С одной стороны, первое аниме было сделано больше века назад: у этой мультипликации богатая история, четкий культурный код и ворох жанров. С другой стороны, все эти факты бьются фразой «аниме — это мультики для детей». Является ли аниме чисто подростковым развлечением или же тут есть нечто большее — рассуждаем вместе с культурологом.
С культурологом Дианой Барановой. Окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств, где со второго курса начала изучать современную азиатскую культуру, в том числе косплей, мангу и аниме. Создавала научные статьи на эту тему, а магистерскую диссертацию посвятила восточноазиатским субкультурам.
Но перед тем, как засыпать Диану вопросами, мы поговорили с теми, кто увлекается аниме, и с теми, кого воротит от этой мультипликации. Просто для того, чтобы услышать доводы, которыми оперируют фанаты и хейтеры аниме.
Анастасии 28 лет — 14 из них она чуть ли не ежедневно смотрит аниме.
— Как и большинство моих сверстников, я начинала с «Покемонов». Но если для моего окружения аниме на этом и закончилось, то я пошла дальше: были и детские штуки вроде «Дигимонов», и более серьезный контент — «Тетрадь смерти», «Рубаки», «Блич» и «Ван Пис».
Почему я люблю аниме? В первую очередь за то, что там есть все. Самые разнообразные сюжеты, самая разноплановая анимация и герои, которых выдумали каким-то чудом. Да, есть часть «проходняка» про влюбленных школьников, но все это теряется на фоне тех же «Гуррен-Лагана» и «Берсерка».
Сейчас я пересматриваю работы Сатоси Кона. Хейтерам аниме советую его «Паприку» и «Агента Паранойи»: в это очень сложно не влюбиться.
Тридцатилетний Владимир пробовал шагнуть на сторону анимешников два раза: в подростковом и взрослом возрасте.
— В 13 лет я решил посмотреть первый сезон «Наруто». В школе он был везде: на сумках, пеналах, тетрадках, в видосах на телефонах. И честно, смотреть это было тяжело: я продержался только несколько часов. Хромая анимация, здоровенные глаза, растянутый сюжет — как это всерьез можно воспринимать?
Еще раз попробовать решил год назад. Ну мало ли, вдруг что-то изменилось в этом жанре. Включил «Магическую битву», которая была на большом хайпе в рилсах. И это просто цирк с конями, потому что это все тот же «Наруто», но на дрожжах. Тоже малой, который не такой, как все, и даже дружки у него такие же — черноволосый нытик и бесполезная девочка-сайдкик. Просто анимация стала лучше.
Я не вижу смысла в аниме, когда есть нормальная взрослая анимация от того же Netflix: «Любовь, смерть и роботы», «Аркейн», «Энтергалактик». Там и рисовка круче, и нет ноющих школьников. А, и нет филлеров, из-за чего хронометраж сериала растягивается на сотни серий.
— Вы можете вспомнить свое первое аниме?
— Есть большое количество мультипликации, по которой и не скажешь, что это аниме. Например, «Приключения пчелки Майи» — это мультфильм, над которым работали японские аниматоры.
В моем детстве были «Шаман Кинг», «Наруто» и «Покемоны». Того же «Наруто» я смотрела, не совсем осознавая, что такое аниме.
— Почему людям вообще нравится тот же «Наруто»?
— Во-первых, в свое время его можно было спокойно увидеть по телевизору. Во-вторых, тут понятная концепция: история про мальчика, который хотел достичь своей цели. У него грустное прошлое, но он не строит на этом свою личность, как тот же Саске. В-третьих, многообразие персонажей и эпичные битвы.
— 20 лет назад в Беларуси отношение к аниме было другим: тогда это был андеграунд, сейчас — тренд. Почему все изменилось?
— Культура молодежи — это всегда противостояние доминирующей культуре. В нашем случае — западной. Аниме стало способом отличиться от других.
Также важно понимать, что такой контент генерирует не только Япония, но и другие азиатские страны. Например, Китай: кроме аниме и манги, там выпускают игры вроде Genshin Impact и Honkai: Star Rail, которые влияют на современную молодежь не меньше, чем аниме. Сейчас аниме в принципе стоит напротив условного Netflix и доминирующей западной культуре противопоставляется культура азиатская.
— Аниме — это все-таки искусство или нет?
— У меня вообще вопрос, почему аниме не может считаться искусством. Искусство — это и духовное самовыражение человека, и художественное творчество. И последнее разделяется на пластику человеческого тела, пластику пространства, временное искусство и временно-пространственное искусство. К последнему как раз и относятся кино, сериалы, мюзиклы и аниме. С этой точки зрения аниме просто не может не быть искусством.
Другая точка зрения состоит в том, что аниме в принципе зародилось на основе западного искусства. В манге опирались на приемы западного кинематографа: в прорисовке персонажей, в сюжетах и даже в смене ракурса.
Разнообразие жанров и направленности внутри аниме — тоже характеристика искусства. Есть та же «Атака Титанов», направленная на максимально взрослую аудиторию, а есть совершенно детские аниме о том, как правильно чистить зубы и ходить в туалет.
— Почему аниме такое цветастое?
— Это тесно переплетается с идеалами красоты в Японии. Долгое время там опирались на западные фишки: белую кожу, большие глаза, мешки под глазами. Еще идеал красоты в Японии — детская миловидность. Это подкреплено исторически: в древности в Японии замуж можно было выходить в 12 лет. Признаки этого возраста — большие глаза, невинные черты лица — до сих пор мелькают в аниме.
Цвет волос — отдельная тема. В Японии очень строгая корпоративная культура, и их менталитет в принципе не поощряет визуальный индивидуализм. Но на аниме это не распространяется: там можно быть не таким, как все, без угрозы своему социальному положению.
— Переплетены ли западная анимация и аниме?
— Они опираются друг на друга. Например, «Король Лев» был частично основан на аниме «Император джунглей», где львенка звали не Симба, а Кимба. Это работает и в лайв-шоу, как c той же экранизацией One Piece. И в аниме сейчас в принципе берут курс на западную культуру, как в том же «Великом притворщике». На СНГ-регион там тоже иногда обращают внимание: например, есть аниме «Код Гиасс: Отступник Акито», в котором показали Слоним.
— Почему у Запада не получается делать свое аниме?
— В первую очередь из-за того, что эта ниша уже занята. Это как у обезьян сейчас не получается эволюционировать в людей, потому что уже существует человечество. Все стандарты уже установлены Японией, и спроса на альтернативный продукт просто нет.
— Почему в аниме так часто встречаются серии-филлеры?
— Это делается для того, чтобы не ставить сериал на паузу. Если эпизоды какого-то шоу выходят на телевидении еженедельно, то остановить их выпуск на год-два, чтобы подоспели новые выпуски манги, неправильно с точки зрения бизнеса. Аудитория просто может забыть про это аниме, а другие сериалы займут ваше экранное время.
Чтобы этого не допустить, выпускают серии-филлеры. Они бывают совсем уж отвлеченными, но встречаются и те, которые хорошо раскрывают характеры персонажей. Также они хорошо снимают эмоциональное напряжение, поэтому такие серии могут вставлять в середину какой-нибудь эпичной битвы.
— Как, думаете, будет меняться аниме в будущем?
— Думаю, будет нарастать уровень абсурдности. Например, сейчас особенной популярностью пользуются исекаи: жанр аниме, в котором главный герой попадает в другой мир. Обычно ему помогает какая-нибудь очень красивая девушка, а сам он в кого-нибудь перерождается: в слизь, паука, игровой автомат или какого-нибудь принца.
Также может появляться больше аниме, нацеленных на взрослую аудиторию. На примере той же «Атаки Титанов» в Японии поняли, что этот жанр окупается.
— Можете вспомнить аниме, которые обязательно нужно посмотреть новичку?
— На самом деле все строго индивидуально. В аниме широкий пласт жанровых направленностей: есть расслабляющие сериалы про любовь, а есть серьезные, взрослые истории про смысл жизни.
Часто новичкам советуют «Тетрадь смерти», но я бы ее не брала в расчет — это слишком глубокая история. Зато в этом плане были бы хороши «Самурай Чамплу», оригинальная версия «Стального алхимика», «Вайолет Эвергарден», «Парад смерти», «Совершенно новый зверь» и «Магическая битва».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by