35 242
11 августа 2019 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Александр Ружечка

«Бояться ничего не стоит — иначе нас „поработят“ китайцы». Белорус учился на актера, ушел в строительство и оказался в IT

Автор: Ян Альшевский. Фото: Александр Ружечка

Историй успеха белорусов, которые бросили все ради «айтишки» и добились успеха, уйма. Примерно столько же можно найти рассказов о том, что все не так и, оказывается, можно оказаться у разбитого корыта, вернувшись к обыденному и привычному. У нас состоялась не совсем обычная беседа с Николаем — ему за 30, он учился в театральном, пошел работать в строительство, но после 12 лет в этой сфере оказался в самой что ни на есть IT-компании. Только начинает, а мы решили выяснить почему.

«Я родился в семье потомственных деятелей культуры, отец — режиссер, мама — менеджер в этой сфере. С такими примерами я не видел других альтернатив и захотел пойти по их стопам. Думать не думал о какой-то другой профессии — либо артист, либо режиссер театра и кино. С шести лет я в театре, участвовали в международных любительских форумах, побеждали. После школы поступил в Институт культуры (БГУКИ). В планах было потом уехать в Москву для продолжения обучения и остаться там работать».

Однако реальность оказалась, как это нередко бывает, иной. Во время учебы в белорусском вузе Николай подрабатывал в драмтеатре имени М. Горького (это был период примерно с 2008 по 2011 годы). «Днем учились, вечером работали в составе постановочной группы», — говорит он.

С кино, куда хотел попасть Николай, было «крайне плохо», снимали мало, на массовки брали «своих». «Театр не мог обеспечить нормальное существование новичку, а у меня появились супруга и ребенок — их необходимо содержать. Из доступного подвернулось строительство, в котором всегда водились хорошие деньги», — рассказывает наш собеседник, который тогда учился на пятом курсе.

Он не стал ставить крест на искусстве, проводил свадьбы, корпоративы и другие мероприятия, однако строительство затянуло почти на 12 лет. Приводит аналогию: «Это тоже своеобразный спектакль, тоже „танцы с бубном“ перед клиентом. Сюжет разворачивается каждый раз разный, нужно подстраиваться».

В новой сфере пришлось примерить разные роли — от «продавана» до менеджера и маркетолога, часто совмещая их. Одновременно Николай оставался верным тому, чему учился, молодость не мешала, но и свой полноценный бизнес тогда организовывать не хотелось — рано, дескать.

Нафантазировать можно что угодно, но нужно быть адекватным.

«На каком-то этапе понял, что рынка Беларуси мне мало, а перенести деятельность за пределы страны, эмигрировав, невозможно. Кроме того, я понял, что мне может стать скучно и я не хочу заниматься этим до конца жизни. Тем более, я себя отношу к людям, которые не сидят на месте: нам нужно что-то читать, узнавать новое, развиваться».

К переходу в IT Николай готовился, по его словам, года полтора-два. Время требовалось, чтобы взвесить все «за» и «против», основательно изучить вопрос.

«Я знал, куда хочу. Раньше были попытки со своей маленькой компанией (друзей, не юрлицом) предложить некий „легкий“ программный продукт одной большой компании. Мы организовали встречу, провели ее, но нас забраковали и приземлили…

Но я постепенно формулировал свои желания, на новое место работы попал после почти случайного звонка. Прошел собеседование в Twistellar, мне предложили попробовать. Сейчас мы ведем переговоры с той большой компанией по внедрению нашего продукта к ним. Случилась некая материализация мысли», — улыбается он.

И вновь подчеркивает, что переход в новую сферу не стал для него сюрпризом, поэтому он был готов к грядущим сложностям.

«Нафантазировать можно что угодно, но нужно быть адекватным. Этого не хватает многим нынешним студентам. Я с 12-летним опытом в строительстве действительно востребованный специалист в этой области, не боялся вновь начать с условной тысячи рублей зарплаты. Для меня стоит вопрос в том, когда моя семья выйдет на стадию „самоокупаемости“. То есть перед этим я не покупаю машину-квартиру, понимая, что мне нужна подушка на определенный период.

У айтишников есть своя армия хейтеров.

Не надо думать, что в IT с ходу платят большие деньги. Такого нет нигде. К любому результату нужно прийти и четко понимать, от чего вам придется отказаться, чем пожертвовать и сколько придется вкалывать».

Свою смену деятельности Николай объясняет видимой ему перспективой в IT-сфере: «Она поддерживается со всех сторон, она прибыльная и передовая. Если ты понимаешь, что делать, можно заработать чуть быстрее, чем в других видах деятельности. Но одновременно здесь больше зависит от твоих умений».

Молодой мужчина уверен, что, по большому счету, одинаковые деньги можно зарабатывать в любой сфере, а «айти» — не Клондайк. «Вы думаете, студенты театрального вуза зарабатывают по триста рублей? Это заблуждение. Сегодня все ведут свадьбы — в месяц среднестатистический активный молодой человек может получать до 1,5—2 тыс. долларов», — уверен он.

Хотя у «айтишников», говорит Николай, есть своя армия хейтеров — по их мнению, судьба не всегда грамотно распределяет «бюджеты» (врачи обычно зарабатывают меньше, учителя и так далее). Но это вопрос более широкий: «Мы думаем: как футболист может мало получать? Или как хоккеист может мало получать? Это невозможно. Но то, что мало получать может артист, учитель или врач, мы считаем „нормальным“».

Мозг надо правильно «питать», развивать и не давать застаиваться.

Сложно ли без технических знаний? «Есть идея, что IT — это нечто жесткое, сухое, где, не обладая определенными техническими компетенциями, ты ничего не сможешь сделать. Это не так, есть статистика, согласно которой процент технических сотрудников в компаниях IT будет снижаться». (Отметим, что такое мнение озвучивается регулярно. — Прим. Onliner)

Да и сам Николай сменил место работы «горизонтально», оставшись в должности менеджера по продажам. Говорит — это пока что: «Здесь я тоже планирую развиваться вертикально, конечно».

«Я во всем прирасту — в деньгах, личности, знаниях. Для меня в первую очередь важно менторство, а не всякие плюшки в виде чая-печенек. И я не боюсь делать ошибки, просто их цена в 20 и 30 лет разная.

Мой самый большой страх — быть непродуктивным, прозябать на работе просто так. Если бы меня позвали в WG, я бы туда не пошел — потому что не знаю, что бы там делал. Я через месяц самоуничтожусь психологически. Поэтому я не пошел в компанию, которую не понимаю».

Мы настояли на том, чтобы наш собеседник озвучил несколько советов другим белорусам, которые «еще не решились, но очень хотят». Обычно такие дают именитые «коучи» и те самые успешные айтишники, но ведь обычный человек ближе к народу.

«Не стоит ждать лучшего времени — делай сейчас. Мозг тратит энергию, его будет „прибивать“ — „посиди, мол, хозяин, отдохни“. Поэтому его надо правильно питать, развивать, чтобы исключить стагнацию. Нужно вовремя подхватывать это состояние и выбрасывать его. И стараться соответствовать привитым с детства ценностям.

Думаю, что выбрать другую сферу деятельности несложно, просто нужно двигаться в рамках своей внутренней экспертизы — это обычная оценка рисков. Понятное дело, что не во всех сферах всё просто (медицина, юриспруденция и др. — там нужно быть подкованным в любом случае). Необходимо отдавать отчет, что впереди год, когда ты будешь наступать себе на горло, перешагивать через свои какие-то принципы и потребности. И учите английский.

Бояться ничего не стоит — иначе нас „поработят“ китайцы. Но мы можем конкурировать с ними».

Читайте также:

Android, экран 6.4" AMOLED (1080x2340), Exynos 9610, ОЗУ 4 ГБ, память 64 ГБ, поддержка карт памяти, камера 25 Мп, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM (nano-SIM)
Нет в наличии
Android, экран 6.3" IPS (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 660 MSM8956 Plus, ОЗУ 3 ГБ, память 32 ГБ, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM (nano-SIM)
Снят с продажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в «Дзене»

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by