Кто получит Galaxy S8? Голосуй за участников проекта «Пойти в IT»!

Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич, Алексей Матюшков
37 294
11 октября 2017 в 8:00

Вот и прошел едва ли не самый главный в жизни выпускной для участников проекта «Пойти в IT», организованного Onliner.by вместе с Samsung. Пролетели три месяца обучения в Образовательном центре ПВТ. Отныне мы можем называть Василису не сотрудницей погранслужбы, а тестировщицей. Пока работающий на заводе Валентин также получил сертификат тестировщика. Андрей теперь не копирайтер, а настоящий бизнес-аналитик. И только Филипп, кажется, решил сменить направление.

У кого жизнь за эти три месяца успела кардинально измениться? Кому еще предстоит много работы для достижения цели? А может, самое время плюнуть на все и вернуться к тому, с чего все начиналось? Мы побывали на защите финальных проектов ребят, порадовались их успехам, удивились жесткому опросу и даже вспомнили защиту дипломной работы в вузе.

Полиция Майами, или «Ты должен разгребать баги как мусорщик»

Василиса в составе команды работала над приложением компании AIS Novations, ориентированным на американский рынок. Программа должна упростить оплату штрафов за неправильную парковку. Ребята устроили целое театрализованное представление с нарушителями и полицейскими.

Василиса в форме стража правопорядка на великолепном английском отыграла свою роль. Но… Как оказалось, презентация была лишь началом испытаний. Дело в том, что на защиту проектов пригласили QA-инженеров из компаний Fitbit и Targetprocess. Вот они-то и устроили самый настоящий экзамен!

Какая валидация ZIP-кода для США? Как выбирать браузеры для тестирования? В конце концов, что такое тестирование и кто такие тестировщики? Речь даже зашла об американских военных базах. Не на все вопросы придирчивые эксперты получили ответы, но свою жесткость они обозначили четко: ребята должны знать, с чем столкнутся на первом собеседовании.


— Сейчас на рынке труда огромная конкуренция, вам будет очень сложно. Мы не ставим целью вас «завалить», а этот жесткий почти госэкзамен воспринимайте как возможность в самом начале пути увидеть, в какую сторону надо развиваться. Тестировщик — работа сложная. Ты как мусорщик должен разгребать и разгребать эти баги, чтобы на выходе получилось красивое работающее приложение.

Василиса совершенно не смутилась под напором вопросов приглашенных экспертов. По словам девушки, это бесценный опыт, который пригодится на ближайших собеседованиях. То, что они будут, участница проекта не сомневается. Очевидно одно: за три месяца обучения Василиса ни разу не разочаровалась в выбранном пути и твердо намерена ему следовать. Что у нее получится, узнаем через месяц.

«Хочешь или нет, но ты должен делать то, что тебе говорят»

Несмотря на проблемы с коммуникацией, о которых мы писали в предыдущей статье, Валентин вернулся в команду и участвовал в защите проекта. Парень, как и его коллега, на английском и практически без запинок рассказал о своем вкладе в приложение, а точнее — о составленной документации.

Экзамен, как и в случае с Василисой, начался с каверзных вопросов экспертов. Какая разница между Severity & Priority в баг-репорте? Непосвященному в таинства тестирования даже ответ на русском не помог бы. Однако Валентин ответил и, кажется, попал в точку — гости остались довольны.

— Кто через год хочет стать тимлидом? А кто рассчитывает на позицию Senior? Может, есть и такие, кто засматривается на должность менеджера?

Артем Веселов из Fitbit

Алексей Левкович из Targetprocess

Вопросы от приглашенных специалистов оказались с подвохом. Несмотря на то что среди присутствующих в помещении ребят нашлись и те, кто метит в тимлиды, и те, кто видит себя Senior, и даже будущие менеджеры, ни один из ответов не оказался правильным.

— К собеседованию обязательно подготовьте ответы на вопрос, кем вы видите себя через год, два и пять лет. И не вздумайте сказать, что через год вы хотите быть тимлидом, Senior или менеджером. Так не бывает.

По словам представителей Fitbit и Targetprocess, в работе тестировщика очень важно уметь коллективно продумывать и обсуждать ключевые решения. На втором месте — необходимость очень много читать и совершенствовать свои навыки.

Затронули и ситуацию вокруг неприязненных отношений, которые сложились между Валентином и куратором проекта, над которым работал участник конкурса. Совет один: если ты берешься за работу, субординация должна соблюдаться, особенно если ты еще не имеешь достаточного опыта для того, чтобы самостоятельно выбирать заказчика и руководство.

— Хочешь — не хочешь, но если ты Junior, то должен делать то, что тебе говорят, — согласился в итоге Валентин.

Как «хайпануть денег» в IT

После «экзаменов» мы побеседовали с ребятами, которые активно наблюдали за защитой проектов. Знакомьтесь — Senior/Lead QA Engineer в компании Fitbit Артем Веселов и QA Engineer в компании Targetprocess Алексей Левкович.

— Что для тестировщика важнее при трудоустройстве — хороший английский или профессиональные качества?

Артем: Я всегда смотрю на то, чтобы человек вызывал приятные эмоции при общении. Если он профессионал, но жуткий зануда, ты не будешь с ним работать. Однако если он классный балабол и ты готов каждый вечер пить с ним пиво, но при этом за ним надо доделывать его работу, это тоже плохо. Нужен здравый баланс.

Простейший пример — берем ручку и просим собеседника ее протестировать. Если ты скажешь, что ручку надо сломать, тебя вряд ли возьмут, ведь предназначение ручки в том, чтобы она писала, а не была сломана. Человек, который понимает, как построено тестирование, поинтересуется, какие требования к ручке, какого она должна быть цвета, как она должна нажиматься и т. д. Но даже если он просто попробует написать — это уже неплохо.

Алексей: Раньше многих брали за хороший английский язык даже при нехватке навыков и знаний. Сейчас, мне кажется, людей больше берут за знания. Но английский — это всегда желательно. Если компания планирует высокую прибыль, она должна быть открыта для всего мира, и без английского здесь никуда.

— Как вести себя на собеседовании?

Артем: Как бы странно это ни звучало, но главное — соблюдение правил приличия, аккуратная и чистая одежда. Обязательно помыться! Не пить вечером накануне собеседования — бывало, что люди приходили с запахом перегара. Не переборщите с валерьянкой — такие люди сидят без эмоций, совсем никакие.

Постарайтесь вести себя раскованно, будьте дружелюбны, покажите свои знания, не тушуйтесь, признавайте свои ошибки, умейте сказать, что не знаете чего-то, но готовы научиться. Тестировщик всегда должен относиться к миру с недоверием, но это не должно перерастать в заносчивость и нравоучительность. Не забывайте, что в тестировании не бывает единственно правильного мнения. Надо быть гибким.

Алексей: Будьте обычными, не стройте из себя зануду, сверхумника или балагура. Но при этом не надо переходить грань — панибратство и шутовство недопустимо.

— Приходит Junior на собеседование и говорит — хочу зарплату $1000. Ваши действия?

Алексей: Это один из самых первых вопросов — когда я получу тысячу? Все хотят тысячу. Почему? Я не знаю! СМИ пишут, мол, в IT высокие зарплаты, медиана — $1500. Но люди же начинают с $300, разработчики приходят и на $200. Может, запросы у людей всегда растут и они вдруг услышали, что в IT можно чутка хайпануть денег?

Если ты будешь развиваться в этой сфере, приносить пользу компании, то тебе, конечно, будут повышать зарплату. В маленьких фирмах, возможно, быстрее, в больших, скорее всего, медленнее. Но IT — не та сфера, где можно получать получку, здесь надо постоянно показывать, что ты полезен команде.

Артем: Я в таком случае спрашиваю — а что ты готов сделать для того, чтобы получить эту тысячу? Когда учащихся курсов спрашиваешь, для чего вы решили уйти в IT, все говорят, что им это нравится. Давайте признаем — многие хотят пойти в IT, потому что здесь деньги. Но дураков нет, никто просто так платить не будет. Если у тебя цель просто поднять зарплату и ты ничего для этого не делаешь, то вряд ли сможешь многого добиться.

Филипп с трудом сдал экзамен. «Работу бизнес-аналитика искать не буду»

Филипп и Марина свой проект представлять не стали — защиту перед экспертами они доверили товарищам. Также Филипп отметил, что искать работу в должности бизнес-аналитика пока не планирует.

— Работу искать пока не буду. Думаю, что смог бы себя реализовать в этом направлении, да и перспектива для меня классная, но не сегодня. Однако чтобы стать хорошим специалистом, надо укрепить английский язык. К тому же я хочу быть разработчиком, вот и сейчас пробую попасть на еще одни курсы — на этот раз по программированию.


— Сложно было учиться?

— Мне было сложно, потому что моя жизнь не была связана ни с чем подобным. Для меня все было новое. Сначала я вообще не понимал, что происходит, но постепенно втянулся. Теперь могу сказать, что понимаю основные моменты бизнес-анализа. Для старта полученных знаний вполне достаточно, дальше забивать голову теорией смысла нет. Логическое завершение — переход к практике.

Особенно сложно пришлось с английским. Еще весной Филипп знал язык на элементарном уровне, однако сегодня уже может общаться с носителями на бытовые темы.

— Бизнес-анализ и проект «Пойти в IT» — это интересная возможность попробовать, поучаствовать, проверить себя. Еще весной мой английский был на элементарном уровне, я не имел отношения к IT, ничего не знал про бизнес-анализ. Зато сегодня я получил ответы на все свои вопросы, и это жирный плюс для меня на пути в программисты.

А вот Марина готова попробовать свои силы в бизнес-анализе:

— В компании, где я работаю, мне предложили стажировку бизнес-аналитиком. Стажировка продлится недели три и покажет, насколько востребована эта позиция. Если у меня не получится, то, наверное, буду искать другое место. Я открыта для предложений.

«Бизнес-аналитики — люди, о которых много говорят, но которых редко видят»

Андрей Одегов защищал проект вместе с членами команды — тоже на английском. Беседа с экспертами также проходила на иностранном языке. Впрочем, Андрею пока волноваться не о чем. Вот уже несколько дней парень благодаря программе трудоустройства Образовательного центра ПВТ стажируется в аутсорс-компании Andersen. Андрей признает, что пока приходится нелегко, но работа очень нравится.

— Сложности? Есть, конечно. Первое время тяжело привыкать к строгому распорядку рабочего дня. Раньше, когда работал копирайтером, сам мог планировать рабочий день, а теперь надо подстраиваться. Но это не главное, потому что в офис я иду воодушевленный — нравится и общаться с людьми, и решать сложные задачи.


У Андрея уже есть проект с иностранным заказчиком. По словам куратора парня, главное преимущество стажера заключается в том, что он не стесняется учиться, если чего-то не знает.

Уверены, что стажировка у Андрея пройдет отлично. Во всяком случае, ни у него, ни у сотрудников Andersen сомнений в этом нет. Мы же встретимся с бизнес-аналитиком через месяц и узнаем, не пожалел ли он о сделанном выборе.

«Уйти в IT — это какая-то мечта по-белорусски»

О трендах на рынке бизнес-анализа мы поговорили со специалистами, присутствовавшими на защите проектов бизнес-аналитиков. Дарья Касперова и Анастасия Мельник работают в компании Invento Labs и не понаслышке знают, что такое бизнес-анализ.

— Сегодня все хотят в IT. При этом все считают, что их базовых знаний достаточно. Самое печальное, что многие уверены, будто придут сразу на большие зарплаты. А хороших специалистов по-прежнему не хватает. Профессионалы в IT всегда будут в дефиците.

— Почему у новичков такие завышенные требования к зарплате?

— Это какая-то американская мечта по-белорусски — уйти в IT. Все уверены, что ребята там просто за компанию сидят и огромные деньги получают. Но мало кто понимает, что в IT надо вкалывать точно так же, как в любой другой сфере. Для многих же отрасль ассоциируется только с красивыми картинками из интернета. При этом никто не задумывается, что рабочий день айтишника длится 10—12 часов, из которых 8—9 часов — это полное погружение без возможности отвлечься. А какая здесь ответственность!

— Хорошо, а если говорить о бизнес-анализе, то насколько вообще актуально наличие такого специалиста в команде?

— Постепенно рынок начинает понимать, насколько важна функция бизнес-аналитика. Но, конечно, еще не все пришли к пониманию того, как много проблем может решить бизнес-аналитик и как много ресурсов может сэкономить.

— Можете в течение минуты доказать необходимость наличия бизнес-аналитика в команде?

— Очень легко! Год назад подруга заверила меня, что прекрасно работает в компании без бизнес-аналитика. Месяц назад она пришла ко мне и сказала, что хочет все поменять, бросить работу и уйти из IT. Оказалось, что вместо тестирования ей приходится выяснять требования клиента и общаться с заказчиками. То есть выполнять работу бизнес-аналитика! Теперь она пытается доказать работодателю необходимость наличия такой кадровой единицы в штате.

— Кого-то из сегодняшних ребят прямо сейчас могли бы взять на работу?

— Прямо с ходу — наверное, нет, а вот пообщаться с ними и определить потенциал — да. У некоторых ребят есть искорка, которая ценится в аналитике. Ведь бизнес-анализ — это не только знание, но и умение расположить к себе клиента. Нужен хорошо подвешенный язык и умение себя преподнести, желание общаться с людьми. Аналитики-интроверты никому не нужны.


Что ж, со всеми участниками проекта мы еще встретимся, чтобы узнать, как сложилась их судьба. Однако уже сегодня и в течение ближайшей недели мы определим, кому достанется приз в виде смартфона Galaxy S8 от спонсора проекта — компании Samsung. Напомним, что в голосовании не принимает участие Марина, у которой, как оказалось, нет белорусского гражданства (это было одним из основных условий конкурса).

Самое время отдать свой голос за того, кто, как вы считаете, больше других достоин стать обладателем флагманского телефона. Принимать голоса мы будем в течение недели, а победителя определим 18 октября.

Кто из участников проекта, по вашему мнению, должен получить приз — Galaxy S8?
2718 человек уже сделали свой выбор!

Курсы и тренинги в каталоге услуг Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by