«Пойти в IT». Что делать, когда от тестирования хочется «два пальца в рот засунуть»

Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков, Влад Борисевич, Максим Тарналицкий
14 сентября 2017 в 8:00

Объявленный Onliner.by вместе с компанией Samsung проект выходит на финишную прямую! Безработный, копирайтер, пограничник, студентка и заводчанин скоро закончат курсы, которые они проходят в Образовательном центре ПВТ, и представят свои выпускные работы. Но перед этим серьезным жизненным экзаменом мы расскажем, как у ребят обстоят дела с практикой, ведь им дали возможность попробовать свои силы в самых настоящих айтишных проектах. Увы, первый цифровой хлеб оказался по зубам не всем нашим героям.


400 рублей со старта, или Нелегкий хлеб айтишника

До того, как посмотреть на практические занятия и поговорить с участниками проекта, мы побеседовали с директором Образовательного центра ПВТ Вадимом Зеленковым. На какую зарплату стоит рассчитывать айтишникам-новичкам? Почему не все устраиваются на новую специальность? Что делать, если сменить работу хочется только из-за желания больше заработать? С какими сложностями придется столкнуться на первых порах нашим «джуниорам»? Эти и другие актуальные для многих белорусов вопросы мы честно обсудили с руководителем центра.

— Многим ли выпускникам, отучившимся на тестировщика или бизнес-аналитика, удается устроиться на работу сразу после курсов?

— Что касается тестировщиков, то можно говорить примерно о 26% учащихся, которые находили работу сразу же после окончания курсов. Среди бизнес-аналитиков этот показатель составил 38%. К сожалению, некоторые люди расстраиваются после неудачи на первом собеседовании и все бросают. Так делать не стоит, надо добиваться своего за счет правильного настроения и мотивации.

Неудачу на собеседовании необходимо воспринимать как урок, тренинг. Я даже советую хорошо трудоустроенным и полностью довольным своей работой людям время от времени ходить на собеседования, чтобы понимать рынок и не отставать от трендов.

По словам Вадима, в ходе недавнего соцопроса среди выпускников курсов тестировщиков выяснилось: из тех, кто не смог устроиться сразу же, около 55% ребят в течение года все же находили себе работу по новой специальности. При этом 33% респондентов все еще находятся в поисках, а вот 12% — либо даже не пытались изменить жизнь после курсов, либо бросили попытки. И зря. Благодаря настойчивости можно добиться любой цели, которую ты перед собой поставил. Были случаи, когда человеку приходилось проходить и 10, и 15, и даже больше 20 собеседований. И в конце концов он находил свое место.

— На какую зарплату стоит рассчитывать начинающим тестировщикам и бизнес-аналитикам?

— 400—600 рублей. Сегодня из каждого утюга в сознание масс транслируется следующее: «средняя зарплата в IT составляет 3000 рублей», «зарабатывай как айтишник» и так далее. Увы, но далеко не все понимают, что до такой зарплаты еще надо дорасти. Есть исключения из правил, связанные с уникальными знаниями в определенной области. Например, был случай, когда специалист по английскому праву выучился на бизнес-аналитика и нашел должность, где как раз требовалось сочетание знаний из этих двух областей. Тогда со старта могут предложить и 2000 рублей. Но это очень редкое явление.

Другое дело, что поначалу невысокие зарплаты быстро растут. Уже после испытательного срока заработок может увеличиться чуть ли не вдвое, через полгода возможно еще одно повышение и так далее. При должном старании за пару лет реально дорасти до 2000 рублей и выше.

Вадим отметил, что понимающие это люди, не связанные с IT, отказываются от своих в пять раз более высоких зарплат ради потенциала и перспектив, которые дает цифровая отрасль.

— На самом деле при решении сменить профессию деньги не должны быть единственной мотивацией. Денежный голод удовлетворяется быстро, но развиваться только благодаря деньгам нельзя. Ты должен полюбить то, что делаешь, и постоянно развиваться. IT — это сфера, когда учиться приходится всю жизнь, чтобы не сидеть на джуниорских зарплатах.

Надо понимать, что IT-индустрия не для всех и никакая денежная мотивация не поможет сделать ее «своей». Есть примеры, когда человек, отучившись и даже успев поработать тем же тестировщиком, понимает, что это просто не его и возвращается туда, где работал раньше. И эти люди понимают, что айтишный хлеб на такой уж легкий, как принято считать. Сегодня модно хейтить зарплаты разработчиков, но люди, которые пропустили этот опыт через себя, никогда не скажут, что это легкие деньги.

— С какими сложностями выпускники курсов сталкиваются на новой работе?

— Общая проблема для всех — огромный пласт информации, который надо очень быстро перерабатывать и усваивать. Ребята приходят в компанию на испытательный срок и за это время должны проявить себя — вникнуть в проект, впитать новую для себя корпоративную культуру. 

Хорошо, когда есть опытный наставник, который постепенно включает новичка в работу. Но зачастую человека сразу бросают в бой — барахтайся как хочешь. Надо быстро сориентироваться во всем, что происходит. А если что-то непонятно, нужно уметь задавать вопросы, не стесняться коммуницировать и смело входить в пока еще новую для себя среду.


Что ж, посмотрим, как наши участники пока еще в рамках курсов, но уже пытаются применить приобретенные знания на практике. К сожалению, не у всех все получается с первого раза. С трудностями столкнулся Валентин Надь, который работает маркетологом на заводе и учится на тестировщика.

«Боялся, что от тестирования два пальца в рот совать буду»

Группу Валентина, как и других наших героев, разбили на несколько команд, каждой из которых дали возможность поработать над реальным проектом. По словам преподавателей, это уникальный шанс проявить себя, ведь в ходе практики на вас смотрит потенциальный работодатель, который оценивает ваш потенциал в рабочем режиме.

Безусловно, это первый серьезный опыт и стресс. Заказчик не учит членов команды — он смотрит, насколько добросовестно студент выполняет свои задачи и понимает, что он делает. Валентин после нескольких занятий под присмотром куратора проекта решил отказаться от него.

— Я решил не работать над предложенным проектом, потому что не хотел конфликтовать с куратором. У него были завышенные требования. В общем, возникли сложности в коммуникации. Может быть, такой опыт и полезен, но не на данной стадии обучения, когда тебе, не объясняя ошибок, только претензии предъявляют.

Да, я не всегда успевал что-то сделать заранее, приходилось сдавать работы в последний момент, аккурат к дедлайну. Но мы ведь даже еще курсы не закончили, мы не тестировщики, а только начали пробовать. Надо понимать, что все люди уже давно не школьники, у них есть работа и они только набираются опыта на новом для себя поприще. А бросать их, как щенков, на растерзание… Думаю, это неправильно.

Валентину и его команде дали задание тестировать приложение, представляющее собой нечто вроде справочника компаний. Ребят попросили проверить некоторые элементы функционала, отвечающие за отображение номеров телефонов, логотипов, названий и так далее. Валентин составлял чек-листы, то есть фактически план тестирования. Кроме того, он писал тест-кейсы, в которых обозначались конкретные шаги по проверке тех или иных функций системы.

— Была в основном работа с документацией. Потом у меня случился переезд, плюс работа, курсы, да еще негатив со стороны куратора посыпался. Мне нравится учиться, но когда ты пытаешься освоить новую профессию и тебе дают человека, который относится к тебе как к собаке, это крайне неприятно. Я боялся, что на меня это плохо повлияет и через неделю я от этого тестирования два пальца в рот совать буду. Поэтому и решил отказаться от работы над предложенным проектом.

Почти сразу после конфликта Валентин заболел. На выздоровление ушла неделя, и теперь парень готов вернуться к курсам. Не за горами контрольные, защита и выпуск.

— Со временем становится все сложнее. Если много дел по работе, то можно и не успеть. Тем, у кого работа и дела семейные, проходить курсы будет крайне сложно. Мне, например, не всегда удавалось поспать.

«Ритм бешеный, нет времени даже на подготовку к собеседованию»

Василиса хоть и учится в группе с Валентином, но попала в команду с отдельным проектом. В чем его суть — секрет! Но речь снова о некоем вполне реальном приложении, которым вы, может быть, когда-нибудь даже будете пользоваться.

В отличие от одногруппника, Василиса воодушевлена. Девушка восторженно делится впечатлениями о совершенно новом для себя опыте и не унывает по поводу того, что времени катастрофически не хватает.

— Времени нет даже почитать теорию или подготовиться к собеседованию! Потому что бешеный ритм. То контрольные, то домашка, то проект. Ух!

По словам Василисы, процесс работы над проектом выглядит так. Куратор (тестировщик из реальной компании) ставит перед командой задачу. Ребята в отдельном Telegram-чате обсуждают проект, после чего тимлид составляет официальное письмо, в котором расписывает поэтапно все задания, определяет объем работы, распределяет его между членами команды и устанавливает дедлайн. Потом он же проверяет выполнение работы и представляет итоги куратору.

На любом этапе ребята находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. В основном члены команды общаются удаленно через чат, но регулярно встречаются и в офлайне, где можно обсудить с куратором и друг с другом возникшие вопросы и проблемы.

— Сначала пишем, каким образом будем тестировать приложение. Потом указываем, какие нашли ошибки, составляем отчет с перечислением багов. Куратор проверяет, действительно ли речь идет об ошибке. Если нет, то объясняет почему. С разрешения куратора выявленные баги заносим в систему управления проектами Asana.

Тимлид выбирается среди членов команды. В группе Василисы, например, решили, что в этой шкуре должен побывать каждый, поэтому ребята часто меняются ролями. Василиса уже дважды была тимлидом, и, кажется, именно она будет на английском языке составлять финальный отчет по проекту.

— То есть у вас лучше всех получается руководить?

— Этого я не знаю (смеется. — Прим. Onliner.by).

Чтобы посмотреть, как же все это выглядит на деле, мы отправились на митап (так называют встречи, во время которых специалисты в неформальной обстановке обсуждают какие-либо вопросы). На нем был и один из участников нашего проекта — Андрей Одегов.

«Линкуем фичу юзеру стрелочкой»

Андрей учится на бизнес-аналитика. В этом направлении у ребят тоже давно наступили практические занятия. Мы улучили момент и в минувшую субботу заглянули в Образовательный центр ПВТ, где собралась небольшая команда, в которой работает Андрей.

Процесс обсуждения проекта выглядит так. Преподаватель знакомится с проделанной работой, задает вопросы, критикует, советует. Сразу обращает на себя внимание профессиональный сленг, который щедро используют все участники процесса. Вникнуть во все эти «дефинишены», «солюшены», «кейсы», «юзер-стори», «бэклоги», «стори-поинты», «флипчарты» и «макапы» постороннему человеку будет очень сложно.


Для того чтобы проще объяснить суть работы бизнес-аналитика, преподаватель приводит в пример самолет. Вот некий гипотетический заказчик захотел с нуля выпустить новый летательный аппарат. Бизнес-аналитик должен помочь определить, какие у него должны быть характеристики для достижения заданной скорости, сможет ли он вообще взлететь с необычным дизайном крыльев, который захотел заказчик, и так далее.

«Линкуем фичу юзеру стрелочкой», — говорит преподаватель и показывает ребятам на планшете, что именно надо сделать.

После консультации никто не расходится, команда остается в полном составе, чтобы обсудить проект уже друг с другом. Все-таки нечасто удается собраться вместе.

По словам Андрея, их проект сугубо тренировочный, без реального заказчика. Но к защите надо готовиться так же серьезно, как если бы речь шла о настоящем приложении.

«Можно придумать какую угодно „фишку“»

Филипп и Марина не только учатся в одной группе, но и работают в одной команде. Им досталось приложение, представляющее собой агрегатор скидочных программ разных торговых сетей, кафе и так далее. Подобных разработок довольно много, но пока ни одна из них так и не стала популярной. Кто знает, вдруг у этой получится?

— Когда только начали составлять документацию, казалось, что все довольно просто. Но потом начинает возникать много вопросов. Вот вчера, например, больше двух часов обсуждали мелкие нюансы. После этого пообщаемся с преподавателем, затем — с заказчиком. Вопросы вроде бы мелкие, но их много, все это надо как-то реализовать. В общем, сложно, — рассказывает Филипп.

Члены команды Филиппа и Марины практически каждый день собираются онлайн. Личные встречи проходят довольно редко, в основном тогда, когда надо пообщаться с представителем заказчика проекта.

— В чем вообще заключается работа бизнес-аналитика? Что вы делаете?

— Сначала составляем пакет документов с требованиями заказчика. Необходимо как можно подробнее узнать, что именно он хочет реализовать и в каком виде. Выясняем, кто потенциально может быть заинтересован в приложении, что проект из себя представляет. Определяем, какой функционал и когда может или должен быть реализован в первую очередь, что можно добавить во втором релизе и так далее.

Это не столько техническая, сколько гуманитарная работа. В принципе, мы можем придумать какую угодно «фишку» и особо не задумываться, насколько она реализуема. Но потом с отделом разработки надо обсуждать, можно ли это сделать, и если да, то что для этого потребуется.

Как такового назначенного или выбранного официального лидера в команде нет. Ребята распределяют обязанности между собой в зависимости от того, у кого что лучше получается. Один составляет графики, другие делят между собой части документа. Марине, например, доверили перевод на английский.

— Сейчас у нас стадия командной работы. Многое зависит от коммуникации между членами команды и заказчиком. Во время встреч проводим мозговой штурм — набрасываем самые разные идеи по функционалу приложения. Что-то отметаем, а что-то одобряем, потом идет документальное оформление, — поделилась девушка.


До окончания курсов у ребят осталась всего пара недель. Мы обязательно посмотрим на защиту проектных работ каждого из наших героев. Кто знает, может даже увидим, как кого-то из них немедленно завербуют потенциальные работодатели. Обо всем этом мы расскажем в следующем выпуске «Пойти в IT». Именно тогда наши читатели смогут выбрать из конкурсантов того, кому достанется приз от спонсора проекта — смартфон Samsung Galaxy S8.

Курсы и тренинги в каталоге услуг Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by