«Этот парень выглядел как оперативник НКВД». История Стива Баллмера, который хотел привести Microsoft к успеху

24 961
24 января 2018 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

«Этот парень выглядел как оперативник НКВД». История Стива Баллмера, который хотел привести Microsoft к успеху

Автор: Ян Альшевский

Многие знают о Стиве Баллмере благодаря одному забавному и незабываемому эпизоду, когда сооснователь Microsoft вприпрыжку выскочил на сцену, на которой чуть позже истошно вопил «Developers, developers, developers!» Огромная аудитория солидных программистов с интересом наблюдала за происходящим и испытывала целый набор чувств — от шока до восторга, от недоумения до стыда. А Стив Баллмер? Такое он проделывал постоянно.

Откуда он такой появился? Белорусы очень любят находить родные корни в успешных людях из-за рубежа — вероятно, чтобы поднять самооценку. Чаще всего оказывается, что в генеалогическом древе человека действительно есть кто-то «из соседней деревни». Стива Баллмера с определенной натяжкой также можно назвать белорусом: его дед и прадед по материнской линии родом из Пинска. Но на самом деле он американец, который появился на свет в США в семье швейцарского иммигранта Фрица Ганса Баллмера (он же Фредерик Генри) и Беатрис Дворкин, родившейся в Америке. Некоторые исследователи упоминают еще Иран как прародину кого-то из предков будущего главы софтверной корпорации.

Родным городом Стива стал Детройт, автомобильная столица Штатов. В 1950-х он являлся пятым крупнейшим городом США: в нем проживала треть населения Мичигана. Свой вклад в демографическую обстановку в марте 1956 года сделала и чета Баллмеров.

Стив Баллмер в 1972 году

Юного Баллмера отправили в один из местных частных колледжей. Судя по всему, Стив не был шалопаем и активно впитывал науку, показывая отличные результаты в математике. Это подтверждают результаты экзаменов — он получил высший балл. Сегодня Баллмер входит в совет директоров этого учебного заведения.

1977 год

Во время учебы Стив посещал подготовительные курсы при Lawrence Technological University, а в 1977 году молодой человек получил в Гарвард-колледже степень бакалавра по математике и экономике. Здесь же помимо знаний он обрел дружбу с человеком по имени Уильям Генри Гейтс III. К счастью, его принято называть сокращенно — Билл Гейтс.

Билл Гейтс, 1973 год

Чем эта дружба обернется всего пару лет спустя, они пока не знали. Математике Баллмера-младшего и его приятеля, кстати, обучал будущий лауреат Нобелевской премии Майкл Спенс, а по итогам тестирования Стив показал результат выше, чем у Билла. Впоследствии многие упоминали невероятные способности Баллмера к математике, его аналитический склад ума и прекрасную память.

Молодому Стиву, как и положено человеку, нацеленному на успех, хватало времени не только на учебу, но и на различные социально-значимые активности — без них добиться чего-либо в «стране равных возможностей» сложно, даже если ты учишься в престижном вузе. Поэтому будущий миллиардер занимал должность менеджера футбольной команды, готовил материалы для газет учебного заведения и активно интересовался баскетболом.

А вот начинал свою карьеру Баллмер вовсе не в технологической компании — он получил должность в Procter & Gamble, где проработал до 1979 года. Ему приписывали изобретение (или по крайней мере идею) одного из видов упаковки для стирального порошка Tide. Речь идет о широких коробках: когда такие выставляют на прилавок, они привлекают больше внимания и, как следствие, лучше продаются. К сожалению, это миф.

Работая помощником менеджера, Баллмер среди прочего помогал продавать изделие под названием Coldsnap Freezer Dessert Maker — устройство для приготовления десертов, «о которых вы раньше не могли и мечтать». Вряд ли этим ограничивалось, но многие помнят именно агрегат для взбивания сладкой еды. Кабинет Стив делил с Джеффри Иммельтом. Последний, пройдя «практику» в Procter & Gamble, нашел работу в General Electric, которую впоследствии возглавил. Отец дал Баллмеру отличный старт (видимо, деньги в семье водились), поэтому с юности его окружали сплошь успешные люди.

Закончив Стэнфордскую высшую школу бизнеса и отказавшись от дальнейшей учебы в Стэнфорде, Стив начал искать место, где он мог бы использовать уже полученные знания. «В конце первого года [обучения] я понял — это не мое, — рассказал он позже о своем нежелании связывать жизнь с математикой в чистом виде. — Я решил, что буду счастлив, если мое будущее окажется связано с общением с людьми».

Первые 11 сотрудников Microsoft

Билл Гейтс и Пол Аллен к тому времени уже наладили бизнес — датой основания Microsoft считается 1975 год, хотя на рынок операционных систем они вышли в начале 80-х. Стив пришел на работу в будущую софтверную корпорацию летом 1980-го. Одни источники называют его 30-м сотрудником компании, другие — 24-м. Это не серийный номер автомобиля, поэтому ценность заключается в ином.

«Этот парень выглядел как оперативник НКВД — голубые глаза с пронзительным взглядом, по-настоящему крутой», — так позже описал свои впечатления от знакомства с Баллмером Пол Аллен, которому на тот момент было около 23 лет.

На новом месте Стив занимался развитием бренда. Он также стал первым бизнес-менеджером, нанятым Биллом Гейтсом для растущего предприятия. Новичку обещали зарплату в $50 тыс. и долю в фирме. В 1981 году, когда Microsoft стала корпорацией и компанией, которую мы знаем сейчас, молодой человек получил 8% акций.

Со старта Баллмер занимал в Microsoft исключительно руководящие должности. В СССР о таком могли бы сказать: «По блату устроился». Однако в злобном капиталистическом мире на этом далеко не уедешь и даже «племянник директора» должен доказать свою эффективность. Стив поочередно менял должности вице-президентов, отвечая за маркетинг, разработку программного обеспечения, продажи и поддержку. Именно благодаря Баллмеру появилась платформа .NET Framework.

Топ-менеджеру постоянно приходилось принимать сложные решения, которые не всегда добавляли ему популярности. Многим он не нравился как человек, однако подобное можно сказать о любом управленце. Тем не менее наиболее заметный вклад Стив сделал заняв должность президента, а позже — гендиректора Microsoft: за время его правления корпорация в три раза увеличила выручку.

Баллмер всегда создавал образ оптимистичного и весьма энергичного человека. Внешне спокойный, он может в следующую секунду взорваться. Если на то будет необходимость.

«Моя первая встреча со Стивом произошла через год после того, как я устроился в Microsoft. Меня вызвали в его офис, где проходили совещания. Я слышал, как он просто орал на кого-то у себя в кабинете. Потом он позвал меня к себе и очень спокойно обсудил вопрос. Думаю, это такая тактика — орать, когда это эффективно в решении проблемы. За все время я лишь пару раз слышал, как он повышает голос, не говоря уже о крике», — рассказал один из бывших сотрудников корпорации.

Эти слова подтверждает другой сотрудник Microsoft, проработавший в компании 11 лет. Оказалось, что вне работы Баллмер превращается в спокойного, компанейского и веселого человека. А затем возвращается в офис и пытается придумать, как развивать бизнес дальше.

Как-то Стив признался, что самое сложное — это сделать выбор между ставкой на новые рынки и новые технологии. Во втором случае никто не знает, как их продвигать, ведь идти надо непроторенной дорожкой. Поэтому приходилось делать ошибки, на которых училась как сама Microsoft, так и ее конкуренты. Но некоторые просчеты Баллмеру припомнили в будущем. Так случилось с консолью Xbox, плеером Zune, поисковым сервисом, платформой онлайн-рекламы (чего стоит покупка aQuantive за $6,2 млрд!) — Microsoft инвестировала в продукты, которые значительно отличались от «просто софта». Успешно ли? Далеко не всегда.

В конце 90-х Стив был наиболее очевидным преемником Билла Гейтса. Даже, вероятно, безальтернативным. Официальным «номером два» с соответствующей должностью он стал в 1998 году, а в 2001-м занял пост CEO, на котором курировал вопросы финансов и текущей деятельности корпорации. Гейтс оставался главой совета директоров, являлся главным архитектором программной системы и следил, чтобы его детище не отставало в технологическом развитии.

Несмотря на рост популярности бесплатных продуктов (Linux в качестве альтернативы Windows и Google Docs в качестве альтернативы «офисному» пакету программ), за время управления корпорацией Баллмер добился многократного увеличения выручки Microsoft. Но это же стало и слабой стороной компании — Windows и Office оставались дойными коровами слишком долго.

Ни один человек не может постоянно принимать на 100% верные решения, и Стив не исключение. «Баллмер все завалил», «Баллмер угробил то и проморгал там»… Эксперты всех мастей без труда находят то, за что нужно ругать харизматичного американца. «Нужно быть реалистичным в отношении того, что вы из себя представляете, и оптимистичным в отношении того, кем вы хотите стать. Если в какой-то момент эти качества в вас больше не сочетаются, вы перестаете быть лидером такой компании, как Microsoft», — заявил не так давно Стив в одном из интервью. Видимо, подход дал сбой раньше, чем он сам это понял.

К заметным упущениям Баллмера относят «катастрофическую» Vista и не слишком удачную Windows 8, которую иначе как экспериментом не назовешь. Бытует мнение, что эта ОС потянула за собой не только Microsoft, но и партнеров корпорации — Dell, HP и некоторых других (и в какой-то момент даже Nokia, хотя это спорное утверждение). Необходимо признать: топ-менеджер сделал слишком высокую ставку на единственный продукт. Отказ от развития Windows Mobile сыграл свою роль — нежелание видеть в Android конкурента и миллиардная инвестиция в Surface баллов Стиву не добавили. Хорошо хоть Yahoo! за $45 млрд не купил.

А что с Nokia? Золотые дни финской компании к началу партнерства с Microsoft остались позади. Бывший лидер мобильного рынка предпринимал шаги, необходимые для выживания, и тут подвернулся софтверный гигант с его казавшимся заманчивым предложением. Symbian, как и MeeGo, отодвинули на задний план. Если не вдаваться в подробности — план провалился. Ужасные продажи и низкая вовлеченность сторонних разработчиков. Ситуацию не смогла бы исправить даже мантра «Developers, developers, developers!», прозвучавшая за много лет до этого.

Попытка выйти на мобильный рынок с собственным «железом» не удалась. На самом деле момент был упущен тогда, когда Microsoft не приняла всерьез первый iPhone. Баллмер назвал девайс слишком дорогим, слишком ограниченным в возможностях. «Да и продавать его будет сложно», — заключил топ-менеджер. Как же он заблуждался.

Все, что последовало потом, можно рассматривать с разных точек зрения. Да и многие забывают, что во главе Nokia стоял другой Стивен — Элоп. До этого он успел несколько лет поработать в Microsoft, а в 2010-м стал первым гендиректором в истории Nokia, не являющимся финном. Благодаря ему позже родился термин «эффект Элопа». Это комбинация «эффекта Ратнера» (публичная критика собственных продуктов) и «эффекта Осборна» (обещание нового продукта задолго до его выхода). Маркетинговые ошибки рынок не простил.

Примерно в это же время начала заходить и звезда Баллмера. Точнее, мы не знаем, когда все началось на самом деле, но конец нулевых кажется подходящей отправной точкой. «Если у вас не получилось с первого раза, пробуйте еще раз. И еще. И еще», — такая тактика, с точки зрения Стива, оправданна и ведет к успеху. Но в определенный момент попыток становится слишком много, миллиарды, вложенные в различные проекты, не возвращаются. В 2013 году Баллмер покинул Microsoft. Говорили, что одна из причин — чрезмерное «увлечение» Nokia.

Акции корпорации, стоимость которых на протяжении чуть ли не десяти лет находилась примерно на одном уровне, вмиг подорожали на 7,5%. Новым главой компании стал Сатья Наделла. Менее харизматичный (или просто не такой заметный), он отказался от амбиций на рынке «железа», отдав предпочтение софту и «облакам». Как результат — рекордная стоимость акций Microsoft с 1999 года.

Ну а Стив Баллмер оказался вторым человеком в истории, который стал миллиардером за счет полученных им акций, будучи сотрудником корпорации и не являясь при этом ее основателем. А Наделла тем временем старается быть лучше предшественника и не повторить его ошибки. Получится ли? Ответ мы узнаем лет через десять.

Краткий список источников: Britannica, Business Insider (1, 2, 3), ITPro, New York Times, Financial Post, SuccessStory, Encyclopedia.com, Course Hero, Wikipedia.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by