Лекарство от скуки. Испытали «Яндекс.Станцию» с задорной и глуповатой Алисой

12 813
99
01 августа 2019 в 8:01
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Лекарство от скуки. Испытали «Яндекс.Станцию» с задорной и глуповатой Алисой

«Яндекс.Станция» при сильной схожести с Apple HomePod и другими смарт-колонками сильно от них отличается. Дело в интересном позиционировании: если девайсы Amazon скорее про помощь в быту, а HomePod явно ориентирована на музыку, то российское устройство вроде как для всего сразу. Еще и конкурентное преимущество заявлено — подключается к телевизору и в фильмах разбирается. Onliner испытал систему и делится впечатлениями.

Помоги хоть чем-нибудь

Глобально у продукта «Яндекса» три основных вектора использования: видеоконтент, музыка и домашний помощник по каким-то простым вещам. От последнего сценария многого не ждите. Когда отстанете от искусственного интеллекта Алисы с расспросами о цвете ее глаз, поймете, что поручить-то особо и нечего.

Серьезно, какими такими задачами можно нагрузить девайс? Предположим, Алиса умеет включать таймер. Это вроде бы полезная штука, когда вы заняты готовкой и руки грязные, а обратный отсчет включить нужно. Но не сказать, что без такой фишки жизнь была некомфортной.

Причем есть нюанс, который вытекает из голосового общения. Зачастую выполнить действие на телефоне оказывается быстрее, чем проговорить запрос или команду — узнать погоду на завтра, например. Причем Алиса хоть и старается, но чувствуется, что ей еще расти и расти. Диалог:

— Алиса, мне завтра брать зонт? 

— Завтра в Минске от +12 до +17, облачно с прояснениями.

То есть вроде и понятно, что «облачно с прояснениями» — это «без дождя», но куда естественнее был бы ответ в духе «завтра в Минске 12—17 градусов тепла и облачно, зонт можно не брать». Однако ассистент «Яндекса» подкупает довольно натуральными и живыми интонациями (по сравнению с другими помощниками). То есть то, где она шутит, а где строит недотрогу, реально чувствуется не только по содержанию, но и по манере ответа.

В «Яндексе» предусмотрели кнопку для параноиков: при ее нажатии система отключает все семь микрофонов, которыми колонка слушает ваши запросы. По крайней мере, так клятвенно заверяют в компании

Большая проблема умных колонок в целом, не только от «Яндекса», — первое время толком не понимаешь, как с ними работать и зачем они нужны. И тут главное — не разочароваться в покупке за несколько дней использования. Потому что постепенно к девайсу привыкаешь и он вполне органично вписывается в повседневную жизнь. Кстати, с противоположного угла комнаты Алиса отлично распознает спокойный, неповышенный голос — бегать к ней каждый раз для постановки задачи не нужно.

Допустим, с утра хочется узнать события за ночь. Раньше бы смартфон листал, а сейчас — «Алиса, главные новости». Нужен курс валюты, чтобы точно отсчитать требуемую сумму? До «Яндекс.Станции» открывал бы конвертер на смартфоне, теперь же достаточно просто спросить «сколько сто пятьдесят долларов в белорусских рублях?». Про «курс бакса к белкам» бесполезно спрашивать — запас разговорных слов для Беларуси стоит расширить.

А вот что откровенно бесит, так это когда Алиса стесняется выглядеть глупенькой и поэтому всячески увиливает от того, чтобы признаться: она чего-то не знает. Попытка диалога:

— Алиса, посоветуй вино.

— Одну секунду…

…колечко перестает моргать, и станция погружается в режим сна. Если не можешь ничего найти, так зачем оставляешь пользователя в ожидании? Причем в другой раз на такой же запрос она ответит честно: «Ну я ж не пью».

Блок питания внешний, и он приличных размеров

Как она играет

С музыкой все неоднозначно. «Станция» по понятной причине использует «Яндекс.Музыку». Переходить с Google Music или Apple Music (не говоря уже о Spotify) не каждый решится, хотя библиотека у российского сервиса вполне приличная. Также есть нюанс: названия иностранных исполнителей и песен она произносит в лучших традициях «лет ми спик фром май харт». Акцент просто дичайший, и в сравнении с естественной русской озвучкой контраст получается очень уж сильный. С другой стороны, Алиса вполне сообразительна. Попросишь включить что-нибудь грустное — с большой вероятностью услышите трек исполнителя, которого вы уже слушали, или что-то из записей похожих музыкантов. Но начинаешь чуть усложнять задачу, и магия рассыпается:

— Алиса, включи веселую песню.

— Знаю подходящую музыку для веселого настроения (*включает*).

— Алиса, что это за песня?

— Сейчас играет Green Day, песня Holiday.

— Алиса, из какого альбома эта песня?

— Это Green Day, песня Holiday.

Подсветка направлена прямо на крупную шайбу регулировки громкости

В общем, она не знает — проверено в самых разных формулировках на нескольких исполнителях. Что самое интересное — если сказать «включи альбом American Idiot», то Алиса выполнит команду. Но почему тогда список песен с пластинки не распознает — загадка.

Оценивать качество звучания «Яндекс.Станции» непросто по двум причинам. Во-первых, это слишком уж субъективно. Во-вторых, такая колонка не должна быть заточена под какой-то определенный жанр, а играть одинаково хорошо R’n’B, метал и классику не может, кажется, ни одна колонка (по крайней мере, во вменяемом ценовом сегменте).

Поэтому сугубо личные впечатления — тяжелая музыка не для нее. Чувствуется перебор низких частот и излишняя басовитость, композиции звучат чересчур глухо, будто корпус станции мешает. Причем снятый кожух ситуацию действительно чуть улучшает, но тогда, конечно, страдает эстетика. С более легкими жанрами ситуация приятнее.

Помнишь актера, который ну в том фильме был?

Функция умной ТВ-приставки, пожалуй, самая неочевидная, но HDMI на задней стороне ведь не просто так. На телевизоре, что удобно, появляются подсказки команд и действий — это хорошо в первое время использования, когда еще не привык к особенностям Алисы. Очень раздражающей оказалась банальная регулировка громкости. Происходит это так. Запустили фильм в «Яндекс.Эфире», хочется чуть погромче: «Алиса, прибавь громкости». Только сказал — на секунду возвращается экран заставки канала (видео и звук прерываются), громкость меняется, потом снова запускается фильм.

У колонки нет аккумуляторов, работает она только от розетки

Окей, система глушит звук, чтобы микрофоны «Станции» не уловили слова из кино и не интерпретировали их как команду к действию. Но видеоряд зачем убирать? Возвращение к просмотру какого-нибудь хоррора прямо на скример-фрагменте может и до заикания довести.

С поиском по фильмам ситуация примерно как и с музыкой: вроде что-то знает, но «на троечку». К примеру, распознать имя «Алехандро Гонсалес Иньярриту» она смогла раза с десятого. Пошли другим путем: «Покажи фильм „Выживший“». Умничка, нашла! Пробуем дальше: «Покажи фильмы этого режиссера». И Алиса с бодрым «секундочку, сейчас найдем» выдает «Оно», «Мы» и еще пару лент, к которым Иньярриту никакого отношения не имеет. А еще, похоже, она не понимает разницу между режиссером и актером. Система не может отсортировать список только по лентам, которые поставил именно конкретный актер, — просто выдает все, где он хоть как-то задействован.


Впечатления смешанные. «Станция» почти в три раза дешевле HomePod, которая звучит (помним про субъективность) лучше, но ее Siri до сих пор не заговорила на русском. Да и в целом та колонка — для фанатов Apple: без наличия «яблочной» экосистемы даже не смотрите в ту сторону. Модели же колонок от Amazon и Google в наших краях практически не обитают.

«Яндекс.Станция» видится той вещью, которую очень хочешь получить в подарок, но совсем не торопишься покупать сам. То есть за бесплатно пусть бы и развлекала, а вот 370 рублей отдавать — здесь уже начинаешь примерять систему под свою жизнь. И выясняется, что пока еще это скорее игрушка — не настолько она незаменима, чтобы бежать в магазин. А что до Алисы, то если так уж одиноко без женского голоса рядом — она есть в приложениях «Яндекса», причем задаром. Но стоит учитывать, что это первый «железный» опыт «Яндекса». И если рассматривать «Станцию» с поправкой на дебютный продукт софтовой корпорации — отношение становится уже другим.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в «Дзене»

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич