Очень многие хотят научиться летать. Кому-то удается сделать это во сне, другие покоряют небеса, сидя за штурвалом самолета, третьи запускают воздушных змеев, наблюдая, как они, планируя и рыская в воздухе, тянутся в небо. Но «бумажный пилотаж» не сможет увлечь совсем уж надолго. Надо что-то делать!
Фрэнк Ван, чье имя куда менее известно, чем его детище, родился в 1980 году в городе Ханчжоу в семье бывшего учителя, который решил заняться собственным делом. Это был небольшой бизнес без намерения «завоевать мир», однако заработка, судя по всему, хватало и на то, чтобы содержать семью, и на то, чтобы иногда давать волю желаниям.
Фрэнк, как утверждает история, с юности интересовался темой миниатюрных летательных аппаратов, а началось все с вертолета едко-красного цвета в одном из комиксов. Свободное время он тратил на чтение книг о самолетах, стремился получить как можно больше информации о современных летательных аппаратах, корпел, как и многие мальчишки, над сборными моделями самолетов. И мечтал о девайсе, которым сегодня никого не удивишь: дроне с видеокамерой. Его он называл «феей». А может, в воображении мальчишки это действительно была фея с камерой?
Конечно, образ того времени вряд ли имел нечто общее с нынешними квадрокоптерами и другими представителями «семейства», однако Фрэнку нужен был гаджет, снимающий видео и следующий за своим хозяином. Нечто подобное было только у военных, а простые смертные могли лишь мечтать о них (если вообще знали о существовании грозных «птичек» под облаками).
Наконец, в 16-летнем возрасте будущий основатель DJI получил свой первый радиоуправляемый вертолет (за хорошие отметки по итогам школьных экзаменов). И разбил его, не успев толком попрактиковаться. Последовали долгие месяцы ожидания запасных частей, но в конце концов машину Фрэнк починил.
Будущее пока не было связано с небом и полетами, а с ходу стать инженером Фрэнк не мог по вполне банальной причине: прилежным учеником его никто не называл. Короткий путь в технологическую элиту оказался закрыт, как и двери того же MIT. Высшее образование получить надо, поэтому парень направил свои стопы в Восточно-китайский педагогический университет, где начал изучать психологию. Гуманитарий, да и только. Это был первый шаг, за которым последовал второй, и в 2003 году Фрэнк оказался в Гонконгском университете науки и технологии. Может, знания подтянул.
Академическое образование давалось китайцу с большим трудом, молодой человек был скорее увлеченным практиком, как и его отец-инженер. Он мог часами ковырять очередную модель летательного аппарата, пытаясь довести его до совершенства. Как сложилась бы дальнейшая судьба Фрэнка, не обрати на него внимание преподаватель университета, можно только гадать.
В качестве проекта он выбрал разработку системы управления полетом вертолета. Дальше должно было сложиться как в кино про успешного студента, который вопреки всем реализовал амбициозный план в последний момент, получив грант на миллионы долларов. В реальности все было совсем не так. Несмотря на помощь профессора, углядевшего в своем ученике почти гения, Фрэнк Ван не успел доделать начатое, а сконструированная им система дала сбой перед запланированной демонстрацией работы.
Он завершил проект уже позже, получив в 2005-м целевой грант на разработку дрона. Сумма? Смешная по меркам нынешних голодных стартапов — какие-то $2,3 тыс. Это не помешало Фрэнку, и в 2006-м, не выходя из комнаты в университетском общежитии, он организовал свою компанию — DJI. В этом же году он, кстати, занял третье место в соревновании RoboCon, где продемонстрировал навыки инженера.
Действовал Ван не в одиночку — практически каждая история успеха упоминает друзей и единомышленников, команду, которая сделала мечту реальностью. Истории же одиночек — редкость.
То ли Фрэнк обладал необычайной харизмой, то ли идея действительно была заразной, но те, кто решил присоединиться к нему, пошли на серьезные жертвы. Один был вынужден оплатить внушительную неустойку за досрочное расторжение контракта на предыдущей работе, другой отправился в путь практически без денег в кармане.
Молодой бизнес стартовал с места в карьер — надо было оплачивать офис (пусть небольшой, но тем не менее), выдавать зарплаты и развиваться. С офисом, впрочем, подсобил дядя Фрэнка — компания разместилась на складе его магазина. Хотя «склад» звучит громко. На деле же это было помещение в 20 квадратных метров, где и располагался тот самый «офис».
Компания пока не могла выйти на рынок с продуктом мечты Фрэнка Вана, DJI наладила выпуск контроллеров и компонентов для DIY-дронов. Заодно был продан вертолет, разработанный еще в колледже. Его сборка обошлась в $2 тыс., а вот продать его удалось за $6 тыс. С развитием рынка «бытовых» дронов аппетиты, как нам известно, пришлось умерить.
Пока же клиентами DJI становились учебные заведения и компании, выпускавшие комплекты для самостоятельной сборки радиоуправляемых летательных аппаратов. Бизнес не мог похвастаться ощутимыми оборотами, но помогло финансовое вливание друга семьи — Лю Ди. Он вложил $90 тыс., которые решили вопрос на некоторое время. Лю Ди же стал одним из крупнейших акционеров DJI.
Одновременно компания ведет разработку собственного продукта, того самого «красного вертолетика из комикса», с которого все началось. Прототипы, ошибки, эксперименты, провалы — все это оказалось скрыто от общественности. «Фрэнк никогда не сдавался, его не волновало, насколько сложная проблема ему досталась», — рассказывали позже коллеги будущего миллиардера.
Тогда считалось нормальным работать по 10 часов в сутки, однако Фрэнк, если у него возникала идея, мог позвонить и в три часа ночи. Такой подход нравился не всем, выхода, правда, не было. Сохранить дружбу в бизнесе очень сложно, и те, кто пришел в DJI в первой волне, покинули ее. Ли Чжихуэй, вступивший в стартап со $100 в кармане и закрыв собственную фирму, одним из первых покинул Фрэнка Вана.
Причина проста: вначале партнерам обещали 40% акций, однако постепенно доля снизилась до 20%, а затем — до 5%. «Я все прекрасно понимал, для Вана все было впервые, как работать и действовать, он не знал», — примерно так звучали слова Ли. Кроме того, возникли разногласия касательно конструкции прототипов, которые Чжихуэй считал неэффективными и даже опасными. В итоге в 2008 году он ушел, чуть позже еще два человека из состава первой команды выбрали иной путь.
Несмотря на все внутренние передряги, в 2009 году компания начала казать нос на международном рынке. Оборот подрос, достигнув в этот период примерно $500 тыс. Очевидно, что мир не завоюешь, если игнорировать США, и одним из первых оплотов вовне Китая для DJI стала компания DJI North America. Она открылась в Техасе, а ответственным лицом назначили Колина Гуинна. Ему принадлежало 48% предприятия, остальное оставалось за DJI.
Гуинн взял быка за рога, позиционируя себя как CEO компании DJI, а также взяв на себя ответственность за инновационное развитие. Очевидно, что Фрэнку такое положение вещей было не по нраву, однако он решил проявить терпение.
К 2012 году оборот вырос до более чем $26 млн, а в 2013 году гигант индустрии потребительских дронов подготовил продукт, полностью созданный компанией, — это была теперь уже легендарная модель Phantom. Одновременно Гуинн объявил о возможном партнерстве с GoPro, а также о выпуске дрона под этим брендом.
Судя по всему, чаша терпения Фрэнка Вана переполнилась, он был вне себя от сложившейся ситуации и переговоры с GoPro не поддержал. Гуинн внезапно сменил место работы и вместе с GoPro оказался в 3D Robotics — у прямого конкурента DJI. Всему этому предшествовали взаимные обвинения сторон, но конфликт уладили в досудебном порядке.
В 2014 году обороты DJI достигли новых вершин, подобравшись к отметке $500 млн против $130 млн годом ранее, появился ощутимый доход, бизнес рос как на дрожжах. Одновременно компания вынуждена была бороться с желающими погреться в лучах славы. Попросту говоря, с компаниями, наладившими выпуск поддельных дронов, или дронов, в основу которых легли инженерные наработки DJI (о промышленном шпионаже в Китае знают не понаслышке). Но Ван был уверен в своих силах, и конкуренты играли в догонялки.
2015 год стал годом DJI. Популярность китайской компании подскочила благодаря инциденту с участием выпившего сотрудника Национального агентства геопространственной разведки США и квадрокоптера Phantom. Летательный аппарат под управлением американца разбился на лужайке перед Белым домом, устроив настоящий переполох. Пилот же дрона сообщил друзьям о «недоразумении», после чего решил вздремнуть. Только на следующий день до него дошло, что же он натворил. Мужчина самоотверженно отдался Секретной службе. Чего это стоило DJI? В том же году она получила инвестиции в размере $75 млн, а ее рыночная стоимость приблизилась к $10 млрд.
Что сегодня? DJI двигается по проторенному пути, доминирует на рынке «бытовых» дронов, где доля китайской компании колеблется вокруг 50% (по другим данным, доходит до 70%), а Фрэнк Ван в 2017-м стал самым молодым китайским «технологическим» миллиардером при оценке его состояния в $3,2 млрд.
Многие задаются вопросом: что стоит за успехом DJI? Все дело в родительских деньгах, считают некоторые бывшие партнеры Вана, стоявшие у истоков компании. Именно благодаря им тогда еще молодой инженер получил возможность направить силы на исследования и «поиск себя», а также нашел квалифицированных экспертов. Но, может, даже с кучей денег, но без идеи и собственных мыслей ничего не вышло бы?
Список источников: Time, Forbes, New York Times, Abacus, Superb Crew, Yo! Success, Droneblog, Vulcan Post.
Читайте также:
Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Много всего интересного в Telegram-канале каталога Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by