгода оно было отозвано, а Джеймса попросили вернуть все уплаченные деньги. Катастрофа.

Японский розовый пылесос

В 1986 году была предпринята попытка сотрудничать с небольшой японской компанией Apex. На свет появился нишевый и дорогой ($2000) G-force розового цвета. И вновь источники расходятся во мнении: одни утверждают, что партнерство с японцами принесло разочарование, другие называют его весьма успешным и позволившим собрать деньги на полноценное развитие будущей Dyson Ltd. Более того, озвучивают разные даты выхода продукта на японский рынок — как 1983-й, так и 1986-й.

Что касается 1983 года, речь, вероятно, о сотрудничестве Дайсона с бывшим работодателем — компанией Rotork. Тогда было реализовано около 500 пылесосов другой модели.

В то же время все согласны с тем, что количество созданных Дайсоном прототипов составило 5126 штук. Такое число не укладывается в голове, но исключать подобную возможность не станем.

В начале 90-х инженер решил заняться производством сам (до этого технологию лицензировали сторонние компании), однако столкнулся с тем, что некоторые предприятия, среди которых оказалась и Amway, уже используют его технологии. Последовали судебные разбирательства, во время которых Дайсон отвоевывал права на патенты. Успешно, но не в последний раз.

Нужен миллион долларов

Получить деньги оказалось непростой задачей: никто не хотел иметь дела с британским «выскочкой». С огромным трудом в 1993 году предпринимателю все же удалось с участием своего банковского агента выбить кредит примерно в миллион долларов (900 тыс., по другим данным), заложив дом.

Производство было запущено, и Дайсон начал продажи пылесосов, попав в каталоги, рассылаемые по почте. Постепенно их количество росло. В 1995 году фабрику посетил бывший министр иностранных дел и по делам Содружества Великобритании Ричард Эдвард Джеффри Хау. «Он спросил меня, нет ли каких проблем. Я пожаловался на то, что не могу попасть в сеть Comet, наш аналог BestBuy». Настал черед родственных связей, и на следующий день Дайсон разговаривал с директором по закупкам этой сети. В течение следующего года пылесос Dyson стал самым продаваемым в Великобритании.

Не все, что придумывает Дайсон, работает

Но не все продукты Dyson ждал коммерческий успех. Одним из провалов стал выпуск стиральной машины Contrarotator. Ее критиковали за большую цену — в два раза выше конкурентов. Да, большой барабан, однако это не слишком заметное преимущество. «Неудача — интересный феномен, без которого не может быть движения вперед. Нельзя научиться чему-то благодаря успеху, а вот поражению — вполне», — заявил Дайсон в одном из интервью в 2012 году. Даже череда неудач, по его словам, не должна вгонять в уныние. «Более того, от нее надо получать удовольствие», — добавил к тому моменту весьма успешный бизнесмен.

«Когда в 1993 году Дайсон представил технологию Dual Cyclone для пылесосов, журнал Which? написал: конкуренты в два раза дешевле работают лучше. В 1996 году этот же журнал называл пылесос Dyson DC01 „рекомендованным к покупке“», — заявил в ответ представитель компании.

Споры ни к чему не привели, и вскоре Dyson была вынуждена прекратить выпуск Contrarotator из-за слишком высоких расходов на производство. Вероятно, были и другие примеры.

Выход на американский рынок

В 2002 году британская компания начала интервенцию на американский рынок и через три года заняла 20%. Еще до взрывной популярности сотрудница сети BestBuy якобы приобрела пылесос Dyson и через две недели рассказала своему боссу, что он действительно работает. Новая машина для уборки сразу заняла лучшие места в торговых залах…

Для продвижения в США был снят рекламный ролик, в котором Джеймс Дайсон разбирал пылесос и наглядно объяснял принципы его работы, веса добавило и появление его детища с прозрачным пылесборником в сериале «Друзья». Демонстрация «фишек» пылесосов стала в итоге визитной карточкой компании.

«Выходя на новые рынки, мы не составляли никаких планов — это очень утомляло меня», — заявил как-то Дайсон, ставший уже миллиардером. По его словам, сильной стороной его предприятия являются новые технологии, а не правильный и выверенный план. Предположим, что сэр Дайсон все же немного лукавит.

«Главное для меня — свобода»

Сейчас в портфеле компании имеются не только пылесосы, но также сушилки для рук, фены, светильники и вентиляторы. От стиральных машин Дайсон отказался — не получилось. Британец инвестирует в молодых инженеров, готовится через пару лет выпустить собственный электромобиль (в проект он направил два миллиарда фунтов стерлингов собственных средств), а также судится с Еврокомиссией. Причиной стали серьезные поблажки производителям пылесосов с мешками для пыли. Дайсон считает важным аспектом успеха свободу — 100% компании принадлежит ему. «Поэтому мне не надо думать об акционерах: я просто занимаюсь своим делом».

Список источников: Entrepreneur, Dyson, Britannica, Fortune, Inc, Reuters, Famous Entrepreneurs, Famous People, Telegraph, New York Magazine, BBC.

Читайте также:

Много всего интересного в Telegram-канале каталога Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by