Хобби, которое стало бизнесом на $10 миллиардов. История основателя DJI Фрэнка Вана

24 июля 2018 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: DJI

Хобби, которое стало бизнесом на $10 миллиардов. История основателя DJI Фрэнка Вана

Автор: Ян Альшевский. Фото: DJI

Очень многие хотят научиться летать. Кому-то удается сделать это во сне, другие покоряют небеса, сидя за штурвалом самолета, третьи запускают воздушных змеев, наблюдая, как они, планируя и рыская в воздухе, тянутся в небо. Но «бумажный пилотаж» не сможет увлечь совсем уж надолго. Надо что-то делать!

Содержание

Школьник Фрэнк

Фрэнк Ван, чье имя куда менее известно, чем его детище, родился в 1980 году в городе Ханчжоу в семье бывшего учителя, который решил заняться собственным делом. Это был небольшой бизнес без намерения «завоевать мир», однако заработка, судя по всему, хватало и на то, чтобы содержать семью, и на то, чтобы иногда давать волю желаниям.

Фрэнк, как утверждает история, с юности интересовался темой миниатюрных летательных аппаратов, а началось все с вертолета едко-красного цвета в одном из комиксов. Свободное время он тратил на чтение книг о самолетах, стремился получить как можно больше информации о современных летательных аппаратах, корпел, как и многие мальчишки, над сборными моделями самолетов. И мечтал о девайсе, которым сегодня никого не удивишь: дроне с видеокамерой. Его он называл «феей». А может, в воображении мальчишки это действительно была фея с камерой?

Конечно, образ того времени вряд ли имел нечто общее с нынешними квадрокоптерами и другими представителями «семейства», однако Фрэнку нужен был гаджет, снимающий видео и следующий за своим хозяином. Нечто подобное было только у военных, а простые смертные могли лишь мечтать о них (если вообще знали о существовании грозных «птичек» под облаками).

Наконец, в 16-летнем возрасте будущий основатель DJI получил свой первый радиоуправляемый вертолет (за хорошие отметки по итогам школьных экзаменов). И разбил его, не успев толком попрактиковаться. Последовали долгие месяцы ожидания запасных частей, но в конце концов машину Фрэнк починил.

Хотел стать инженером, да учился так себе

Будущее пока не было связано с небом и полетами, а с ходу стать инженером Фрэнк не мог по вполне банальной причине: прилежным учеником его никто не называл. Короткий путь в технологическую элиту оказался закрыт, как и двери того же MIT. Высшее образование получить надо, поэтому парень направил свои стопы в Восточно-китайский педагогический университет, где начал изучать психологию. Гуманитарий, да и только. Это был первый шаг, за которым последовал второй, и в 2003 году Фрэнк оказался в Гонконгском университете науки и технологии. Может, знания подтянул.

Академическое образование давалось китайцу с большим трудом, молодой человек был скорее увлеченным практиком, как и его отец-инженер. Он мог часами ковырять очередную модель летательного аппарата, пытаясь довести его до совершенства. Как сложилась бы дальнейшая судьба Фрэнка, не обрати на него внимание преподаватель университета, можно только гадать.

В качестве проекта он выбрал разработку системы управления полетом вертолета. Дальше должно было сложиться как в кино про успешного студента, который вопреки всем реализовал амбициозный план в последний момент, получив грант на миллионы долларов. В реальности все было совсем не так. Несмотря на помощь профессора, углядевшего в своем ученике почти гения, Фрэнк Ван не успел доделать начатое, а сконструированная им система дала сбой перед запланированной демонстрацией работы.

Грант, помощь родственников и друзей семьи

Он завершил проект уже позже, получив в 2005-м целевой грант на разработку дрона. Сумма? Смешная по меркам нынешних голодных стартапов — какие-то $2,3 тыс. Это не помешало Фрэнку, и в 2006-м, не выходя из комнаты в университетском общежитии, он организовал свою компанию — DJI. В этом же году он, кстати, занял третье место в соревновании RoboCon, где продемонстрировал навыки инженера.

Действовал Ван не в одиночку — практически каждая история успеха упоминает друзей и единомышленников, команду, которая сделала мечту реальностью. Истории же одиночек — редкость.

То ли Фрэнк обладал необычайной харизмой, то ли идея действительно была заразной, но те, кто решил присоединиться к нему, пошли на серьезные жертвы. Один был вынужден оплатить внушительную неустойку за досрочное расторжение контракта на предыдущей работе, другой отправился в путь практически без денег в кармане.

Молодой бизнес стартовал с места в карьер — надо было оплачивать офис (пусть небольшой, но тем не менее), выдавать зарплаты и развиваться. С офисом, впрочем, подсобил дядя Фрэнка — компания разместилась на складе его магазина. Хотя «склад» звучит громко. На деле же это было помещение в 20 квадратных метров, где и располагался тот самый «офис».

Компания пока не могла выйти на рынок с продуктом мечты Фрэнка Вана, DJI наладила выпуск контроллеров и компонентов для DIY-дронов. Заодно был продан вертолет, разработанный еще в колледже. Его сборка обошлась в $2 тыс., а вот продать его удалось за $6 тыс. С развитием рынка «бытовых» дронов аппетиты, как нам известно, пришлось умерить.

Пока же клиентами DJI становились учебные заведения и компании, выпускавшие комплекты для самостоятельной сборки радиоуправляемых летательных аппаратов. Бизнес не мог похвастаться ощутимыми оборотами, но помогло финансовое вливание друга семьи — Лю Ди. Он вложил $90 тыс., которые решили вопрос на некоторое время. Лю Ди же стал одним из крупнейших акционеров DJI.

Внутренние конфликты, опасные дроны

Одновременно компания ведет разработку собственного продукта, того самого «красного вертолетика из комикса», с которого все началось. Прототипы, ошибки, эксперименты, провалы — все это оказалось скрыто от общественности. «Фрэнк никогда не сдавался, его не волновало, насколько сложная проблема ему досталась», — рассказывали позже коллеги будущего миллиардера.

Тогда считалось нормальным работать по 10 часов в сутки, однако Фрэнк, если у него возникала идея, мог позвонить и в три часа ночи. Такой подход нравился не всем, выхода, правда, не было. Сохранить дружбу в бизнесе очень сложно, и те, кто пришел в DJI в первой волне, покинули ее. Ли Чжихуэй, вступивший в стартап со $100 в кармане и закрыв собственную фирму, одним из первых покинул Фрэнка Вана.

Причина проста: вначале партнерам обещали 40% акций, однако постепенно доля снизилась до 20%, а затем — до 5%. «Я все прекрасно понимал, для Вана все было впервые, как работать и действовать, он не знал», — примерно так звучали слова Ли. Кроме того, возникли разногласия касательно конструкции прототипов, которые Чжихуэй считал неэффективными и даже опасными. В итоге в 2008 году он ушел, чуть позже еще два человека из состава первой команды выбрали иной путь.

Американская мечта

Несмотря на все внутренние передряги, в 2009 году компания начала казать нос на международном рынке. Оборот подрос, достигнув в этот период примерно $500 тыс. Очевидно, что мир не завоюешь, если игнорировать США, и одним из первых оплотов вовне Китая для DJI стала компания DJI North America. Она открылась в Техасе, а ответственным лицом назначили Колина Гуинна. Ему принадлежало 48% предприятия, остальное оставалось за DJI.

Гуинн взял быка за рога, позиционируя себя как CEO компании DJI, а также взяв на себя ответственность за инновационное развитие. Очевидно, что Фрэнку такое положение вещей было не по нраву, однако он решил проявить терпение.

К 2012 году оборот вырос до более чем $26 млн, а в 2013 году гигант индустрии потребительских дронов подготовил продукт, полностью созданный компанией, — это была теперь уже легендарная модель Phantom. Одновременно Гуинн объявил о возможном партнерстве с GoPro, а также о выпуске дрона под этим брендом.

Судя по всему, чаша терпения Фрэнка Вана переполнилась, он был вне себя от сложившейся ситуации и переговоры с GoPro не поддержал. Гуинн внезапно сменил место работы и вместе с GoPro оказался в 3D Robotics — у прямого конкурента DJI. Всему этому предшествовали взаимные обвинения сторон, но конфликт уладили в досудебном порядке.

В 2014 году обороты DJI достигли новых вершин, подобравшись к отметке $500 млн против $130 млн годом ранее, появился ощутимый доход, бизнес рос как на дрожжах. Одновременно компания вынуждена была бороться с желающими погреться в лучах славы. Попросту говоря, с компаниями, наладившими выпуск поддельных дронов, или дронов, в основу которых легли инженерные наработки DJI (о промышленном шпионаже в Китае знают не понаслышке). Но Ван был уверен в своих силах, и конкуренты играли в догонялки.

Взлет DJI. Без падения

2015 год стал годом DJI. Популярность китайской компании подскочила благодаря инциденту с участием выпившего сотрудника Национального агентства геопространственной разведки США и квадрокоптера Phantom. Летательный аппарат под управлением американца разбился на лужайке перед Белым домом, устроив настоящий переполох. Пилот же дрона сообщил друзьям о «недоразумении», после чего решил вздремнуть. Только на следующий день до него дошло, что же он натворил. Мужчина самоотверженно отдался Секретной службе. Чего это стоило DJI? В том же году она получила инвестиции в размере $75 млн, а ее рыночная стоимость приблизилась к $10 млрд.

Что сегодня? DJI двигается по проторенному пути, доминирует на рынке «бытовых» дронов, где доля китайской компании колеблется вокруг 50% (по другим данным, доходит до 70%), а Фрэнк Ван в 2017-м стал самым молодым китайским «технологическим» миллиардером при оценке его состояния в $3,2 млрд.

Многие задаются вопросом: что стоит за успехом DJI? Все дело в родительских деньгах, считают некоторые бывшие партнеры Вана, стоявшие у истоков компании. Именно благодаря им тогда еще молодой инженер получил возможность направить силы на исследования и «поиск себя», а также нашел квалифицированных экспертов. Но, может, даже с кучей денег, но без идеи и собственных мыслей ничего не вышло бы?

Список источников: Time, Forbes, New York Times, Abacus, Superb Crew, Yo! Success, Droneblog, Vulcan Post.

Читайте также:

Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Много всего интересного в Telegram-канале каталога Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by