24 772
10 января 2023 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: заглавное — Android Authority

Следующий «One more thing»? Почему гарнитуры дополненной реальности называют будущим, без которого мы скоро не сможем существовать

Фраза вроде «смартфоны медленно превращаются в микроволновки» в последнее время встречается все чаще. Таким образом пользователи подтверждают, что флер инновационности и желанности, присущий этим гаджетам, постепенно уходит — мобильники становятся чем-то наподобие бытовой техники: менять имеющееся устройство на обновленное имеет смысл лишь в случае, когда первое выйдет из строя. Что может стать следующим «One more thing»? Кажется, корпорации делают ставку на технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей. Впрочем, убедить в этом решающую массу юзеров ни одному крупному игроку не удалось. Корректно ли говорить «только пока»?

Почему к AR-/VR-шлемам столько внимания?

Откуда взялось мнение, что именно шлемы и/или очки, изменяющие и дополняющие реальный мир виртуальными объектами, смогут стать следующим прорывом, на который соберется ориентироваться вся индустрия? Об этом говорят руководители крупных компаний — иногда косвенно, а иногда и вполне прямо.

Среди самых громких примеров — Марк Цукерберг, переименовавший компанию в Meta и обращающий особое внимание на так называемые метавселенные. В них людям предлагают взаимодействовать с помощью аватаров в полностью виртуальном пространстве. Без специального устройства, погружающего в среду, тут не обойтись, хотя к исполнению замысла как у простых пользователей, так и у обозревателей профильных изданий есть вопросы (подробнее позже).

Тим Кук, генеральный директор Apple, отвечая на вопрос, какие технологии будущего захватывают его больше всего, прямо заявил о важности AR. «Вскоре люди будут задаваться вопросом, как вообще жили без дополненной реальности», — сказал топ-менеджер и добавил: по его мнению, ситуация примерно такая же, как в свое время сложилась со смартфонами и интернетом. Без них представить современную жизнь сложно. «Я думаю, что AR — это масштабная технология, которая повлияет на все сферы человеческой жизни. Представьте, что вы сможете учить с помощью технологии или демонстрировать вещи таким образом. Или применять ее в медицине и так далее», — заключил Кук.

Что перспективнее: VR или AR?

Важно понимать: AR (Augmented reality, дополненная реальность) — технология, как бы «накладывающая» виртуальные объекты (звуки, текст, анимации, видео, графики) на изображение реального мира. Они отображаются поверх него, а не вместо. VR (Virtual reality, виртуальная реальность), напротив, полностью создается программно — пользователя погружают в нарисованный компьютером мир, где взаимодействие с «рисованными» объектами происходит без привязки к миру, существующему в реальности.

В ролике выше демонстрируется подход к AR от Microsoft

Проще говоря: AR способен выглядеть как «Джарвис» в фильмах киновселенной Marvel, когда ИИ дополняет инфографикой изображение шлема Железного Человека. VR схож с тем, что предлагают фильмы вроде «Первому игроку приготовиться» или «Трон: Наследие» с полностью виртуальной средой, в которой действуют все герои. Во всяком случае, к подобному эффекту стремится большинство компаний, занимающихся развитием сферы.

Какой из подходов выглядит наиболее перспективным? Точного ответа пока нет, но и вопрос поставлен не совсем корректно: технологии преследуют различные цели. Виртуальная реальность чаще всего эксплуатируется разработчиками VR-видеоигр (или держателями платформ, на которых подобные игры выходят) — Valve (разработчик Steam), Sony (консоли PlayStation), HTC, Oculus (принадлежит Meta).

Например, на недавней выставке CES в Лас-Вегасе Sony демонстрировала возможности VR-шлема PS VR 2 для игровой консоли PS5. Журналисты, опробовавшие готовящуюся к старту продаж новинку, по большей части остались довольны: технически аппарат претерпел достаточно важных изменений, отличающих его от первой итерации для приставки PS4.

Так, обозреватель издания The Shortcut назвал устройство «возродившим веру в виртуальную реальность». Эксперт из T3 заявил, что не является большим любителем VR-гарнитур, но девайс Sony заставил его оформить предзаказ, несмотря на довольно высокую стоимость. Последним остался недоволен и журналист из Android Authority. Он также назвал PS VR 2 «огромным скачком вперед», но упомянул: $500 (цена в США) выглядит завышенной с учетом, что автономный Oculus Quest 2 оценили на $150 дешевле в сравнении с решением Sony, которое не может работать без PS5 (примерно за $500 в США).

Метавселенные пока «сырые»

Еще одно применение VR — упомянутые выше метавселенные. Правда, пропагандирующему их Цукербергу как фронтмену отрасли в последнее время высказывают целое множество претензий. Если коротко, то они заключаются в следующем: технология «сырая», ею не особенно хотят пользоваться даже сотрудники самой Meta.

Во всяком случае, с такой колонкой несколько месяцев назад выступило известное издание TechCrunch. Девин Колдеви, обозреватель ресурса, высказался довольно критически. По его мнению, даже банальные видеозвонки с аватарами в полностью виртуальном пространстве на данный момент являются «огромной занозой, заниматься которой практически никто, включая верящих в Meta, не стал бы на регулярной основе, если бы у них оставался выбор». Преимуществ перед обычными видеозвонками, по мнению автора, подход компании не имеет. Это же относится к виртуальным рабочим столам.

Колдеви также прошелся по шлему Quest Pro (за $1500 в США), отметив несколько его инженерных недостатков. Но больше всего досталось самой концепции, продвигаемой Meta. «Виртуальная реальность — мощная технология. Это может подтвердить любой, кто хотя бы раз ею пользовался. Но Meta, ее самый большой сторонник, кажется, не знает, что с ней делать. Так мало из того, что компания показала сегодня (имеется в виду октябрьская презентация. — Прим. Onlíner) говорило о будущем — и так много о прошлом. И это лишь для поиска трещины, в которую получится внедрить VR. При этом надеясь, что кто-то согласится с тем, что VR-аватары в Zoom-конференциях — то, что на самом деле имеет смысл».

Apple всех спасет?

По сообщениям Bloomberg, анонс гарнитуры смешанной реальности (совмещает преимущества двух подходов, отдавая предпочтения AR-технологии) от компании Apple стоит ожидать весной этого года, а старт продаж — ближе к осени. В индустрии ждут от презентации компании из Купертино если не прорыва, то маяка, за которым последуют другие: производитель славится тем, что адаптирует уже имеющиеся на рынке технологии таким образом, чтобы необходимость в них признали обычные пользователи (как раз это пока не особо удается сделать представителям Meta, с немного большим успехом действует Microsoft, но лишь в профессиональном сегменте).

Якобы примерно так выглядит гарнитура от Apple. Фото: The Information

Марк Гурман, аналитик издания, предполагает: девайс назовут Reality Pro — это будет шлем, работающий на фирменной операционной системе, xrOS. Более подробное знакомство с последней ожидается на WWDC — конференции для разработчиков, которая пройдет в начале лета. Гурман добавляет, что шлем, скорее всего, станет основным продуктом производителя на 2023 год — по крайней мере, с точки зрения уделяемого ему внимания.

Важно: Reality Pro — автономное устройство, которому не потребуется обязательное сопряжение с iPhone (в отличие от часов Apple Watch). Если верить словам аналитика, компания активно разрабатывает аппарат несколько лет, предварительный показ готового девкита прошел в мае прошлого года для небольшого числа инвесторов. Впрочем, позиционирование Reality Pro пока остается неизвестным. По предварительной информации, за шлем будут просить ошеломительные $2000—3000, то есть продукт окажется весьма нишевым. Кроме того, открытым остается вопрос с наполняемостью контентом — Apple якобы усиленно работает лишь над своими приложениями. Успеют ли сторонние разработчики выпустить собственное ПО, не ясно.

Что говорят прогнозы

По прогнозам IDC, к 2026-му рынок AR-/VR-гарнитур (по отгрузкам) составит около 35,1 млн устройств. Для сравнения: угасающий рынок планшетов в середине 2022 года составил около 40 млн устройств, еще год назад положение было примерно таким же.

В общем, ошеломительного роста, особенно по сравнению с миллиардным рынком смартфонов, ожидать не стоит. Основной фактор, сдерживающий спрос, это высокие цены на AR-/VR-гарнитуры. По мнению аналитиков, «в ближайшие годы коммерческий рост будет опережать рост потребительского сегмента, поскольку компании захотят использовать гарнитуры виртуальной и дополненной реальностей для обучения и других целей».

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Антон Мерзляков. Фото: заглавное — Android Authority