01 августа 2019 в 8:00
Источник: Егор Ермоченок. Фото: Александр Ружечка

«Пытаюсь выйти в ноль и отдать кредит». Ушел из IT, чтобы готовить пиццу

Источник: Егор Ермоченок. Фото: Александр Ружечка

Алексей никогда не стеснялся кардинально менять свою жизнь. Смотрите сами: будучи студентом-юристом, он вместе с братом создал свою компанию и подался в гейм-дизайн, причем довольно успешно! А потом вдруг бросил все и отправился в Италию, познавать искусство создания настоящей римской пиццы. Сейчас держит свою пиццерию, занимается любимым делом и ни о чем не жалеет.

На кухне у Алексея вовсю кипит работа: греется печь, на столе лежит кусок теста, который совсем скоро превратится в готовое блюдо.

— Что готовите?

— Это римская пицца. Она бывает разных видов. Есть, например, telia, переводится с итальянского как «противень». А готовлю сейчас пиццу pala («доска»), закрытая она выглядит как сэндвич. Делается просто: сначала я запекаю длинный кусок теста, потом накладываю в него начинку и нарезаю на кусочки.

— А в чем отличие от более привычной круглой пиццы?

— Римская пицца отличается хрустящей и пористой основой, да и готовится немного по-другому, нежели обычная пицца. Тесто чуть дольше зреет, за это время дрожжи «съедают» все сахара, так что оно становится полезнее для желудка. Бóльшая часть муки тут — итальянская пшеничная «зеро зеро», остальные 10% подбираются для конкретного теста — от ржаной до овсяной. Из-за муки 00, которая является основой любой итальянской пиццы, и появилось название — «Зеро Зеро Пицца».

Пока готовая основа отправляется в разогретую печь, Алексей вспоминает, с чего все начиналось.

«Почему бы не начать зарабатывать на играх?»

— Началось все примерно на третьем курсе университета. Это был юрфак БГУ. Мы с братом очень любили игры, так что появилась идея: почему бы не начать зарабатывать на этом? Опыта в гейм-дизайне и стартапах никакого не было, зато было дикое желание что-то делать. Продали свои машины, деньги вложили в дело. Занимались всем вдвоем, совмещая разработку с учебой и работой, так что пока сделали рабочий прототип первой игры, прошло примерно два года. Все делали самостоятельно: и придумывали, и рисовать пытались. Даже кодить пробовали, но потом поняли, что проще будет найти программиста.

Инвестора искали довольно долго. Брали первый прототип и показывали его вообще всем, кого знали в игровой индустрии. Звонили, предлагали, рассказывали, давали поиграть. Приходилось долго объяснять, на что нужны деньги и что мы с ними собираемся делать. Начинали с казуального пазла с элементами стратегии. Получилось не гениально, но это была наша первая игра.

В итоге все же нашли инвестора, продали половину доли в будущем проекте и начали работать совместно с ним. Спустя еще несколько лет доделали уже две игры. Не сказать, чтобы очень много заработали, но на жизнь не жаловались. Инвестиции отбили, на новые машины тоже хватило. Но когда пришла пора делать что-то новое (была крутая идея для третьей игры), то желание как-то поутихло. Пытались найти для проекта инвестора, но без особого энтузиазма. Я в процессе уже начинал искать себе другую работу.

«Понял: все, надоело, не хочу работать за компьютером»

— Пока искал новое место, много ходил по собеседованиям, но со временем понял, что работа на фирму с моим довольно разносторонним опытом мне не очень подходит. В гейм-дизайн ведь входит и дизайн игровой логики, и создание уровней, и нарративный дизайн, и много чего еще. А так как работали небольшой командой, на наши плечи ложилось тестирование и прочие мелочи. Так что приходилось перечислять вообще все, над чем успел поработать за это время.

Говорил, что всем этим занимался в своей фирме, в которой на тот момент все еще работал. На это многие IT-компании заявляли прямо: «Так вы же будете сотрудников у нас переманивать! Все, до свидания». К третьему собеседованию понял, что говорить об этом вообще не стоит.

И вот в один момент пришло понимание: все, надоело, не хочу работать за компьютером, устал. Примерно в то время поехали в отпуск в Италию. Зашли в одно из местных кафе, где подавали римскую пиццу. Попробовал — и понял, чем хочу заниматься.

«Поварская школа — это, конечно, хорошо, но поработай лучше месяц на кухне»

— Когда еще занимался гейм-дизайном, иногда отвлекался, чтобы сделать себе поесть. И всегда думал: когда сидишь за компьютером, то три часа как шесть идут. А когда занимаешься готовкой, время проходит незаметно. Пиццу вообще всегда любил, учился ее готовить еще с детства.

После решения стать пиццайоло был поиск подходящего места для обучения. В Риме ходил по пиццериям, искал, кто может взять к себе. Крутые сетевые заведения не были заинтересованы в наборе учеников, пришлось искать что-то другое. В итоге нашел место через TripAdvisor: небольшая местная пиццерия, в лучших итальянских традициях. Зашел попробовать, все оказалось очень вкусно. Владелец, он же шеф-повар, легко шел на контакт, так что долго уговаривать взять меня в ученики не пришлось. Через месяц я вернулся туда и начал обучаться.

Работать стал с ходу: вот тебе кусок теста, раскатывай. Все под суровым взглядом мастера, который говорил, что я делаю так или не так. Через пару дней уже начал хвалить. Вместе с этим постепенно приходила уверенность: да, это мое. Когда за компьютером сидишь, после рабочего дня больше чувствуешь усталость, чем кайф от того, что сделал. А тут наоборот: приходил после 8-часового рабочего дня и чувствовал, что наконец-то нашел свое дело.

Приходили итальянцы в возрасте, говорили, что это самая вкусная пицца, которую они ели. На что мой учитель заявлял, что это все сделал парень из Беларуси. Было очень приятно.

В общей сложности я проучился там месяц. И поверьте, месяц работы в итальянской пиццерии, в которой тебе все объясняют по ходу, может дать больше, чем полгода обучения теории. Был вариант остаться, но решил вернуться в Минск и сделать тут что-то свое. Сейчас поддерживаю контакт с учителем: он помогал с выбором муки, оборудования, подсказывал всякие тонкости по работе.

«Непросто готовить в Беларуси традиционную итальянскую пиццу»

— Пришлось долго искать место: если в Италии можно легко развернуться на сорока «квадратах», то у нас это не сделаешь, потому что санстанция не разрешит. Для общепита очень жесткие требования, и, соответственно, нужны большие вложения. Вентиляция, канализация и прочее. Тем более опыта в таких вещах у меня не было. Советами помогали друзья, которые держат свой ресторан, и мой учитель. Он сильно помог с выбором оборудования и ингредиентов. Ведь даже мука, которую мы использовали в Италии, и та итальянская мука, которую можно купить тут, — это разные вещи.

В общей сложности место под свою пиццерию искал почти год. В итоге все-таки нашел помещение, собрал деньги: по большей части кредитные, остальное — из собственных сбережений, еще у друзей одалживал. Открылся (пока что в тестовом режиме) где-то в начале мая. Непросто готовить в Беларуси традиционную итальянскую пиццу: начинки, с которыми пиццу делают там, нашим людям не особо заходят. Говорят, что суховато. Плюс приходится тщательно подбирать ингредиенты. С одними только сырами я провозился месяц, пока не нашел более-менее похожий.

Сейчас хочу довести все до идеального состояния, чтобы потом уже дать сильную рекламу и начать развиваться. Это все пошло из IT: прежде чем выкатывать продукт, нужно его сначала хорошенько протестировать. Так и я: пробую несколько начинок, разные виды теста. Например, раньше делал тесто с большим содержанием льняной муки, так что основа получалась почти что черной. Некоторым людям настолько понравилось, что до сих пор приходят и просят приготовить так же. А другие возмущались, почему я пиццу на хлебе делаю. Приходится искать какой-то баланс.

Честно говоря, пока не знаю, что ждет впереди. Я рискнул, затеяв свое дело, но не жалею об этом ни минуты. Пока что пытаюсь выйти в ноль, отдать кредит и рассчитаться с долгами. Разберусь с этим — буду думать о том, как можно развиваться дальше.

сковорода-гриль, сталь, 30 см x 30 см
решетка-гриль, сталь, 38 см x 26 см
Выбор покупателей
решетка-гриль, сталь, 65 см x 31 см, 0.72 кг

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by