Япония — технологичная страна. Во всех отношениях. Сегодня кажется, что она была такой на протяжении всего времени своего существования. Косвенные подтверждения тому есть: в древних храмах нет проводов, а значит, уже тогда в Стране восходящего солнца был Wi-Fi… Конечно, это не так, но по каким-то причинам мало кто сомневается в достижениях местных ученых, инженеров и представителей других профессий практически во всех сферах.
Одна из самых знакомых белорусам японских компаний — Sony. В списке крупнейших предприятий мира по версии Forbes она занимает 86-ю строчку рейтинга, уступая паре других местных IT-гигантов: NTT и SoftBank. Основана Sony была более 72 лет назад — в 1946 году, сразу после Второй мировой войны. Но нас заинтересовала не сама компания, а люди, благодаря которым она появилась. Образно говоря, «из пепла» — так говорят и в самой Sony.
У истоков компании стояли два человека: Масару Ибука и Акио Морита. До встречи в 40-х годах прошлого века между ними было мало общего: воевали они на одной стороне и интересовались точными науками. Кто из них был «первым» в Sony (когда та называлась Tokyo Tshushin Kyogu), единого мнения нет, чаще их называют сооснователями.
История семьи Морита прослеживается с давних времен. Согласно записям из княжества Овари, в 1665 году семейным бизнесом стало приготовление саке, этим делом Морита занимались на протяжении следующих столетий. С течением времени ассортимент расширился, доходы росли, Кюзаэмон XI (каждый последующий глава бизнеса носил имя Кюзаэмон) заключил партнерское соглашение, которое вылилось в создание компании Ryoshoku Liquor, существующей и по сей день.
Акио Морита родился в 1921 году. Молодой Кюзаэмон XV должен был заняться тем же, чем его предки занимались на протяжении 14 поколений, после того как на покой отправятся старшие. Но началась война. По данным источников — в 1941 году. Продолжительный конфликт между Японией и Китаем не упоминается, хотя именно он повлиял на экономику страны, вставшей на путь милитаризации.
С юношества Акио не слишком горел желанием заниматься саке: его интересовала наука — физика и математика, а также работа со звуком. Здесь сыграла роль любовь матери молодого японца к классической музыке. Увлечение было столь сильным, что повлияло на успеваемость Морита в школе: он был так занят сборкой любительского радиопередатчика, что едва не забыл про учебу.
Затем будущий сооснователь Sony взял себя в руки, показав высокие результаты, что открыло ему путь в престижное учебное заведение. В Императорском университете Осаки он стал помощником профессора, выполняя задачи для ВМС Японии — в это время вовсю шла Вторая мировая война. В 1944 году Акио Морита окончил вуз и отправился служить в армию. Примерно за год до окончания войны он познакомился с Масару Ибукой, входившим тогда в состав военного исследовательского комитета. Их совместным проектом стала разработка систем теплового наведения и ночного видения.
Ненадолго пути японцев разошлись, Масару Ибука вернулся в разрушенный Токио. Его жизненный путь, кстати, описан куда более скромно. Из заметных вех — в 1933 году, когда ему было 25 лет, молодой человек получил степень по инженерному делу в Университете Васэда. Позже, в 1937-м, на выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже он был удостоен премии за свое изобретение — продвинутую систему передачи информации. Опыта Масару набирался, работая в различных научно-исследовательских компаниях. Среди прочего он являлся руководителем Japan Precision Instruments Company, выполнявшей заказы военных задолго до начала Второй мировой.
Ибука обосновался в Токио первым, открыв здесь компанию Tokyo Tsushin Kenkyujo. Название можно перевести как Токийский институт исследований телекоммуникаций. Офис разместился в одном из помещений разрушенного бомбежкой здания магазина, который, кстати, был закрыт только в 1999 году. Цель была поставлена: восстановить Японию после войны и избавиться от славы «страны низкокачественных товаров и подделок». Масару платил зарплату из собственного кармана, денег хватало лишь «на прожить», но вряд ли тогда кто-то даже задумывался над тем, чтобы жаловаться.
Компания занималась ремонтом радиоприемников и выпуском специальных адаптеров для них — это позволяло ловить любые радиочастоты. Спрос был велик, и Ибука привлек внимание прессы. Не судьба вновь свела вместе двух японцев, а статья в газете «Асахи симбун». В ней рассказывали о предприятии Масару — именно так Морита узнал о достижениях сослуживца. Завязалась переписка, и очень скоро Акио приехал в Токио.
Работа кипела, за нее сотрудники компании получали не только денежное вознаграждение, но и рис. Да, с провизией тогда было туго, и ничего не было зазорного в том, чтобы получить съедобный бонус. После войны промышленных потребителей энергии было немного, но производилось ее достаточно. Видимо, это и стало одной из причин быстрого восстановления страны. А также сыграло на руку «стартапам» наподобие того, что организовали Масару Ибука и Акио Морита.
Одним из первых собственных продуктов компании стала электрическая рисоварка. Агрегат работал отвратительно: чаще рис получался недоваренным или переваренным. Но ошибки останавливают только неудачников. Тем более были и успешные изделия (лучше всего продавалась подушка с электроподогревом).
1946-й принято называть годом основания Sony. Тогда, правда, компания носила другое название — Tokyo Tsushin Kogyo (Totsuko). На развитие предприятия, в котором к тому моменту насчитывалось около 20 сотрудников, Акио взял заем на $500 в эквиваленте (с учетом инфляции, сегодня это около $7 тыс.). Ему на тот момент было 25 лет, Масару — 38.
Компании предстояло конкурировать на возрождающемся рынке — постепенно в строй возвращались крупные производства, давление со стороны США снижалось. Ибука и Морита сделали ход конем, решив выпустить нечто прорывное и новое. Сегодня такие технологии называют набившим оскомину словом «инновации». Но их еще необходимо было разработать.
Компания Totsuko занялась разработкой устройства для записи звука на проволоке. На это направили заметные усилия, однако затем визит в штаб-квартиру оккупационных войск США (американцы были одними из крупнейших клиентов Totsuko) все изменил. Один из сотрудников образовательной миссии дал японцам прослушать запись с пленочного магнитофона. «Это то, что нужно. В этом есть потенциал для потребительского рынка», — заявил Масару, восхитившись качеством звучания.
Чтобы уговорить остальных и получить финансовую поддержку, японцы попросили американцев вынести устройство (так утверждают некоторые источники) и организовали званый ужин в хорошем ресторане. На нем присутствовал «инвестор» в лице Сёдзябуро Татикава, который когда-то помог с провальной рисоваркой. Речь шла о достаточно внушительной по тем временам сумме, однако, услышав пленочную запись, богатый партнер решил, что оно того стоит.
В 1949 году инженеры разработали магнитную ленту для записи, а год спустя выпустили первый японский звукозаписывающий пленочный магнитофон. При этом информации о новой технологии (в том числе способах напыления магнитного слоя на гибкую поверхность) было совсем немного, и Totsuko приходилось все изобретать с нуля, делая множество собственных ошибок. Морита, который отвечал в фирме за связи с общественностью и маркетинг, устроил массированную рекламную кампанию. Однако успех нельзя было назвать громким. Одной из причин стала очень высокая цена, а также специализация аппарата на записи голоса, но не музыки. Впрочем, устройство нашло широкое применение в образовательных учреждениях.
Как бы то ни было, благодаря записывающему магнитофону G-type (после вышли более продвинутые модели) компании стало проще привлекать инвестиции — о ней узнали многие.
Впрочем, на одном магнитофоне далеко не уедешь. Радио тогда оставалось востребованным продуктом, разве что существующие технологии устарели. Масару Ибука отправился в США, где намеревался провести встречу с представителями Bell Labs, под крылом которой в 1948 году были разработаны транзисторы. Вначале японцы, вспомнив кристаллические детекторы из ранних приемников, скептически отнеслись к изобретению американцев, посчитав его бесперспективным. Первая поездка в Штаты завершилась ничем, поскольку наладить контакт оказалось не так просто.
В 1953 году за океан отправился уже Акио Морита, и вскоре соглашение с Western Electric (на тот момент материнская компания Bell Labs) было достигнуто. Ему способствовали поблажки в требованиях Министерства внешней торговли Японии («эхо войны» все еще звучало в стране, ограничивая некоторые виды деятельности), а также вдохновение после посещения японцем офиса Philips — поначалу небольшой компании, которая стала успешной далеко за пределами своей маленькой страны.
Совсем скоро Totsuko вошла в состав совместного предприятия с Texas Instruments и Regency Electronics, и в 1955 году свет увидел первый транзисторный радиоприемник Regency TR-1. За ним последовало первое японское устройство подобного типа — TR-55, а в 1957-м будущая Sony начала экспорт TR-63. Это был самый маленький в мире транзисторный радиоприемник. К тому же, говорят, симпатичный.
В 1958 году Totsuko сменила название на знакомое всем Sony Corporation. Оно происходит от латинского sonus («звук, звучание») и американского жаргонного слова 1950-х sonny («мальчик», ныне часто переводят как «сынок»). Кроме того, в Японии тогда было популярно заимствованное словосочетание sonny boy, которым обозначали умных и представительных молодых людей. Ибука и Морита относили себя к таковым. Также озвучивались такие варианты, как Sony Electronic Industries и Sony Teletech.
Одновременно подошло к концу время становления. Спустя пару лет Sony вышла на американский рынок, открыв Sony Corporation of America, и в 1962 году стала первой японской компанией, выпустившей акции на территории США (торговля ими на NYSE стартовала в 1970-м). Далее было движение только вперед. Успеху Sony заметно поспособствовали Штаты, куда в 1963-м со всей семьей перебрался Морита. Жизнь удалась.
Сегодня Sony — это огромная корпорация, направления деятельности которой сложно перечислить. Она действительно была первопроходцем во многом. Каждое десятилетие знаменовалось для компании очередным прорывом и новым продуктом: это были первый транзисторный телевизор, портативные плееры, видеомагнитофоны, оптические системы хранения данных, компьютеры, мобильники, фотоаппараты, игровые системы, роботы. Предприятие пробовало себя в киноиндустрии, медицине и транспорте. На сегодняшний день это уже не маленькая фирма из 20 человек, а корпорация с рыночной капитализацией под $70 млрд.
Что касается ее основателей, то Масару Ибука умер в возрасте 89 лет в 1997-м, Акио Морита скончался два года спустя, когда ему было 78.
Список источников: Akio Morita Library, The Telegraph, Sony, Britannica (1, 2, 3), Encyclopedia, Biography, Famous Entrepreneurs, Agile Writer, Forbes.
Читайте также:
Много всего интересного в Telegram-канале каталога Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by