Буквально недавно прогремела новость о том, что народный банк Китая признал привлечение финансирования путем размещения токенов (ICO) незаконным. В Эстонии банки не открывают счета иностранным компаниям, не имеющим никакой связи с этой страной, кроме регистрационного адреса, что несколько нивелирует популярный инструмент электронного резиденства. Сможет ли Беларусь стать Меккой для ИТ-сектора в связи с принятием Декрета о ПВТ 2.0 и как обстоят дела на данный момент? Давайте рассмотрим более подробно.
Ключевым нормативным правовым актом, который регулирует деятельность в рамках ПВТ на данный момент, является Положение о Парке высоких технологий, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 №12 «О Парке высоких технологий».
В качестве резидентов ПВТ могут быть зарегистрированы юрлица и ИП Республики Беларусь, которые подали в администрацию Парка заявление по установленной форме, копии корпоративных документов (устава и/или свидетельства о госрегистрации) с предъявлением их оригиналов, а также бизнес-проект, планируемый к реализации в качестве резидента ПВТ.
При этом для резидентов ПВТ установлен ограниченный перечень видов деятельности, которую они вправе осуществлять в рамках предоставленного им статуса. К разрешенным видам деятельности относятся разработка программных продуктов и аутсорсинг IT-услуг, следовательно, на данный момент продуктовые IT-компании не могут выступать в качестве резидентов ПВТ. Другими словами, для белорусского ПВТ версии 1.0 характерна аутсорсинговая модель работы его резидентов: по статистике администрации ПВТ, 91,9% производимого в Парке программного обеспечения идет на экспорт. Именно этим и обусловлена причина открытия в белорусском ПВТ центров разработки (R&D центров), в том числе и иностранными компаниями, вместо открытия операционных компаний, которые, как правило, функционируют за границей (и зачастую зарегистрированы в государствах, где налоговая нагрузка существенно ниже, чем в Беларуси вне ПВТ).
Отметим, что сейчас резиденты ПВТ в принципе не могут напрямую выступать в качестве паблишеров собственных разработок в таких популярных интернет-магазинах приложений, как AppStore, PlayMarket и Microsoft Store. Причина — строгость законодательства в сфере валютного контроля и специфики налогообложения подобных операций, в которые вовлечен посредник-нерезидент.
Очевидно, что на сегодняшний день режим ПВТ, несмотря на свою налоговую привлекательность, подходит не всем IT-компаниям. Особенно если IT-компания не готова отдельно выделять центр разработки и отдельно вести всю иную деятельность, связанную с продвижением и реализацией полученного продукта конечному потребителю.
Немного сухой статистики: на данный момент резидентами ПВТ выступают 180 компаний и всего 1 индивидуальный предприниматель, в то время как только за прошедшие восемь месяцев 2017 года в Беларуси было зарегистрировано 29 529 субъектов хозяйствования (6784 юридических лица и 22 745 индивидуальных предпринимателей).
Вместе с тем уже сегодня льготный режим, который предоставляется резидентам ПВТ, может использоваться юридическими лицами Республики Беларусь, не являющимися резидентами Парка, но реализующими (планирующими реализовать) бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий по направлениям деятельности Парка. Причем деятельность этих компаний может не ограничиваться только лишь разработкой ПО и IT-аутсорсингом.
Для этих целей необходимо зарегистрировать планируемый к реализации (или уже реализуемый) проект в ПВТ.
Процедура регистрации бизнес-проектов для нерезидентов ПВТ заключается в следующем. В администрацию Парка необходимо подать пакет документов, включающий в себя заявление по установленной форме, копии корпоративных документов (устава и/или свидетельства о госрегистрации) с предъявлением их оригиналов, сам бизнес-проект, а также расчет числа работников, непосредственно участвующих в реализации (необходимых для реализации) бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий. Последний расчет необходим, так как доход работников, непосредственно участвующих в реализации зарегистрированного бизнес-проекта, полученный от нерезидента по трудовому договору (контракту), будет облагаться по ставке подоходного налога с физических лиц в размере 9%, а не 13%.
Планируется, что, кроме собственно продуктовых компаний, резидентами ПВТ смогут стать:
Из приведенного выше перечня явно следует, что большое число компаний, для которых на сегодняшний день доступ в резиденты ПВТ закрыт, смогут получить этот статус и использовать льготный режим резидента.
Такое расширение допускаемых к осуществлению резидентами ПВТ видов деятельности не только количественно, но и качественно расширит круг компаний — резидентов Парка. Так, в приобретении статуса резидента Парка станут заинтересованы не только те IT-компании, которые работают по классической модели аутсорсинга, но и многие другие, которые на данный момент рассредоточены по всему миру (например, те же криптобиржи из Китая, где ICO было признано вне закона, cмогут релоцироваться в Беларусь). Кроме того, такое расширение может стимулировать реальный сектор экономики к реализации высокотехнологичных проектов, связанных не только лишь с разработкой ПО, но и, к примеру, с привлечением инвестирования через инструмент ICO.
Если инициативы Декрета о ПВТ 2.0 будут приняты без существенных изменений, то это станет действительно революцией мирового масштаба, так как подобные условия для ведения IT-бизнеса не имеют аналогов в мире. Наоборот, можно говорить о тенденции к ужесточению регулирования IT-related деятельности с помощью уже известных институтов. К примеру, Американская Комиссия по биржам и ценным бумагам (SEC) в США не так давно приняла решение, что сделки с токенами-securities должны регистрироваться как обычные сделки с ценными бумагами. Участники незарегистрированных сделок будут нести ответственность за нарушение законодательства о ценных бумагах, а биржи, торгующие такими активами, тоже должны быть официально зарегистрированы (как биржи). В Китае, как уже отмечалось, ICO было вовсе признано незаконным.
Однако очевидно, что инструмент ICO не стал бы таким популярным сегодня, если бы компаниям было удобно пользоваться классическим инструментом IPO. А именно к последнему SEC фактически принуждает компании и инвесторов в США, уравнивая ICO и IPO в порядке осуществления и условиях оформления сделок. В силу принятия подобных заградительных мер утрачивается сам смысл проведения ICO — быстрое и простое привлечение финансирования, которое не регулируется особым образом. Безусловно, это высокорисковая деятельность, однако она сопряжена и с возможностью получения высокого дохода в будущем.
С учетом того что режим ПВТ уже и на данный момент достаточно привлекателен для большого количества IT-компаний, ожидается, что новые льготы существенно увеличат число резидентов Парка.
Но станет ли Беларусь в действительности восточноевропейским Сингапуром, покажет только время и официально опубликованная версия Декрета о ПВТ 2.0.
Юридические услуги в сервисе Onliner.by
Читайте также: