Аудитория любителей аниме растет с упорством дрожжей, распирающих тесто пиццы. Например, в 2024-м насчитывалось более 800 миллионов любителей японской анимации. Правда, на культурный бэкграунд, россыпь жанров и разнообразие стилистики хейтеры аниме смотрят искоса. Не нравится — и все тут. Или же у этой нелюбви есть и другие причины? Вот как белорусы отвечают на этот вопрос.
Как отмечает Павел, аниме, как и любой жанр мультипликации, — это в первую очередь про рисовку и анимацию:
— Поскольку бюджеты у японских студий несоизмеримо ниже, нежели у американских компаний вроде Disney, качество отрисовки остается ужасным. Она примитивная, нарочито упрощенная, без отрисовки деталей. И сама анимация еще больше страдает от дешевизны.
Практически везде фреймрейт не превышает 12 кадров в секунду: глазу, который привык потреблять 24 кадра в секунду, на это больно смотреть. Так еще и в любом аниме есть огромное количество повторяющихся сцен. Все гиперболизировано, одинаково и всегда с одним и тем же стилем.
Если посмотреть на персонажей во время диалогов, то видно, что зачастую там двигается только рот, а все остальное остается статичным. Это преподносится под соусом оригинального стиля, но на деле же это просто дешевая анимация. И какое бы там ни было интересное содержание, эта убогая форма все портит.
Говорит молодой человек и про нюансы сценариев. Он считает, что в силу культурных различий у японцев напрочь отсутствуют сарказм и чувство юмора. А это, по мнению белоруса, важная составляющая любой истории:
— Ну и лично меня бесит, что из-за популярности аниме стиль рисовки и подход к анимации героев влияют на другие проекты. Например, на игры. Из-за аниме мы видим засилье примитивно отрисованных игр с векторной графикой. Яркий пример такого японского стиля — нашумевшая Clair Obscur: Expedition 33. Такие современные игры выглядят в сто раз хуже, чем игры десятилетней давности.
Андрей считает, что аниме в мире должно быть как можно меньше. В первую очередь из-за того, что японская анимация, по его мнению, продвигает неудачников:
— У японцев очень странный взгляд на этот мир. Как все происходит в реальности? Если ты хорошо делаешь свое дело, умеешь общаться с другими людьми и обладаешь харизмой, то у тебя все должно получиться. А в аниме часто наоборот: ты спокойно можешь быть забитым лузером, который ни к чему не стремится, и все равно в один день проснешься главным героем.
Андрей уверен, что из-за таких главных героев любители аниме даже не пытаются над собой работать. Якобы они ждут момента, когда из-за счастливой случайности у них все получится само по себе — как у их любимых персонажей:
— Посмотрите сами: часто в центре внимания оказывается самый обычный школьник. У нас школьники спасают мир? А часто ли вокруг них крутится целый гарем красавиц? Потом вырастает поколение, которое считает, что им все должны и нужно просто существовать, чтобы случился успех. В 90-х пацаны хотели быть похожими на Рэмбо, Леона и Тайлера Дердена, сейчас — на размазню.
При этом то, что Андрею не нравится аниме, не означает, что ему не нравится анимация в принципе. Он признается, что любит классику вроде «Футурамы» и «Симпсонов», а также высоко оценивает проекты Netflix:
— Я люблю взрослую анимацию. «Любовь. Смерть. Роботы», «Конь БоДжек», «Аркейн», «Рик и Морти» — это зрелые истории для зрелых людей, с хорошей рисовкой и без гигантских глаз. Возьмите даже «Звездные войны: Видения», где есть классическое аниме и есть прикольная альтернативная анимация. Сразу станет понятен контраст между кривляниями и художественным подходом. Первая серия, которая как будто углем нарисована, — вообще шедевр. В каком аниме вы такое увидите?
Лично мы уверены, что подходящее аниме найдется для любого, даже самого привередливого зрителя — как минимум из-за количества жанров, которые охватывает такая анимация. Но Дмитрий, например, с таким суждением не согласен:
— У вас выходила статья про аниме, которое должно понравиться даже тем, кто аниме не любит. Я лично запустил каждое и так и не смог досмотреть ни одно из них до конца.
По словам собеседника, все идеи, которые он видел в аниме, до этого он уже наблюдал в фильмах. Поэтому во время просмотра Дмитрий постоянно боролся как с ощущением дежавю, так и со скукой:
— Например, «Крутой учитель Онидзука». Это аниме про хулигана, который становится учителем и берется за воспитание хулиганов помладше. Про это уже сто фильмов было снято! Те же «Опасные умы», «Класс 1984», «Держись за меня», «Директор» — целый день перечислять можно. И зачем тогда смотреть криво нарисованный мультик для детей, если на эту тему есть нормальное кино?
Белорус считает, что потребность в просмотре аниме пропала после того, как стриминговые сервисы перестали быть диковинкой и зрители без трудозатрат смогли прикоснуться к проектам HBO, Netflix, AMC и Hulu. Мол, если в прошлом сериалы ассоциировались с мыльными операми, то в начале десятых они стали альтернативой всему остальному контенту:
— Очень сомневаюсь, что есть аниме с более закрученным сюжетом, чем в «Игре престолов», «Настоящем детективе» или «Во все тяжкие». Наверно, эти мультики еще можно запустить для того, чтобы убить время в маршрутке. Но на самом деле быть анимешником в 2025 году стыдно. Это глупый детский сад, пародия на настоящие истории, за которыми просто стоит желание заработка на инфантильных подростках.
Как говорит Юлия, в прошлом ее можно было назвать анимешницей со стажем. В конце 90-х минчанка смотрела аниме запоем и пыталась затянуть в эту историю всех своих друзей:
— Началось все тогда с аниме «Рубаки», это было такое концентрированное фэнтези. Посмотрела — и влюбилась в стиль анимации, в эффекты, в озвучку, в экспрессию. Начала смотреть все, что попадалось под руку: «Ветер по имени Амнезия», «Триган», «Ковбой Бибоп», «Мобильный воин Гандам», «Городской охотник 91»… Все, что сейчас считается классикой, тогда было мейнстримом.
В 17 лет Юлия считала, что аниме она будет смотреть всю жизнь: в тот период выходили культовые работы Сатоси Кона, Хаяо Миядзаки и Синъитиро Ватанабэ. Но со временем, как считает наша читательница, планка качества такой анимации начала снижаться. Аниме выходило все больше, а вот смотреть его хотелось все меньше:
— В один момент именно многосерийных сериалов стало больше, чем полнометражных аниме. И как будто пропорционально количеству серий снижалось качество сюжета, озвучки, анимации. Стало очень много фансервиса, появилось очень много однотипных аниме на школьную тематику. На 30 дурацких сериалов выходило одно нормальное полнометражное аниме. Я долго копалась в этом мусоре, но в итоге просто устала.
Юлия уверена, что в 90-х аниме-студии занимались творчеством, сейчас — бизнесом. Поэтому каждый сезон мы получаем множество шоу про школьников, которые попадают в другие миры и становятся там всемогущими супергероями:
— Пока это смотрят, это будут делать. Я в аниме окончательно разочаровалась где-то в 2014-м. Для меня ничего путного с тех пор не вышло. Лучше пересмотреть что-то старое, но хорошее, чем мараться о свежую гадость.
Максим полагает, что сюжеты практически всех аниме развиваются по одному сценарию. Как будто если ты посмотрел что-то одно, то, считай, посмотрел все:
— Например, «Наруто». Пацан, который был один, у которого долго ничего не получалось, в один момент получил силу, друзей и начал всех выносить. А еще у него есть черноволосый дружок, которого надо спасать. То же самое в «Бличе». То же самое в «Магической битве». И в «Черном клевере» опять то же самое. Просто меняется окружение, а герои — те же самые.
В прошлом Максим любил посматривать аниме. Но, по его словам, за несколько лет он устал от постоянного повторения одного и того же сюжета. Говорит, сильнее этого его бесят только злодеи в аниме:
— Это всегда тонны пафоса, длинные монологи, трансформации в более сильную форму, когда главный герой практически победил. Первые раза два было прикольно, потом — скукотища.
Отдельно Максим проходится по людям, которые фанатеют по аниме. Молодой человек говорит, что анимешника всегда можно заметить в толпе:
— Почему-то это всегда люди с цветными волосами, тысячами детских значков на сумке, в футболках с рисунками из аниме. Такие люди всегда хотят показать, что они не такие, как все. Даже если в одном вагоне метро таких будет ехать десять человек.
Для тех, кто к аниме относится не настолько категорично и еще готов дать японской анимации шанс, мы подготовили несколько тематических материалов:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by