Екатерине 25 лет. Она физик-ядерщик, дочь основателя компании «Онега» Сергея Метто. Училась в Англии, успела поработать в «МакДональдсе», едва не попала на белорусскую АЭС, ступила на модную тропу IT-тренда, выращивает голубику. Но пару лет назад девушка встретилась с одноклассником Станиславом и, кажется, наконец нашла себя. Ребята решили открыть в Беларуси бизнес в пока не самом раскрученном, но набирающем популярность сегменте.
По словам Екатерины, после школы она, как и многие соотечественники, долго думала, что дальше. Говорит, стандартные профессии «экономист/менеджер» не прельщали.
— Тогда папа посоветовал освоить перспективное направление ядерной физики в БГУ. Моей специальностью было радиационное материаловедение, то есть испытание различных материалов под воздействием радиации. Многие однокурсники потом устроились на работу в Островце. У меня такой цели не было, мне было интересно прокачать мозги и потом поддерживать их в тонусе. Знаете, если вы физик-ядерщик, то можете стать кем угодно.
— А как же модное нынче IT? Туда не думали податься?
— У меня таких мыслей не было, хотя уже во время учебы многие однокурсники переориентировались и активно пытались разобраться в программировании. Я же попробовала учиться за границей. Взяла академический отпуск и на полгода уехала осваивать бизнес-администрирование в колледж в британском Брайтоне.
Было тепло, солнечно и интересно, но очень сложно в плане общения. Можно сказать, что я не социализировалась. Где-то 80% студентов — это китайцы, у которых психологический возраст на несколько лет меньше, чем есть на самом деле. Найти общие темы нельзя, разговаривать буквально не о чем, взаимных интересов нет. Остальные 20% — мажорные россияне, с которыми найти общий язык тоже невозможно.
Через полгода девушка вернулась домой. Отец посоветовал изнутри изучить систему менеджмента одной из самых успешных компаний в мире. В оставшееся до нового учебного года время Екатерина подрабатывала в «МакДональдсе» — убирала санузлы, носила подносы, стояла за кассой.
— Год назад мне от папы в наследство досталась компания по выращиванию голубики. Мы продаем как ягоды, так и саженцы для фермеров. Есть лаборатория, где выводятся сорта, наиболее устойчивые к заморозкам и болезням. Всего работает восемь человек.
— А что с «Онегой»?
— Ничего. Компанию купила крупная торговая сеть. Перед смертью отец отказался от всех акций, и мне ничего не принадлежит. Финансово сейчас ситуация не самая благоприятная, но я понимаю — надо делать что-то свое и, как говорил папа, стремиться заниматься чем-то полезным.
Около трех лет назад Екатерина чуть ли не случайно встретилась с одноклассником, у которого к тому времени уже был большой опыт в бизнесе. Теперь девушка уверена, что нашла себя.
Станислав. От умных домов и авиации до роботизированных ферм и Harley-Davidson
Сферы интересов Станислава неожиданно широки. Фактически тинейджером он заинтересовался умными домами, в Москве познакомился с представителями бельгийского производителя таких систем. Лет пять назад просто пришел на стройплощадку отеля Marriott в Минске и получил первый крупный заказ на автоматизацию инженерных систем.
— Теперь благодаря автоматической системе управления отель экономит около $80 тысяч в год. Причем по сути этого добились в первую очередь благодаря программному обеспечению. Например, система автоматически отключает свет и кондиционеры, когда постоялец выходит из номера. В зависимости от времени года, температуры, присутствия или отсутствия человека регулируется микроклимат, режим работы вентиляционных установок и прочие параметры. Все это позволяет экономить около 30% электроэнергии.
Параллельно парень занимается поставками авиационного оборудования, продвигает в СНГ вертикальные роботизированные фермы и даже общался с представителями Роскосмоса насчет проекта ведомства по выращиванию пшеницы на Марсе. А для души покупает Harley-Davidson, разбирает до винтика и практически полностью переделывает, зачастую из оригинальных компонентов оставляя только мотор. Но в приоритетах остается умный дом.
— Постепенно понял, что хочется не продавать чужое, а делать что-то свое. После встречи с Катей мысль окончательно оформилась и мы зарегистрировали собственную марку EVO, разработали контроллер, начали вкладывать деньги. У бельгийцев закупаем платы для компонентов умного дома, а в Беларуси собираем и адаптируем под местные условия.
Стоит уточнить, что речь идет не о привычных для многих беспроводных системах, а об умных домах, которым нужен постоянный доступ к электричеству. Для этого необходимо отдельное проектирование еще на этапе разводки электрики. Естественно, большинство клиентов — скорее крупные организации, а не частные заказчики.
— Умный дом от Xiaomi? Если вы снимаете квартиру и вам нужен какой-то умный дом, то это классно. Но… Любые беспроводные интерфейсы не могут гарантировать 100-процентную надежность, отсутствие помех, проблем с аккумуляторами и так далее. Серьезным системам без проводов не обойтись.
По словам Станислава, в среднем для того, чтобы сделать квартиру умной, потребуется от полутора до пяти тысяч рублей. Многое зависит от возможностей системы. Простейший вариант — когда говорим лишь об управлении освещением. По-настоящему умным дом становится тогда, когда самостоятельно в зависимости от предпочтений разных пользователей контролирует микроклимат, предупреждает бытовые неприятности вроде протечки воды и обеспечивает безопасность жильцов.
Последний тренд в этом направлении — системы с недорогой камерой видеонаблюдения и компьютерным зрением. Например, над подъездом многоэтажки висит камера. Она знает лица детей жильцов и распознает их при выходе из подъезда, параллельно запоминая, в какой они одежде. Далее система отслеживает перемещение детей по двору. Кто-то убежал? Родители немедленно получают сообщение, если активна соответствующая настройка.
— Такое может быть интересно, например, застройщикам. Вообще же было бы здорово устанавливать подобные системы по умолчанию в квартирах новостроек.
Станислав в компании отвечает за общение с крупными клиентами и технические вопросы. Екатерина занимается организационными вопросами, управляя работой команды из 12 человек. Мы отправились в коттедж, в котором ребята реализовали систему «Умный дом». Посмотрим, на что она способна.
Вспомните старые фантастические фильмы и книги, где часто описывались системы, называемые сегодня умным домом. Могли они все то же, что и современные системы, вот только управление обычно осуществлялось с помощью специальных стеновых панелей с кучей кнопок. Развитие таких технологий пошло по несколько иному пути — панель теперь у каждого в кармане в виде смартфона. А вообще предполагается, что удобнее всего управлять умным домом с помощью голоса, фактически просто общаясь с умным виртуальным помощником. Увы, реальность оказалась сложнее красивых представлений о будущем.
Мы приехали в новенький коттедж, под завязку упакованный датчиками, сенсорами и приводами, — все под контролем умного дома. Система управляет освещением, микроклиматом, вентиляцией, контролирует безопасность, включает автополив лужаек и т. д.
— Есть и простенькая сенсорная панель, но она в первую очередь предназначена для установки сигнализации. Управлять всем можно с мобильных устройств, а освещением — еще и с помощью выключателей. Они, к слову, распознают не только короткое, но и длительное нажатие, на которое можно запрограммировать выполнение любой функции или сценария.
В холле, например, на длительное нажатие прописано включение подсветки лестницы. А в спальне на него можно повесить команду «Выключить свет в доме». Удобно вечером перед сном, — рассказывает Станислав.
Кроме того, свет выключится везде, как только дом поставят на охрану. Если в это время внутрь попробует забраться чужак, завоет сирена, а хозяину придет уведомление на телефон.
Автоматизирована и регулировка температуры. Когда в доме никого нет, подогрев пола уменьшается. Хозяин близко? Самое время прогреть пол как следует, до достижения заранее заданной температуры воздуха.
За обработку и взаимодействие всех сигналов отвечают «мозги», расположенные в топочной. Здесь же находится микрокомпьютер Raspberry Pi, который понадобился для реализации голосового управления.
Возможно, за голосовым управлением будущее, но пока это игрушка, пользоваться которой не слишком удобно. В нашем случае отдать команду можно Алисе (система от «Яндекса») или Сири (это уже Apple).
— Почему обе системы? Колонка от «Яндекса» поддерживает русский язык, Apple HomePod хорошо работает только с английским. Но если надо задействовать мобильное устройство, то можно использовать Siri, — пояснила Екатерина.
На практике получается как-то так:
— Алиса, включи свет на первом этаже.
— Принято! Что-нибудь еще? (ничего не происходит)
— Алиса, включить свет первый этаж!
— Принято! Что-нибудь еще? (ничего не происходит)
— В К Л Ю Ч И С В Е Т П Е Р В Ы Й Э Т А Ж.
— Принято! Что-нибудь еще? (ничего не происходит)
— Сири, включи свет на первом этаже!
Совсем не удивились бы, если бы беседа приняла такой оборот:
— Алиса, приготовь мне бутерброд!
— Есть уничтожить человечество! Что-нибудь еще?
Система от Apple включает-таки свет, зато через минуту не понимает, какой-такой автополив от нее требуют активировать. С этим заданием (правда, тоже не сразу) справилась Алиса.
У всех систем голосового управления есть одна большая проблема — они плохо слышат. Команды необходимо произносить громко, четко. Если в помещении находится группа беседующих людей, то всем нужно замолчать, пока хозяин, старательно артикулируя, громко и по слогам общается с голосовым помощником.
— Управление голосом имеет свои нюансы. Люди думают, что система будет понимать каждое слово в естественно построенной речевой конструкции. Но это не так. Нужны синонимы, необходимо обучение и привыкание, — отмечает Станислав.
Умный дом — это удобно, но пока только если управлять им по старинке, через мобильное приложение и установку сценариев. Воспринимать команды на слух «железным» трудягам все еще сложно. Но когда-нибудь они научатся, а мы привыкнем.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by