Забытый русский и темная сторона разработки Winamp. История создания популярного плеера

08 декабря 2018 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Забытый русский и темная сторона разработки Winamp. История создания популярного плеера

Автор: Ян Альшевский

В октябре 2018 года вышла новая версия когда-то мегапопулярного проигрывателя Winamp, интерфейс которого знаком, вероятно, всем, кто имел дело с компьютерами на рубеже 2000-х и в последующие годы. Появилось множество альтернатив, в чем-то превосходящих «народный медиаплеер», однако слово «Winamp» на постсоветском пространстве стало практически именем нарицательным. Правда, мало кто знает, что во время создания проигрывателя развернулась целая драма с участием российского программиста Дмитрия Болдырева и американца Джастина Франкеля.

Содержание


Альтернативная история Winamp

Мы немного отойдем от общепринятой истории о плеере и расскажем о темной ее стороне. Версия в «Википедии» сухим языком излагает вехи создания этой программы: первая версия WinAMP вышла в 1997 году, позже название проигрывателя изменили на Winamp, в 1998-м была основана Nullsoft и так далее. В зависимости от выбранного языка в качестве разработчика приложения могут либо указывать безликую компанию Nullsoft, либо упоминать Франкеля с Болдыревым, однако второй участник проекта часто «теряется».

Альтернативная история описывает все несколько иначе. В ней создателем Winamp называют именно российского разработчика, который в 1997 году выпустил программу MacAmp для компьютеров Apple. К 1999 году она, по данным некоторых источников, стала самым популярным MP3-плеером для Macintosh.

Болдырев посчитал, что неплохо было бы охватить и аудиторию Windows-пользователей, тем более опыт в создании разнообразного ПО к тому времени, несмотря на молодой возраст, у него накопился достаточный.

выходная мощность 90 мВт (при 16 Ом), 5—60000 Гц TFT 320 x 240, поддержка карт памяти, BT
экран 2.8" сенсорный 240 x 320, поддержка карт памяти, время работы 4 суток 4 часа
Нет в наличии

Встреча студентов

Встреча Болдырева и Франкеля состоялась в 1997 году в Университете Юты, в одной из аудиторий, где учились парни. Джастин интересовался тогда компьютерной графикой, Дмитрий же называл себя олдскульным кодером. Между ними быстро завязалась дружба, Болдырев показал новому приятелю MacAmp и предложил написать его аналог для Windows. Зачем? Единственным плеером, который мог проигрывать MP3 в режиме реального времени без декодирования, на этой популярной ОС был WinPlay3, разработанный во Fraunhofer IIS. Программа не умела ничего лишнего — никаких эквалайзеров, создания списков и других примочек, только воспроизведение.

Формат MP3, в свою очередь, завоевывал мир, но пока к нему относились с определенным недоверием, ведь «качество CD не превзойти». Тем не менее Болдырев был уверен: за сжатым аудио, и в частности MP3, — будущее. Звукозаписывающие компании тем временем вели активную войну против сетевых ресурсов, размещавших записи в новом формате, подавали в суд и выигрывали. «Скачать MP3 — это как зайти в магазин, положить в карман CD и уйти, не заплатив», — такие слова звучали из уст топ-менеджеров Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA).

На тот момент Дмитрий проживал в США около пяти лет — его родители, которых он называл выдающимися учеными, иммигрировали в страну в начале 1990-х. Именно положение «понаехавшего» впоследствии якобы и стало причиной конфликта между молодыми программистами. Точнее, помогло избавиться от студента из России. «Таких легко надурить», — написал позже Дмитрий. Молодой человек признавался, что ни капли не смыслил в бизнесе, а отец Джастина, юрист, воспользовался этим моментом (он был советником и финансовым директором вскоре основанного 18—20-летними парнями предприятия).

«Понаеху» отправили в черный список

Франкель-старший помог студентам на старте их проекта. Абсолютно сырой тестовый WinAMP 0.2 появился в апреле 1997 года, чуть позже вышел MacAmp, а стабильная версия плеера для Windows стала доступна в мае.

Оперативно была основана компания Nullsoft, единоличным владельцем которой называют Джастина. Начиная с этого момента Дмитрий упоминается все реже, авторство Winamp незаметно переходит к семье Франкелей, а Nullsoft заряжает $10 за копию проигрывателя (начиная с версии 1.5). Это противоречило идеям Болдырева, видевшего плеер как бесплатную программу для всех.

По словам Дмитрия, новая компания активно изучала конкурентов, засылая «шпионов» в Napster в дни ее становления. Изнутри они изучали бизнес-процессы и получали информацию о технических тонкостях работы. Это привело к созданию силами Nullsoft децентрализованной файлообменной сети Gnutella, пришедшей на смену закрытой из-за скандала с группой Metallica платформы Napster. Стоит отметить, что к тому времени AOL поглотила Nullsoft за $80 млн (разные источники упоминают суммы до $100 млн), однако к тому моменту стартап уже избавился от Болдырева, отправив его в черный список.

Роберт Лорд в 2017 году

«Джастин был единственным разработчиком, только он имел доступ к исходному коду», — заявил в начале 2000-х Роберт Лорд, один из руководителей Nullsoft, который был хорошо знаком с обоими создателями Winamp. Избирательной амнезией страдают и некоторые другие бывшие сотрудники этой компании.

«Франкель лжец, он не изобретал Winamp»

Продажа Winamp виделась создателям плеера по-разному. Франкель узрел в этом возможность получить средства, чтобы, вероятно, развивать другие проекты, оставаясь при этом главой Nullsoft. Болдырев же считал, что AOL, которая находилась в процессе слияния с Time Warner, просто хотела убить MP3-плеер, чтобы тот не продвигал полюбившийся пиратам формат музыки. Но в любом случае, утверждает Дмитрий, с ним никто не советовался, да и сделка прошла без его участия. В 2004 году Болдырев перестал сдерживаться и рассказал «всю правду».

Джастин и лама

«Правда в том, что Джастин не изобретал Winamp. Франкель на самом деле лжец, но он заплатил мне за молчание», — признался в 2004 году Дмитрий. По его словам, отстаивать свои права он не мог из-за отравления, с последствиями которого мужчина боролся на протяжении нескольких лет.

Болдырев намекает на тех, кто мог стоять за отравлением, однако со стороны кажется, что программист просто столкнулся со стрессовой ситуацией, с которой не справился.

беспроводные наушники с микрофоном, вставные, портативные, Bluetooth, быстрая зарядка, время работы 5 ч
наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), геймерские, 20-20000 Гц, кабель 2.2 м

It really whips the Llama's ass

Не все так просто оказалось даже с талисманом Winamp и легендарной фразой «It really whips the Llama's ass» в исполнении радиоведущего и артиста озвучки JJ McKay (коротенький трек был записан еще в 1997 году). Официальная версия: ее придумал Франкель, вдохновившись творчеством Уэсли Уиллиса и конкретно песней Whip the Llama’s Ass.

Версия неофициальная: запоминающийся слоган предложил друг Дмитрия, которого он называет Тима. Кто это, не уточняется, однако Болдырев пишет, что Тима обеспечивал серьезную поддержку проекту после его старта: «Джастин, наверное, совсем забыл об этом».

Досталось и разработчику серверного ПО стримингового сервиса SHOUTcast Тому Пепперу. «Да ладно, ты получил $10 млн за размещение сайта и простенькое серверное приложение», — негодовал Дмитрий, испортивший отношения со всеми теми американцами, с которыми пытался работать при создании популярного плеера. Каковы были реальные причины, мы не знаем.

Провал WinaMP3

Однако Джастин точно так же остался у разбитого корыта (если не считать, конечно, полученных денег): в AOL пришелся не по душе запуск оупенсорсной платформы Gnutella, а позже пресса стала называть Франкеля «самым опасным в мире гиком». К тому же вектор развития плеера был направлен в непонятную сторону. Джастин как-то заявил: «Я надеялся, что в какой-то момент до них дойдет, что они убивают Winamp и найдут выход. Но все слишком погрязли во внутренней политике». Проблемы с корпоративной стратегией признавали и в руководстве AOL.

Лучше не стало и после релиза полностью переписанного WinaMP3: он не поддерживал плагины и скины Winamp 2, и пользователи попросту начали игнорировать новое поколение проигрывателя. Не помогла даже восторженная рекламная кампания. Разработчики вернулись ко второй версии и перенесли в нее наиболее популярные «фичи» из третьей, а в 2003-м выпустили Winamp 5, сочетающий в себе особенности обоих поколений плеера. Позже популярности ему добавила возможность синхронизации с iPod, так как iTunes тех времен «бесил пользователей».

Конфликты между Nullsoft и AOL, а также разное видение прогресса привели к тому, что в 2003 году Франкель покинул компанию. За ним последовала и команда разработчиков, а Winamp вступил в новую эпоху.

Фотография Дмитрия с сайта LinkedIn. Он ведет достаточно скрытный образ жизни, найти снимки инженера-программиста непросто

Прошла народная любовь

Плеер Winamp долгое время оставался одним из наиболее популярных медиапроигрывателей, однако его место постепенно занимали другие: программа набирала вес не в лучшем понимании этого слова, она не поспевала за развитием контента и «железа» — все чаще приходилось «танцевать с бубном», чтобы добиться нужного результата. Сейчас в подборках приложений уровня «лучший аудиоплеер для Windows» можно встретить даже Windows Media Player, а вот Winamp упоминается чрезвычайно редко.

Эта история показывает, как много может скрываться за созданием популярнейшей программы: успешная и поначалу удобная, с огромной аудиторией, но при этом с настоящей, хоть и скрытой, «Санта-Барбарой» среди разработчиков.


Команда Winamp в 2013 году

Очередной владелец бренда, компания Radionomy, выпустила в октябре обновление плеера до версии 5.8.3660, а вот шестой Winamp появится не ранее 2019 года. Что он сможет предложить «эдакого», чтобы отвоевать аудиторию, пока не ясно.

Источники: BetaNews, CNN, Silicon, ArsTechnica, Gizmodo, OldVersion.

Каким плеером вы пользуетесь?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by