Ричард Брэнсон сегодня известен не так широко, как Илон Маск, который в последнее время эпатирует публику, но, стоит отдать должное, добился огромных успехов. В молодые годы основатель Virgin Group был чем-то похож на «выскочку из ЮАР», как, впрочем, и другие в разной степени успешные «технологические» предприниматели — Джон МакАфи, например, или Джеймс Дайсон. Нет, они разные, но общая черта у них есть — каждый чуть-чуть сумасшедший.
Мы расскажем о том, как появилась империя Virgin Ричарда Брэнсона, поскольку новая история — тема для отдельного рассказа. Бизнесмен родился в 1950 году в Англии, на окраине Лондона. Его семья имеет аристократические корни: дед Ричарда — сэр Джордж Артур Харвин Брэнсон — был судьей Высшего суда и членом тайного совета. А вот отец будущего миллиардера не смог продолжить славные традиции семьи: Эдварда интересовали спорт и естественная история, к юриспруденции он относился прохладно. Впрочем, под давлением именитого предка молодой человек все же получил образование, став впоследствии государственным адвокатом, но не достигнув на этом поприще заметного успеха.
В 1948-м на одной из вечеринок Эдвард познакомился с Ив, бывшей танцовщицей и актрисой. Отношения в послевоенные годы развивались быстро, а девушку тянуло к приключениям. В мечтах она хотела стать пилотом или хотя бы связать жизнь с авиацией, однако в те времена женщине пробиться за штурвал самолета было сложно.
Эдвард сделал предложение Ив в 1949 году во время путешествия на мотоцикле. Уже год спустя на свет появился Ричард, ставший старшим из трех детей. Ив, успевшая поработать бортпроводницей на международных авиарейсах, была вынуждена вернуться на землю, заниматься семьей и зарабатывать деньги.
Романтическая версия истории звучит так: Ив завела собственный бизнес и быстро добилась успеха. Более реалистичная отличается: долгое время семья сводила концы с концами, Ив занималась рукоделием, организовав «фабрику» на заднем дворе дома. Здесь девушка шила коврики, раскрашивала подарочные упаковки, а затем все это добро продавала. Времени на то, чтобы жаловаться на жизнь, не оставалось.
В 1953-м в семье случилось очередное пополнение, а Эдвард наконец сдал экзамены. Жизнь, казалось, начала становиться лучше. Правда, Ричард рос не таким, как обычные дети: у мальчика наблюдались проблемы со здоровьем, его речь не была отчетливой, и даже родители не всегда понимали, что он хочет сказать. Ив по-своему пыталась бороться с недугом сына, некоторые из способов ныне назвали бы «неправильными» и наверняка «достойными порицания». Тогда же это было в порядке вещей, да и Ричард во взрослом возрасте не жаловался.
Мальчик отправился в школу, а дети, как известно, особым чувством сострадания не отличаются. Над ним издевались из-за дислексии (расстройство характеризуется нарушением восприятия информации и, как следствие, проблемами с социальной адаптацией), о высокой успеваемости, само собой, не могли идти и речи. Успехи были лишь в спорте. В какой-то момент Ричарда едва не исключили из школы, однако спортивные достижения сыграли свою роль.
Позже его перевели в другое учебное заведение для активной подготовки к аналогу централизованного тестирования. Оно проводится перед переходом в 13 лет на очередной этап обучения. Спортивные достижения здесь не учитывались, за неуспеваемость наказывали битьем, как и за плохое поведение, неряшливость и попытки «быть не как все» (телесные наказания в британских государственных школах запрещены с 1987 года, некоторые частные учреждения образования последовали примеру много лет спустя). В 13-летнем возрасте Ричарда отправили в школу-интернат, которую он покинул, не достигнув 16-летия.
Во время учебы будущий миллиардер предпринимал попытки заработать денег. Его компаньоном выступал Ник Пауэлл, с которым бизнесмен познакомился еще в 8-летнем возрасте (позже Пауэлл, к слову, станет деловым партнером Брэнсона и сооснователем Virgin Group). Успешных проектов не случилось, тем не менее кое-какую наличность мальчики добыть смогли.
Прорывом стал запуск печатного издания в 1966 году, примерно тогда же Ричард бросил учебу. Он вернулся в Лондон, где приступил к изданию студенческого журнала Student, авторами которого были учащиеся, а целевой аудиторией, как несложно догадаться, они же. Новоиспеченный издатель в это время придерживался образа жизни хиппи — движение как раз переживало свой расцвет. Брэнсон проживал в местной коммуне — вероятно, с «наркотиками и рок-н-роллом», но его целью было не праздное времяпрепровождение.
Первое издание Student разошлось тиражом в 55 тыс. экземпляров — за счет размещенной там рекламы молодой человек мог раздавать журнал бесплатно, что и было сделано для продвижения.
Говорят, во время поиска рекламодателей и спонсоров издатель успешно дурил местную телефонную компанию. Совершая «бизнес-звонки» из таксофона, Ричард сообщал оператору: «Телефон съел монетку, а соединения не произошло». Парню шли навстречу и соединяли бесплатно, вызываемый абонент слышал лишь «Мистер Брэнсон на проводе». Звучало представительно, наверняка это влияло на дальнейшие переговоры.
Дела пошли в гору, масштабы предприятия росли, как и тираж. Все «испортил» легендарный сооснователь The Beatles. Он пообещал дать журналу интервью и предоставить не изданную ранее запись, но по семейным обстоятельствам не сделал этого, номер не вышел. Позже, разобравшись с проблемами, музыкант все же дал интервью (как и Мик Джаггер, а также другие популярные исполнители того времени), однако это не спасло Student от грядущего банкротства — журнал был популярен, но денег не зарабатывал.
Ричард не унывал и основал с друзьями компанию Virgin (полностью — Virgin Mail Order Records) — название отражало их мироощущение и позицию в бизнесе: они действительно были несмышлеными новичками, «девственниками» и отдавали себе в этом отчет. Фирма планировала наладить продажу недорогих копий музыкальных композиций с доставкой по почте. К 1971 году журнал Student окончательно растворился в небытии, а все внимание Брэнсона сосредоточилось на новом направлении, едва не схлопнувшемся из-за забастовки почтовых служащих. Несмотря на все невзгоды и преграды, Ричард открывает в Лондоне магазин...
Все так просто? Конечно, нет. За короткий промежуток времени британец побывал за решеткой (совсем недолго), заплатил огромный штраф за просроченные таможенные платежи и едва не получил уголовное обвинение. Обошлось. А торговая точка на Оксфорд-стрит по-настоящему «выстрелила».
Год спустя на вырученные деньги и с участием Ника Пауэлла была основана компания Virgin Records. Одним из первых ее полноценных клиентов выступил не слишком известный на тот момент Майк Олдфилд, который записал на новой студии композицию Tubular Bells.
The Manor Studio Брэнсона дала начало новой моде на «домашние студии», а Олдфилд помог ей обрести статус и узнаваемость. Постепенно Virgin Records стала основным лейблом для панка и нью-вейва, клиентами компании были Rolling Stones, Sex Pistols, Culture Club, Genesis и многие другие.
Для Ричарда настала эпоха относительного спокойствия и стабильности. Британец постепенно расширял сферу деятельности — к 1983 году продажи нескольких десятков компаний под его крылом приносили $17 млн. По нынешним меркам, правда, эта сумма не кажется слишком впечатляющей.
Тем не менее в 1984 году «взлетает» Virgin Atlantic Airways — Брэнсон становится крупнейшим инвестором «стартапа», который только пытался начать деятельность. Фирма получила новое название, взяла в лизинг Boeing 747-200 и начала конкурировать с местными авиаперевозчиками. Бизнесмен решил для себя: либо выйти на прибыль в течение года, либо свернуться. Сработал первый сценарий, при поддержке Virgin Records компания получила еще один борт и начала активно развиваться.
В начале 90-х годов прошлого века бизнес Ричарда пошел на спад. Незадолго до этого он обвинил British Airways в нечестной игре — переманивании пассажиров, взломе компьютеров и так далее. Дело закончилось в суде, но Брэнсон договорился с ответчиком, получив в итоге компенсацию более чем в полмиллиона фунтов стерлингов, которые британец распределил среди сотрудников компании.
Однако давление со стороны крупнейшего авиаперевозчика не слабело, и в 1992 году Ричард продал Virgin Records британскому мейджору Thorn EMI за миллиард долларов, чтобы удержать Virgin Atlantic Airways на плаву. Это был серьезный удар по эго бизнесмена — ведь он отказался от своего детища, которому отдал так много сил и с которого все началось.
В течение следующих десяти лет Брэнсон продолжал осваивать новые рынки и направления. Так, в 1993 году появилась Virgin Radio, в 1996-м — звукозаписывающий лейбл V2 Records, который работает до сих пор, с 1997 года бегают поезда Virgin Trains, а вот Virgin Cola и спиртной напиток Virgin не прижились. Бренд Virgin Mobile запустили в 1999-м (он функционирует в ряде стран), игровой издатель проработал с 1983 по 2006 год (началось с Virgin Games, завершилось Avalon Interactive), а есть еще финансовая организация Virgin Money и множество других — всего Ричард открыл более 400 компаний.
Не оставил без внимания британец и популярные нынче тенденции. Все началось в 2004 году с появления амбициозной Virgin Galactic — проект ориентирован на космический туризм, который пока остается уделом мечтателей (речь о массовом сегменте). Компания на самом деле стартовала ранее: экспериментальный SpaceShipOne совершил испытательный полет в мае 2003 года, а позже бизнесмен-непоседа уже заявил о намерении создать первый коммерческий космический корабль (возможно, Брэнсону не давали покоя идеи Илона Маска и его SpaceX).
Коммерческие полеты должны были начаться в 2009 году, к началу 2008-го компания собрала депозитов на $31 млн. Но пока что Virgin Galactic не удается придерживаться намеченных планов. Предприятие преследуют неудачи и проблемы технического характера. Тем не менее Ричард продолжает работу над перспективным суборбитальным космическим кораблем, в текущем году прошли очередные испытания. Сбудется ли мечта? Деньги пока есть.
В 2017-м Брэнсон сделал ход конем, анонсировав Virgin Orbit — компанию по разработке транспорта для доставки на орбиту небольших спутников. В теории предприятие должно составить конкуренцию «сами знаете кому». Как все обернется на самом деле, покажет время. В этом же году Virgin Group начала «стратегическое сотрудничество» с Hyperloop One — компанией, использующей концепт Илона Маска (снова он). Проведены испытания, коммерческая эксплуатация должна начаться в 2021-м, однако обычно планы меняются на ходу. Участие британского конгломерата на данный момент незаметно, но с приходом Ричарда, ставшего главой совета директоров, все может измениться.
Очевидно, что новая история Брэнсона уже не такая увлекательная, как ее начало. Сейчас его состояние превышает $5 млрд, годовая выручка Virgin Group достигает примерно $21 млрд. В 2000 году сэр Ричард Чарльз Николас Брэнсон получил титул рыцаря. Сейчас 68-летний бизнесмен уже не стремится, как раньше, ставить мировые рекорды и проводит время на собственном острове Неккер (его он купил в 1978 году), продолжая, однако, регулярно удивлять общественность.
Список источников: Britannica, Famous People, Astrum People, The Guardian, Entrepreneur, The Telegraph, Biography Online, CNN, HowStuffWorks, Business Insider, Biography.
Читайте также:
Много всего интересного в Telegram-канале каталога Onliner
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by