Величайший разум в плену тела. Краткая история Стивена Хокинга
122
14 марта 2018 в 12:16
Автор: Станислав Иванейко
Величайший разум в плену тела. Краткая история Стивена Хокинга

Минувшей ночью скончался Стивен Хокинг. Один из самых известных ученых на протяжении полувека оставался в центре внимания по множеству причин: борьба с болезнью, книга «Краткая история времени», заявления об опасности искусственного интеллекта, исследования в области черных дыр. Пусть большинство его достижений в полной мере могут понять и оценить лишь ученые с мировым именем, Хокинг сделал главное — он заинтересовал наукой обычных людей.

Неверно считать, что Хокинг стал знаменитым только из-за своей болезни. Боковой амиотрофический склероз (БАС) начал развиваться у ученого еще во время учебы. Спустя год после окончания Оксфордского университета (1962 год) врачи заявили, что Стивену осталось жить меньше трех лет. Наплевав на услышанное, он продолжил заниматься наукой. БАС страшен тем, что развивается медленно, постепенно уничтожая один нейрон за другим. В конечном итоге это приводит к отказу конечностей и параличу. Лечения до сих пор не существует.

Изображение: vox.com

Хокингу в некотором смысле повезло: болезнь прогрессировала медленнее, чем встречается в большинстве случаев. В инвалидной коляске он оказался только к концу шестидесятых. Но в 1985 году случается новая напасть: ученый подцепил воспаление легких. Для сохранения жизни ему сделали трахеостомию. Так Хокинг потерял еще и голос. Разговаривал ученый через синтезатор речи. Для управления компьютером он использовал указательный палец правой руки — единственный, сохранивший подвижность.

Находясь взаперти своего тела, один из величайших умов как минимум XX века (если не вообще в истории человечества) сформулировал несколько важнейших гипотез и предположений, которые могут оказаться пророческими.

Черные дыры

Страстью Хокинга было исследование вселенной. Особенно его увлекали черные дыры. Если максимально упростить, так называют области с мощнейшим гравитационным притяжением, которое не может пересилить ни один объект.

Изображение: wikimedia.org

В честь Хокинга назвали процесс излучения черной дырой элементарных частиц, то есть ее «испарение». Процесс, разумеется, сугубо гипотетический. Как и большинство предположений ученого, проверить его теории в обозримом будущем просто невозможно.

Зачем тогда оно все надо? Достаточно вспомнить историю Питера Хиггса. Еще в 1964 году он выдвинул теорию о существовании элементарной частицы, которая определяет инертную массу бозонов. Найти это удалось только спустя почти 50 лет во время исследований на Большом адронном коллайдере. Хиггс, полвека пытавшийся доказать свою правоту, в 2013 году все-таки получил Нобелевскую премию. Интересно, что Хокинг тогда проспорил $100: он был уверен, что бозон Хиггса не смогут открыть.

Можно предположить, что гипотезы Хокинга ждет та же судьба: они будут доказаны спустя многие годы либо лягут в основу других научных открытий. Парадоксально, что Нобелевскую премию Хокинг так и не получил, хотя его авторитет в научной среде и важность работ никогда не оспаривались.

Изображение: dreamhumanity.com

Хокинг вместе с профессором Джимом Хартлом выдвинули модель вселенной без границ в пространстве и времени. Ученые сравнивали вселенную с Землей, только намного больше — как невозможно дойти до края Земли (хотя плоскоземцы и пытаются), так и у Вселенной не существует стенок.

В 2015 году Хокинг выдвинул новую теорию. Он считал, что черные дыры — своеобразные порталы в параллельную вселенную. По мнению ученого, объекты и данные при попадании в черную дыру не исчезают, а перемещаются в иное измерение.

Будущее человечества

Наряду с гипотезами вокруг черных дыр Хокинга занимали более приземленные вещи вроде спасения человечества. Ученый неоднократно заявлял, что единственный способ продолжить существование нашего вида — переселение на другую планету. В сравнении с другими тезисами Стивена этот еще можно считать наиболее понятным и реалистичным.

Хокинг полагал, что люди слишком активно принялись потреблять ресурсы планеты, что приведет к их истощению и всем сопутствующим проблемам.

Изображение: techaeris.com

«Мы не стали менее жадными или глупыми. С момента нашего последнего интервью население Земли увеличилось на полмиллиарда, и нет этому конца. К 2100 году на планете нас будет уже 11 миллиардов», — говорил Хокинг в интервью Ларри Кингу. Проблемы ученый видел практически везде: загрязнение воздуха, изменение климата. Единственный вариант спасения — переселяться на другие планеты.

Но также он признавал, что при нынешнем этапе развития подобные миссии невозможны: «На Земле заканчивается место, нам нужно прорваться через технические барьеры, которые мешают нам жить где-то еще во Вселенной».

Путешествия во времени

Известно, что во время учебы в университете Хокинг был классическим ботаником: не ходил на вечеринки, не был замешан в сомнительных делах, свободное время занимал книгами и классической музыкой. Тем не менее, чувство юмора у него определенно было.

Изображение: pexels.com

Так, Хокинг решил положить конец гипотезам о путешествиях во времени и шуточным способом доказал, что они невозможны. Ученый устроил вечеринку, на которую «пригласил» путешественников во времени: «Я не отправлял приглашения до тех пор, пока вечеринка не закончилась. Я долго ждал, но никто не пришел», — рассказал Хокинг.

Искусственный интеллект

Хокинг наряду с Илоном Маском много раз твердил об опасности искусственного интеллекта. По его мнению, создание ИИ станет одним из главных открытий в истории, но при этом поставит людей под угрозу. Например, что будет, если искусственный разум станет новой формой жизни и посчитает человека угрозой для своего существования? Или поставит свои цели выше потребностей и указаний людей? Получится эдакий сценарий «Терминатора» в реальности.

Изображение: thetechnews.com

Ученый заявил, что проблема в краткосрочной перспективе — тот, кто контролирует ИИ, а в долгосрочном варианте — возможно ли вообще держать искусственный разум в узде.


Хокинг прожил на полвека дольше, чем ему предсказывали. Осмыслить всю значимость его теорий пока не представляется возможным. Он наживил крючки и забросил удочки, а улов придется доставать его преемникам — доказывать теории, исследовать предположения и гипотезы.

Джереми Кларксон заинтересовал автомобилями миллионы людей, у которых и водительских прав нет. Хокинг сделал то же самое: увлек наукой тех, для кого познания в химии закончились на определении валентности, а в физике — на формуле E = mс². За это ему и спасибо.

Мониторы в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Автор: Станислав Иванейко
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
14.03.2018 в 12:17
Великий был человек! Пусть земля ему будет пухом!
14.03.2018 в 12:19
Пришёл, изменил историю и ушёл.
R.I.P.
14.03.2018 в 12:24
человек-легенда!
14.03.2018 в 12:28
Великий ум! Пусть земля будет пухом!
Интересно было бы почитать статьи о ученых. Жак Фреско например.
14.03.2018 в 12:32
Великий.
14.03.2018 в 12:32
соболезную - но первый раз про него слышу......................
14.03.2018 в 12:33
В "Теории большого взрыва" снимался... я о нем так узнал...
14.03.2018 в 12:33
Феноменальная личность, надеюсь обрел покой
14.03.2018 в 12:36
Хорошо написано о хорошем человеке.
Автору спасибо.
14.03.2018 в 12:38
Для тех кто не знал его --- обязательно фильм про него посмотрите.
СИЛЬНЫЙ И УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
14.03.2018 в 12:41
Величайший разум в плену тела.

это уж точно на все 100%. покойся с миром и спасибо за всё!
14.03.2018 в 12:42
E = mс²

???
14.03.2018 в 12:42
Популяризатор науки да, как великий ученый под большим вопросом..
14.03.2018 в 12:43
"Вселенная Стивена Хокинга" - фильм про него. Вещь. Кто не смотрел - всем советую.
14.03.2018 в 12:46
Великий сказочник нашего времени!
14.03.2018 в 12:49
соболезную - но первый раз про него слышу......................
"2111964":

тогда Вам тоже можно соболезновать...
14.03.2018 в 12:53
Пришёл, изменил историю и ушёл.
R.I.P.
"colorit78":

Исходя из статьи, ничего такого он и не сделал за свою жизнь.
14.03.2018 в 12:54
Попал физик в больницу после автокатастрофы.
Лежит и бредит:
- Хорошо, что пополам. Хорошо, что пополам. Хорошо, что пополам.
- Что пополам? - спрашивает врач.
- Хорошо, что кинетическая энергия Эм-Вэ-Квадрат ПОПОЛАМ!!!
14.03.2018 в 13:00
один из самых переоцененных ученых планеты
14.03.2018 в 13:10
один из самых переоцененных ученых планеты
"grabse":


А вот и жертвы РенТВ подтянулись
14.03.2018 в 13:11
Пришёл, изменил историю и ушёл.
R.I.P.
"colorit78":

Исходя из статьи, ничего такого он и не сделал за свою жизнь.
"Noobasik":


Ну да, с точки зрения[censored] - ничего. Ни машины времени не изобрел, ни летающей тарелки, ни оружия сверхмощного.
14.03.2018 в 13:11
думая о таких людях, понимаешь, что самое сильное - это разум
14.03.2018 в 13:16
Популяризатор науки да, как великий ученый под большим вопросом..
"SDV":


Срочно исправьте википедию, вам же можно верить, а ей нет

Один из наиболее влиятельных[32] и известных широкой общественности физиков-теоретиков нашего времени, один из основоположников квантовой космологии[33].

Основная область исследований Хокинга — космология и квантовая гравитация. Его главные достижения:

применение термодинамики к описанию чёрных дыр;
разработка в 1975 году теории о том, что чёрные дыры «испаряются» за счёт явления, получившего название излучение Хокинга;
Кроме того, в 1971 году в рамках теории Большого взрыва Хокинг предположил понятие микроскопических чёрных дыр, масса которых могла бы составлять миллиарды тонн и при этом занимать объём протона. Эти объекты находятся на стыке теории относительности (из-за огромной массы и гравитации) и квантовой механики (из-за их размера)[14].
14.03.2018 в 13:17
соболезную - но первый раз про него слышу......................
"2111964":

Значит для вас ближайшая планета к Земле - это Луна, а звезд в Солнечной системе миллионы-миллиарды!
14.03.2018 в 13:34
Хокинг вместе с профессором Джимом Хартлом выдвинули модель вселенной без границ в пространстве и времени.

Найдите отличия:
"Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует." В. И. Ленин
Материализм и эмпириокритицизм
14.03.2018 в 13:40
в этот день родился Эйнштейн, и умер Хоккинг.Великие были люди,земля им пухом
14.03.2018 в 13:41
А как определить валентность?)))
14.03.2018 в 13:41
Великий ум! Пусть земля будет пухом!
Интересно было бы почитать статьи о ученых. Жак Фреско например.
"GROM_MC":

К сожалению о Жаке онлайнер вряд ли напишет. Жак умер год назад и мало кто об этом знает, мало вообще кто о нём знает, хотя он и был величайшим человеком современности. Я бы поставил его на первое место, по важности его суждений.
14.03.2018 в 13:42
соболезную - но первый раз про него слышу......................
"2111964":

Вы не одиноки в этом.... И это не делает вам чести.
14.03.2018 в 13:45
И тут сказки ,про серого бычка:-)
14.03.2018 в 13:47
Дико читать отзывы многих. Половина не знает о Стивене вообще ничего, а вторая желает ему земли пухом и царствия небесного... Вот только он был настоящим учёным, а они не признают бога ни в каком его виде.
Если вам нечего сказать, то лучше промолчите, так вы хотя-бы не покажите своего невежества.
14.03.2018 в 13:48
Спасибо за статью, выдающийся был ум нашего времени, rip
14.03.2018 в 13:49
Hexen, А вот и защитники униженных и оскарбленных подтянулись:-)
14.03.2018 в 13:51
Хокинг вместе с профессором Джимом Хартлом выдвинули модель вселенной без границ в пространстве и времени.

Найдите отличия:
"Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует." В. И. Ленин
Материализм и эмпириокритицизм
"TONIK_SER":

Один умер великим, второй до сих пор живее всех живых.
Нашли кого сравнивать.
14.03.2018 в 13:51
соболезную - но первый раз про него слышу......................
"2111964":

что ж соболезную и вам в таком случае, боюсь представить в каком бункере вы были замурованы и сколько там ещё таких же
14.03.2018 в 13:52
Пусть земля ему будет пухом!
14.03.2018 в 13:57
Как то весьма двусмысленно Джереми Кларксона упомянули.
14.03.2018 в 13:58
Великий ум! Пусть земля будет пухом!
Интересно было бы почитать статьи о ученых. Жак Фреско например.
"GROM_MC":

Да было бы здорово, только вряд ли многие поймут о ком вы и что он сделал, пытался сделать для этой планеты и человечества в целом. Хотя тут в соседней статье масса "интеллектуалов" кричала о том, что Хокинг ничего для улучшения жизни народа не сделала, что-то мне подсказывает, что о Жаке Фреско они уж точно не слышали, хотя многие его идеи были очень прикладными; увы и этот великий ум уже покинул нас и новость эта прошла незаслуженно незаметно
14.03.2018 в 14:01
Великий ум! Пусть земля будет пухом!
Интересно было бы почитать статьи о ученых. Жак Фреско например.
"GROM_MC":

К сожалению о Жаке онлайнер вряд ли напишет. Жак умер год назад и мало кто об этом знает, мало вообще кто о нём знает, хотя он и был величайшим человеком современности. Я бы поставил его на первое место, по важности его суждений.
"Hexen":

Полностью согласна, отрадно видеть такие комментарии в массе отписок людей, кичащихся собственным невежеством)
14.03.2018 в 14:04
Популяризатор науки да, как великий ученый под большим вопросом..
"SDV":

А вот и цитата:
"Хокинг тогда проспорил $100: он был уверен, что бозон Хиггса не смогут открыть."
14.03.2018 в 14:09
Он снимался в сериале Теория большого взрыва. Класный был чел.
14.03.2018 в 14:11
По мнению ученого, объекты и данные при попадании в черную дыру не исчезают, а перемещаются в иное измерение.

Надеюсь наши близкие уходя не исчезают навсегда, а отправляются в лучший мир, он уже наверное получил подтверждение этой теории и я жду .
14.03.2018 в 14:24
Хокинг наряду с Илоном Маском....


КОГО и с кем вы умудрились сравнить? Ученого с мировым именем и маркетолога-пиарщика? Нормально это?
14.03.2018 в 14:26
скажу честно великого мало. без обид. нынче илон маск великий а что он сделал для людей _ отмыл бабки для себя не более.
14.03.2018 в 14:42
будучи полностью парализованным он сделал больше чем 99.9% людей
14.03.2018 в 14:48
Попал физик в больницу после автокатастрофы.
Лежит и бредит:
- Хорошо, что пополам. Хорошо, что пополам. Хорошо, что пополам.
- Что пополам? - спрашивает врач.
- Хорошо, что кинетическая энергия Эм-Вэ-Квадрат ПОПОЛАМ!!!
"dghmghhstrh":

Судя по лайкам под вашим комментарием и комметариями типа "Великий был человек! Пусть земля ему будет пухом!" можно сказать, что не будет войны с ИИ. ИИ заместит вакуум.
14.03.2018 в 14:50
Заглянул за горизонт событий.
14.03.2018 в 14:51
А ведь он мог бы дожить до наступления технологической сингулярности, когда появились бы оцифровка сознания, либо медицина, способная воскрешать из могилы. Сейчас разумнее всего было бы поместить его в криостазис до лучших времён.
14.03.2018 в 14:52
, братья ...
14.03.2018 в 14:54
Так, Хокинг решил положить конец гипотезам о путешествиях во времени и шуточным способом доказал, что они невозможны. Ученый устроил вечеринку, на которую «пригласил» путешественников во времени: «Я не отправлял приглашения до тех пор, пока вечеринка не закончилась. Я долго ждал, но никто не пришел», — рассказал Хокинг.


Первое правило путешественника во времени: Не ходить на вечеринку к Стивену Хокингу.

R.I.P
14.03.2018 в 15:05
Сказочник, он просто писатель фантастических рассказов.
14.03.2018 в 15:12
Хокинг сделал то же самое: увлек наукой тех, для кого познания в химии закончились на определении валентности, а в физике — на формуле E = mс².

E = mс² - это ещё хорошо. Это уже квантовая физика. Хорошо если большинство ещё помнит кинематику.
14.03.2018 в 15:14
К сожалению о Жаке онлайнер вряд ли напишет. Жак умер год назад и мало кто об этом знает, мало вообще кто о нём знает, хотя он и был величайшим человеком современности. Я бы поставил его на первое место, по важности его суждений.
"Hexen":

Фреско один из моих кумиров ...... Мировые СМИ обошли его смерть стороной и это удручает .
14.03.2018 в 15:19
Может его всё же крионировали?
14.03.2018 в 15:59
Великий ум!
Безумно жаль. Интересно было следить за его работами (да-да за популярным направлением).
14.03.2018 в 16:01
Хокинг полагал, что люди слишком активно принялись потреблять ресурсы планеты, что приведет к их истощению и всем сопутствующим проблемам.

Жажда прибыли любой ценой. Зачем нужно производить столько ненужного хлама, куча версий смартфонов, айфонов, премиум жоповозок с 5-10 литровыми двигателями и дешевых корыт с моторесурсом на пять лет? Может следует экономно и рационально потреблять ресурсы планеты?
14.03.2018 в 16:14
УШОЛ В ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ-БЫТИЯ
ВЕЧНОСТЬ-ТЕБЕ
14.03.2018 в 16:19
А ведь он мог бы дожить до наступления технологической сингулярности, когда появились бы оцифровка сознания, либо медицина, способная воскрешать из могилы. Сейчас разумнее всего было бы поместить его в криостазис до лучших времён.
"andrevvv":

Точно такая же мысль появилась и у меня, читая статью. Было бы замечательно, если в будущем появиться возможность вернуть таких людей к жизни и они смогут продолжить дело.
14.03.2018 в 16:21
спасибо
14.03.2018 в 16:24
а еще говорят: В здоровом теле - здоровый дух. А он взял и перевернул представления о мире и многих процессах... Хорошо что ты был
14.03.2018 в 17:05
После смерти моей Мамы - это вторая потеря которая меня потрясла. Мы потеряли на самом деле Очень, Очень, Очень значимого человека.
Это значимая потеря.
14.03.2018 в 17:18
Легенда!
14.03.2018 в 18:10
Вечная память ему.
14.03.2018 в 18:36
Великий
14.03.2018 в 18:47
R.I.P Великий Хокинг...
14.03.2018 в 19:15
ярый пример продуктивного сущия минималиста,нужденного-но не убитого!-пагубой!!(выжил!пережил!открыл!-невзирая!!)хвала!и-слава!в веках!!
Как он смог заделать 3 детей в таком состоянии?
14.03.2018 в 20:12
Короче, ребзя, давайте шустро возьмемся, допилим уже эту машину времени и таки придем на ту вечеринку!
14.03.2018 в 20:34
А не он хотел, свою голову в другое тело?
14.03.2018 в 20:38
Великий сказочник нашего времени!
"tiamat8":

Популяризатор науки да, как великий ученый под большим вопросом..
"SDV":

один из самых переоцененных ученых планеты
"grabse":

"serega204":

Стрем, дикий стрем от такого количества недалеких троллей позорящих белорусскую нацию. Каждый имеет высказать свой взгляд, но тупость лучше держать при себе. Будьте умней - скрывайтесь.
14.03.2018 в 20:41
Великий ум! Пусть земля будет пухом!
Интересно было бы почитать статьи о ученых. Жак Фреско например.
"GROM_MC":

К сожалению о Жаке онлайнер вряд ли напишет. Жак умер год назад и мало кто об этом знает, мало вообще кто о нём знает, хотя он и был величайшим человеком современности. Я бы поставил его на первое место, по важности его суждений.
"Hexen":

О Жаке не напишут прежде всего потому, что его суждения - кость в горле для многих. А дедуля молодец, за сотню отмахал, оставаясь в уме и трезвой памяти. Пока паркинсон не подкосил. Но ничто не вечно под луной...
14.03.2018 в 21:12
Человеконенавистник, строивший всю теорию и подгонявший физику под свою скрытую, тайную месть человечеству. Почему в научном сообществе часть ученых не приняла его и даже окрестила "сайенсфриком". (Смотрите, например, Виктор Катюшик - спорьте с ним и учеными, а не со мной). Главный вывод его сериала о Вселенной, причем безаппеляционный, в конце сериала "Вселенная..."- "Бога нет!" - ладно, плюнул в верующих. Все по Фрейду: месть за физическую неподвижность.
Но не это подняло ученых мира. А популяризация богоборчества для преподавания в школах, и в том числе идеи Фрейда. Если дело дойдет до того. что сын может сожительствовать с матерью (заключение одних из книг Фрейда, "Очерки о теории сексуальности") - то всё. ребята, приплыли... Это - кукла, рекламный продукт науки, как и Вуйчич, которого инвалиды смотреть не захотели из-за его бешеных цен на билеты. Продюсеры и "пастухи" последнего ещё имели наглость торговаться с районными обществами инвалидов, когда тот в Минск прибыл. Но все равно цена в 20 долларов за билет "на Камчатке" была для наших ребят заоблачной.
Пусть спит спокойно, конечно, утрата. Но и впадать в сотворение кумира тоже не стоит.
14.03.2018 в 22:09
"We are each free to believe what we want and it is my view that the simplest explanation is there is no God. No one created the universe and no one directs our fate. This leads me to a profound realisation. There is probably no heaven, and no afterlife either. We have this one life to appreciate the grand design of the universe, and for that, I am extremely grateful"

Stephen Hawking
14.03.2018 в 22:12
GROM_MC, k.sm, 55hozinu, Bender_Bending_RodrigueZ,

Очень приятно видеть, что дело Жака затронуло не только меня, что даже у нас здесь в Минске есть люди, которые знакомы с его убеждениями и стремлениями сделать этот мир лучше.

Что же касается Стивена, то Жак в одной из своих лекций упоминал Стивена, правда не самым лестным отзывом, потому что Жак никак не мог понять, почему люди стремятся решить проблемы астрономии и физики, но не стремятся решить проблемы Земли и Человечества. Помню тогда он сказал - очень жаль, что мы готовы тратить колоссальные денежные (и не только) ресурсы на поиск воды и жизни на других планетах, вместо того, чтобы обеспечить водой и жизнью тех кто в этом нуждается уже здесь и сейчас (это он говорил про африканские страны).

Сегодня в очередной раз слушал Нила Ди Грасса Тайсона и ему как раз задали аналогичный вопрос:
"Чтобы вы выбрали - решение проблем на Земле или переселение на другую планету?"
На что Нил ответил:
"Я бы выбрал оба варианта одновременно. Зачем выбирать или или? Если у нас достаточно ресурсов и технологий для переселения (терраформирования другой планеты), то нам их точно будет достаточно для восстановления Земли."

И всё-таки, именно Жака я поставил бы на первое место, среди величайших людей современности.

А ваш пресловутый Илон Маск, всего-лишь отличный ПиАрщчик, как и Тим Кук, как и Стив Балмер - все они одного поля ягоды - думают только лишь о выгоде и умеют отлично продавать чужие идеи за огромные деньги.
14.03.2018 в 22:12
Нам о многом нужно подумать...
14.03.2018 в 22:20
...Виктор Катюшик... .
"Шошонов":

Достаточно увидеть его ролик "Технологии НЛО доступны" для того, чтобы понять что из себя представляет Виктор и определить для себя стоит ли воспринимать всерьёз всё, что он говорит.
14.03.2018 в 22:31
Шошонов, можно узнать откуда такой вывод : "Если дело дойдет до того. что сын может сожительствовать с матерью (заключение одних из книг Фрейда, "Очерки о теории сексуальности") "? Вы, хоть читали труды Фрейда? И работа называется "Очерки по ПСИХОЛОГИИ сексуальности" )))
14.03.2018 в 22:39
"We are each free to believe what we want and it is my view that the simplest explanation is there is no God. No one created the universe and no one directs our fate. This leads me to a profound realisation. There is probably no heaven, and no afterlife either. We have this one life to appreciate the grand design of the universe, and for that, I am extremely grateful"

Stephen Hawking
"Comandorchik":

Everyone will get according to his faith! (Voland.Master and Margarite)
14.03.2018 в 23:17
Наши белорусские заочники любого Стивена Хокинга своим опытом и знаниями затмят.
14.03.2018 в 23:25
Очень жаль...
14.03.2018 в 23:31
Настоящий пример того, что когда, казалось бы, совсем безнадежная ситуация, нужно не опускать руки и не унывать, а продолжать заниматься делом жизни
14.03.2018 в 23:33
Человечество многое потеряло с этой смертью.
14.03.2018 в 23:41
Хоть Хокинг и не верил в то что есть какио то измерение где может существовать энергия после смерти тела, я все же уверен, что там и встретимся с ним.

Ибо даже фундаментальные законы гласят: энергия не исчезает и не возникает из ниоткуда.
14.03.2018 в 23:48
Креоционисты - плоскоземельци ликуют.
15.03.2018 в 0:25
соболезную - но первый раз про него слышу......................
"2111964":

тогда Вам тоже можно соболезновать...
"magik":


И вам.
15.03.2018 в 0:29
А ведь он мог бы дожить до наступления технологической сингулярности, когда появились бы оцифровка сознания, либо медицина, способная воскрешать из могилы. Сейчас разумнее всего было бы поместить его в криостазис до лучших времён.
"andrevvv":


Какой бред...
15.03.2018 в 0:31
в этот день родился Эйнштейн, и умер Хоккинг.Великие были люди,земля им пухом
"Mr.Thrasher":


Что-то общее у них есть, особенно в плане пиара...
15.03.2018 в 0:36
Сказочник, он просто писатель фантастических рассказов.
"Владелец156кв":


Так и есть. Просто поражаюсь, какие же люди недалекие в большинстве своем. Им конфетку покажи, и они будут верить в то, что она сладкая. Хокинг популяризовал несколько ничем не подтвержденных гипотез, которые были придуманы даже не им самим, а до него. И все. Его даже ученым назвать сложно. Таких личностей как Хокинг специально создают и пиарят, чтобы увести людей от более полезных знаний.
15.03.2018 в 0:38
Таких личностей как Хокинг специально создают и пиарят, чтобы увести людей от более полезных знаний.
"GrifAngel":

позволь полюбопытствовать.А какие знания для такой всесторонне-развитой личности как ты, "более полезные"?
15.03.2018 в 0:57
Таких личностей как Хокинг специально создают и пиарят, чтобы увести людей от более полезных знаний.
"GrifAngel":

позволь полюбопытствовать.А какие знания для такой всесторонне-развитой личности как ты, "более полезные"?
"magik":


Для тебя те, которые записаны в твоей методичке.
15.03.2018 в 0:59
Вообще, если ученый заявляет, что он атеист, то такой он "ученый". Я уже не говорю о том, что теория большого взрыва не выдерживает никакой критики, также как и ОТО.
15.03.2018 в 1:01
Таких личностей как Хокинг специально создают и пиарят, чтобы увести людей от более полезных знаний.
"GrifAngel":

позволь полюбопытствовать.А какие знания для такой всесторонне-развитой личности как ты, "более полезные"?
"magik":


Для тебя те, которые записаны в твоей методичке.
"GrifAngel":

Гриша, Я тебя спрашиваю о твоих интересах, а не госдеповских методичках))
15.03.2018 в 1:22
Жаль...(((
15.03.2018 в 5:54
Великий, великий. И чем же этот человек был великим? просто кем-то распиаренный физик (прошу заметить) теоретик. А все его теории и ежу понятно, что ресурсы планеты не безграничны и ч теми темпами, что мы загрязняем воду, воздух и т.д., то уничтожим сами себя. На счет ИИ, так опять же любой может выдвинуть теорию, что ИИ дойдя до определенного уровня развития также сможет начать уничтожать человечество - только это все теория и для нас, для людей от этого никакой практической пользы в этих теориях нет. Ну а вот насчет черных дыр, так опять же - этот просто заумные теории, и дальше если и подтвердятся эти теории, то какая польза от этого? Короче на самом деле ничего такого в этом человеке и не было, печально, что действительно умные люди, которые привносят что-то новое для всех, остаются не замеченными
15.03.2018 в 7:53
Великий, великий. И чем же этот человек был великим? просто кем-то распиаренный физик (прошу заметить) теоретик. А все его теории и ежу понятно, что ресурсы планеты не безграничны и ч теми темпами, что мы загрязняем воду, воздух и т.д., то уничтожим сами себя. На счет ИИ, так опять же любой может выдвинуть теорию, что ИИ дойдя до определенного уровня развития также сможет начать уничтожать человечество - только это все теория и для нас, для людей от этого никакой практической пользы в этих теориях нет. Ну а вот насчет черных дыр, так опять же - этот просто заумные теории, и дальше если и подтвердятся эти теории, то какая польза от этого? Короче на самом деле ничего такого в этом человеке и не было, печально, что действительно умные люди, которые привносят что-то новое для всех, остаются не замеченными
"МиГ":

Если ты далек от физики, и от науки, то все труды тебе покажутся напрасными)
15.03.2018 в 9:04
Все фильмы документалки с ним пересмотрел и не раз. Очень интересные теории.
15.03.2018 в 9:05
Великий, великий. И чем же этот человек был великим? просто кем-то распиаренный физик (прошу заметить) теоретик. А все его теории и ежу понятно, что ресурсы планеты не безграничны и ч теми темпами, что мы загрязняем воду, воздух и т.д., то уничтожим сами себя. На счет ИИ, так опять же любой может выдвинуть теорию, что ИИ дойдя до определенного уровня развития также сможет начать уничтожать человечество - только это все теория и для нас, для людей от этого никакой практической пользы в этих теориях нет. Ну а вот насчет черных дыр, так опять же - этот просто заумные теории, и дальше если и подтвердятся эти теории, то какая польза от этого? Короче на самом деле ничего такого в этом человеке и не было, печально, что действительно умные люди, которые привносят что-то новое для всех, остаются не замеченными
"МиГ":

Ерунду пишешь. Ты вообще не интересовался его трудами.
15.03.2018 в 9:16
У нас бы помер в каком-нибудь интернате.
15.03.2018 в 9:18
Великий, великий. И чем же этот человек был великим? просто кем-то распиаренный физик (прошу заметить) теоретик. А все его теории и ежу понятно, что ресурсы планеты не безграничны и ч теми темпами, что мы загрязняем воду, воздух и т.д., то уничтожим сами себя. На счет ИИ, так опять же любой может выдвинуть теорию, что ИИ дойдя до определенного уровня развития также сможет начать уничтожать человечество - только это все теория и для нас, для людей от этого никакой практической пользы в этих теориях нет. Ну а вот насчет черных дыр, так опять же - этот просто заумные теории, и дальше если и подтвердятся эти теории, то какая польза от этого? Короче на самом деле ничего такого в этом человеке и не было, печально, что действительно умные люди, которые привносят что-то новое для всех, остаются не замеченными
"МиГ":

Примерно такие рассуждения можно было услышать в 16 веке о людях, исследовавших электричество. А сейчас их последователи пишут подобную чушь в интернете, использующем электричество, с работающих от электричества устройств.
15.03.2018 в 12:48
Я рад, что жил с ним в одно время.
15.03.2018 в 12:57
GROM_MC, k.sm, 55hozinu, Bender_Bending_RodrigueZ,

Очень приятно видеть, что дело Жака затронуло не только меня, что даже у нас здесь в Минске есть люди, которые знакомы с его убеждениями и стремлениями сделать этот мир лучше.

Что же касается Стивена, то Жак в одной из своих лекций упоминал Стивена, правда не самым лестным отзывом, потому что Жак никак не мог понять, почему люди стремятся решить проблемы астрономии и физики, но не стремятся решить проблемы Земли и Человечества. Помню тогда он сказал - очень жаль, что мы готовы тратить колоссальные денежные (и не только) ресурсы на поиск воды и жизни на других планетах, вместо того, чтобы обеспечить водой и жизнью тех кто в этом нуждается уже здесь и сейчас (это он говорил про африканские страны).

Сегодня в очередной раз слушал Нила Ди Грасса Тайсона и ему как раз задали аналогичный вопрос:
"Чтобы вы выбрали - решение проблем на Земле или переселение на другую планету?"
На что Нил ответил:
"Я бы выбрал оба варианта одновременно. Зачем выбирать или или? Если у нас достаточно ресурсов и технологий для переселения (терраформирования другой планеты), то нам их точно будет достаточно для восстановления Земли."

И всё-таки, именно Жака я поставил бы на первое место, среди величайших людей современности.

А ваш пресловутый Илон Маск, всего-лишь отличный ПиАрщчик, как и Тим Кук, как и Стив Балмер - все они одного поля ягоды - думают только лишь о выгоде и умеют отлично продавать чужие идеи за огромные деньги.
"Hexen":

Наука практическая и теоретическая это безусловно очень разные вещи и цели у них разные, но и выжны/нужны они обе. В суждении Жака о Стивене, как и о расстановке приоритетов в современных реалиях очень большая доля истины, думаю стоит сказать спасибо так любимой гонке вооружений, и постоянным спорам кто круче среди так и не поврослевших властьпридержащих мальчиков, которые готовы тратить тонны долларов и ресурсов на свои игры, зачастую совершенно впустую, уничтожать и обрекать на уничтожение тысячи людей, называть всё это серьёзным словом геополитика, вместо того чтобы улучшить жизнь здесь и сейчас, просто изменив столь диструктивный подход.

И всё-таки, именно Жака я поставил бы на первое место, среди величайших людей современности.
- ваша правда, не стану спорить, если бы хотя бы десятая часть его идей была воплощена в жизнь - это был бы существенный скачок вперёд для человечества и качества его жизни.
15.03.2018 в 14:40
Популяризатор науки да, как великий ученый под большим вопросом..
"SDV":


Срочно исправьте википедию, вам же можно верить, а ей нет

Один из наиболее влиятельных[32] и известных широкой общественности физиков-теоретиков нашего времени, один из основоположников квантовой космологии[33].

Основная область исследований Хокинга — космология и квантовая гравитация. Его главные достижения:

применение термодинамики к описанию чёрных дыр;
разработка в 1975 году теории о том, что чёрные дыры «испаряются» за счёт явления, получившего название излучение Хокинга;
Кроме того, в 1971 году в рамках теории Большого взрыва Хокинг предположил понятие микроскопических чёрных дыр, масса которых могла бы составлять миллиарды тонн и при этом занимать объём протона. Эти объекты находятся на стыке теории относительности (из-за огромной массы и гравитации) и квантовой механики (из-за их размера)[14].
"saaleb":

Я думаю вы не поняли, что скопировали. Википедия и пишет о том, что он "физик-теоретик", т.е. выдвинул много всяких теорий, но вы поищите сколько из низ были подтверждены.
Речь о том, что он хорош как популяризатор, но ценность его теорий все еще под вопросом.
15.03.2018 в 14:55
Отличный некролог.
15.03.2018 в 15:41
одни теории без доказательств, конкретно ничего.
15.03.2018 в 17:57
Великий был человек! Пусть земля ему будет пухом!
"xShaman":

откуда ты знаешь?
15.03.2018 в 18:14
Как же жаль... Был его фанатом... неужели больше не увидим новых серий по нейшенал... надо помянуть.
15.03.2018 в 18:45
Популяризатор науки да, как великий ученый под большим вопросом..
"SDV":


Срочно исправьте википедию, вам же можно верить, а ей нет

Один из наиболее влиятельных[32] и известных широкой общественности физиков-теоретиков нашего времени, один из основоположников квантовой космологии[33].

Основная область исследований Хокинга — космология и квантовая гравитация. Его главные достижения:

применение термодинамики к описанию чёрных дыр;
разработка в 1975 году теории о том, что чёрные дыры «испаряются» за счёт явления, получившего название излучение Хокинга;
Кроме того, в 1971 году в рамках теории Большого взрыва Хокинг предположил понятие микроскопических чёрных дыр, масса которых могла бы составлять миллиарды тонн и при этом занимать объём протона. Эти объекты находятся на стыке теории относительности (из-за огромной массы и гравитации) и квантовой механики (из-за их размера)[14].
"saaleb":

Молодец, копировать научился. Возьми с полки пирожок. Вопрос не в том, что он не был ученым. Вопрос в значимости его вклада в науку. В основном это теоретические выкладки, которые сейчас нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Хотя возможно он и прав. Другое дело, что он был сильно раскрученной личностью и широко известен общественности. Но это не делает его мнение истиной в последней инстанции. Есть масса других талантливых физиков теоретиков. Просто они не так известны и им не пришлось преодолевать трудности выпавшие на долю Хокинга. Человек он безусловно замечательный, волевой, умный. Мир потерял ещё одну личность, способную оказывать положительное влияние на общество.
15.03.2018 в 18:59
Великий ум! Пусть земля будет пухом!
Интересно было бы почитать статьи о ученых. Жак Фреско например.
"GROM_MC":

К сожалению о Жаке онлайнер вряд ли напишет. Жак умер год назад и мало кто об этом знает, мало вообще кто о нём знает, хотя он и был величайшим человеком современности. Я бы поставил его на первое место, по важности его суждений.
"Hexen":

Трудно не согласиться.
15.03.2018 в 19:20
И постигла же болезнь,за болезнью...
Жаль его.
15.03.2018 в 19:21
Великий ум! Пусть земля будет пухом!
Интересно было бы почитать статьи о ученых. Жак Фреско например.
"GROM_MC":

или Nikola Tesla
15.03.2018 в 19:41
Самые богатые люди обычно болваны. Один такой как-то спросил меня: «Раз вы такой умный, что же вы не разбогатели». Я ответил: «Раз вы такой богатый, что же вы не поумнели?».
15.03.2018 в 19:44
Для тех кто не знал его --- обязательно фильм про него посмотрите.
СИЛЬНЫЙ И УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
"77AFI77":

как называеться,в л.с если можно.
15.03.2018 в 20:36
А ведь он мог бы дожить до наступления технологической сингулярности, когда появились бы оцифровка сознания, либо медицина, способная воскрешать из могилы. Сейчас разумнее всего было бы поместить его в криостазис до лучших времён.
"andrevvv":
зачем?
15.03.2018 в 23:40
...и умер в день числа Pi ... 3.14 .... совпадение?....
16.03.2018 в 0:03
Это вам не вован с онлайнера))
16.03.2018 в 19:23
Единственная машина времени - это наш УМ! Живет только прошлым или будущим!
16.03.2018 в 19:35
нелепые коменты. отключить
16.03.2018 в 22:37
Что за безграмотность построения предложений???
"Наряду с гипотезами вокруг черных дыр Хокинга занимали более приземленные вещи вроде спасения человечества" - что занимали вещи?

"Ученый заявил, что проблема в краткосрочной перспективе — тот, кто контролирует ИИ, а в долгосрочном варианте — возможно ли вообще держать искусственный разум в узде." - и что с ним?
16.03.2018 в 23:07
Он нёс свои теории в массы, такие же,как и любой девятиклассник СССР, поэтому все и считали его посредственным учёным. Знал бы он, что всё не так...
17.03.2018 в 9:57
Считаю что Хокинг великий физик из-за его теорий о свойствах черных дыр. Мы живем во вселенной, где 96% - темная энергия и темная материя, о которых мы не знаем ничего, из своего 4-х мерного пространства мы не можем почти ничего узнать об остальных 7 измерениях (из 11 возможных). А в доступном нам мире черные дыры - пожалуй самые загадочные и необъяснимые объекты.
НО - что меня просто убивает, так это что "величайший ум" считает "спасением человечества переселение на другие планеты". Т.е. паразиты, сожравшие ресурсы родной планеты должны отправиться в космос и как чума погубить и их. Великий ученый, не может ответить на вопрос о цели существования человечества. Видимо потому, что для него он очевиден - неограниченно размножаться, потреблять ресурсы, развивать технологии что бы еще больше размножаться и больше потреблять. Только такой вывод я могу сделать из заявлений Хокинга о единственном варианте спасения человечества.
Может быть, это потому, что великому ученому была очевидна абсолютная невозможность что либо изменить в существующем положении дел? Что миллиарды малообразованных людей, неудовлетворенных своим уровнем жизни, так же как и отдельно взятого человека, невозможно убедить, переубедить или заставить ограничить свои аппетиты и желание неограниченно размножаться. Это справедливо даже для образованного состоятельного атеиста, а ведь есть еще люди, для которых важнее всего религия.
Мне вот как экологу кажется очевидным, что единственный способ спасения человечества, без всяких переселений на другие планеты (которые невозможны сейчас вряд ли будут возможны в ближайшем будущем) - это самодостаточное существование на Земле. И не надо путать с устойчивым развитием - это какое-то размытое понятие, которое на сегодняшний момент не позволяет решить имеющиеся проблемы. Под самодостаточным существованием я понимаю такой вариант, когда технологии позволят человечеству обеспечивать себя всем необходимым, с минимальным изъятием биологических ресурсов планеты, и без катастрофического влияния на ее экологию. Это возможно только если рост численности населения будет остановлен. Да вообще для начала нужно поставить цель достижения самодостаточности, и подчинить этой цели развитие. Осознать, что другие варианты слишком рискованны и обречены на провал. Сегодня единственная цель, стоящая перед людьми - рост экономики. Отдельно взятого государства или корпорации, предприятия или семьи. Для повышения уровня жизни - кто же от этого откажется. И на то, какой ценой это достигается, плевать. Нужно угробить планету - угробим. Нужно что бы кто-то был нищим - будет.
Конкуренция и спекулятивная экономика не подходят для решения других задач, кроме обогащения - за счет ресурсов, в том числе человеческих. Может для роста экономики и необходим прирост населения, но я считаю что решить экологические проблемы или проблемы голода и нищеты простым перераспределением ресурсов с оборонных бюджетов, как предлагал тот же Жак Фриске, нельзя. Это приведет к дополнительному росту населения. Наша цель улучшить уровень жизни? За счет каких ресурсов? Они заканчиваются. Продлить продолжительность жизни, достичь бессмертия? А что вы собираетесь есть и где жить? Ах да, на других планетах, а эта - только средство для достижения цели.
Развитие науки и технологий вместо решение главных проблем направлено на создание продуктов, которые можно продать, то мы продолжим катиться в пропасть, играю с новыми гаджетами. И надеясь, что что-то позволит нам взлететь вместо того чтобы разбиться.
Какие цели ставят перед собой лидеры ведущих стран? Безопасность, что бы спокойно дербанить ресурсы. Для чего ведутся войны, например в Сирии - Путин объясняет, что для восстановления стабильности в регионе. Во имя великих гуманистических идеалов и прав и свобод отдельного человека мы готовы угробить планету и само человечества. По моему, это искажение гуманизма и спекуляция. Нужно накормить голодных, но и от каждого человека, тоже что-то нужно - больше, чем не нарушать другого человека. А то получается, что у людей есть права, а вот об обязанности в чем-то себя ограничить мы и слушать не хотим.
Или кто-то будет возражать, при меньшей численности человечество могло бы прокормить себя меньшими ресурсами, что технологии позволяют нам сделать это на ограниченной площади, что изымать из биосферы можно было бы необходимый минимум, а не почти все, что обеспечить высокий уровень жизни проще меньшему количеству людей. И для этого не нужен фашизм или диктатура. Нужно только изменить ценности. Поставить цели и спланировать их достижение. Как говорил дьявол: "Что бы чем-нибудь управлять, нужно иметь план хотя бы на 1000 лет". Я что-то такого плана не вижу. И то что у нас творится такой пиздец, является главным подтверждением отсутствия мирового правительства, если б оно было, вряд ли допустило бы такое положение дел. А надо бы его создать, что бы прекратить мышиную возню отдельных государств.
Но то все очень сложно, человек - биологическое животное, его социальность не позволяет ему решать глобальные проблемы. Видимо это было очевидно Хокингу.
17.03.2018 в 10:41
"Популяризатор науки да, как великий ученый под большим вопросом.."
Согласен, математический фантаст. Есть фантастика художественная, основывающаяся на образах, а Хокинг занимался фантастикой в основу которой положены числовые зависимости.
17.03.2018 в 11:03
А, еще забыл упомянуть ИИ. Если удастся создать действительно искусственный разум, то очевидно он сможет додуматься до способа решения оговоренных в предыдущем комменте проблем. Угадайте каким способом, если даже Б-г не стал заморачиваться и решил что всемирный потоп подходит лучше всего (верующим привет!). Что бы избежать проблем, ИИ нужно сразу зомбировать на то как срубить бабла, или он должен быть изначально ограниченным (т.е. дебильным). Согласен с Хокингом - однозначно ИИ нужно бояться. Кто захочет с людями цацкацца, поддерживать существование причин проблем вместо их решения.
И вот еще что - по поводу всеобщего благополучия. Похоже, что индивидуальное выживание - это единственный стимул шевелиться для людей. Т.е. когда на родной планете ппц, мы очень хотим переселиться на другие. А если в идеальном будущем людям дать все о чем они мечтают, не факт что они не начнут с жиру беситься и бесоебить пожестче нынешнего. Т.е. кардинальное решение экологических, экономических, политических и социальных проблем может грозить крахом цивилизации. И сегодня единственным рычагом для создания стимула прогресса является экономика. Только потребительская экономика работает сама на себя, а идеально отлаженная экономика освободит человека от необходимости рабского труда ради выживания, и захотят ли тогда люди лететь на другие планеты и терраформировать их (даже если технологии позволяют), если им и на родной будет неплохо.