«Будущее уже сегодня»: к вопросу об инвестиционных и венчурных фондах
4952
22
18 августа 2017 в 10:18
Источник: Анастасия Быковская, юрист адвокатского бюро "Степановский, Папакуль и партнеры"
«Будущее уже сегодня»: к вопросу об инвестиционных и венчурных фондах

Возможно, в скором будущем из Беларуси вырастет большая IT-страна, которая будет определять развитие новых технологий как минимум в восточноевропейском регионе. Во всяком случае, в сети активно обсуждается проект нового декрета о ПВТ, основные положения которого размещены на сайте журнала «Юрист». В документе среди прочего говорится о беспилотных автомобилях, криптовалютах, блокчейне и стартапах. Вместе с экспертами адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Onliner.by детально разбирает важнейшие положения проекта декрета.

Как анонсируют СМИ, декрет создаст условия для прихода в Беларусь инвестиционных и венчурных фондов. Сегодня рассмотрим, какие варианты привлечения финансирования в стартапы предлагает белорусское законодательство.

Почему иностранный инвестор может отказаться от идеи вложить инвестиции в высокорисковый проект в Беларуси? Ответ на этот вопрос очевиден: незащищенность инвестиций, сложные способы защиты в случае нарушения прав инвестора, отсутствие привычных и понятных иностранному инвестору механизмов финансирования и соответствующей правоприменительной практики.

Система белорусских инвестиционных и венчурных организаций еще не сформирована, хотя определенные шаги в этом направлении уже были предприняты. В том числе в вопросах правового регулирования. Рассмотрим подробнее.

Венчурные организации

Белорусское законодательство прямо предусматривает деятельность венчурных организаций — коммерческих организаций, предмет деятельности которых состоит в финансировании инновационной деятельности следующими способами:

  • финансирование венчурных проектов через покупку акций/долей и целевые займы;
  • передача оборудования, необходимого для венчурного проекта;
  • создание юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;
  • приобретение имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и их последующая передача исполнителям венчурных проектов;
  • оказание управленческих, консультационных и иных услуг исполнителям венчурных проектов.

Фото: Greybrook Capital

Это предусмотрено Законом Республики Беларусь от 10.07.2012 №425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».

При этом по умолчанию любая коммерческая организация, финансирующая инновационную деятельность, не признается венчурной организацией. Венчурная организация должна быть зарегистрирована Государственным комитетом по науке и технологиям в качестве субъекта инновационной инфраструктуры.

Что дает статус венчурной организации? Этот статус позволяет организации пользоваться льготами, предусмотренными законодательством. Например, дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные инновационными организациями венчурным организациям, не подлежат обложению налогом на прибыль, а иностранная валюта, полученная венчурными организациями от реализации товаров/работ/услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, не подлежит обязательной продаже.

Инвестиционные фонды

Что касается инвестиционных фондов, то в июле 2018 года вступит в силу новый акт, регулирующий их деятельность, — Закон об инвестиционных фондах.

По сути инвестиционный фонд — это объединение денежных средств его вкладчиков для дальнейшего совместного инвестирования.

Фото: Medium

Закон определяет правовое положение инвестиционных фондов (акционерных и паевых), регулирует деятельность, порядок реорганизации и прекращения их существования, регулирует эмиссию и обращение ценных бумаг инвестиционных фондов, а также многие другие вопросы, связанные с деятельностью инвестиционных фондов.

Деятельность инвестиционного фонда осуществляет управляющая организация — доверительный управляющий имуществом инвестиционного фонда, прошедший специальную государственную аккредитацию.

В итоге законодательство Республики Беларусь уже достаточно давно развивается в направлении создания новых инструментов инвестирования, но для финансирования белорусских проектов все еще приходится обращаться к иностранным юрисдикциям.

Фото: The Next Web

Пока нет информации о том, какое новое регулирование будет содержать в себе Декрет о ПВТ 2.0 в отношении инвестиционных и венчурных фондов. Вероятно, нововведения могут коснуться как статуса и деятельности национальных фондов, так и привлечения средств иностранных инвестиционных и венчурных организаций — через предоставление им более надежных условий финансирования белорусских стартапов. В том числе, через отмену субсидиарной ответственности по долгам резидентов ПВТ.

Несколько слов о субсидиарной ответственности

Почему отмена субсидиарной ответственности в случае банкротства резидента ПВТ позитивно повлияет на приход иностранных инвесторов на белорусский IT-рынок?

Согласно законодательству (Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 №415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)») собственники, руководитель и иные лица, имеющие право давать обязательные указания либо иным образом определять действия юридического лица, несут субсидиарную ответственность в том случае, если банкротство юридического лица было вызвано этими лицами. Практика сложилась таким образом, что к субсидиарной ответственности массово привлекают и собственников бизнеса, и его руководителей, причем на сумму всей непогашенной задолженности перед кредиторами.

Фактически судебная практика показала, что в Беларуси к субсидиарной ответственности привлекают по такому принципу, что сам факт банкротства организации уже подтверждает, что собственники и руководитель вызвали его наступление, не предприняв достаточных мер для его предупреждения.

В IT-сфере ситуация с субсидиарной ответственностью усугубляется. Вкладывая деньги в изначально рисковый проект, который с высокой вероятностью может не реализоваться, инвестор, получив долю в белорусской компании, может не только потерять все вложенные средства, но и быть привлечен к субсидиарной ответственности. Безусловно, это дополнительный барьер в поиске финансирования.

Тем не менее важно помнить: даже если Декрет о ПВТ 2.0 отменит субсидиарную ответственность в случае банкротства резидентов ПВТ, преднамеренное банкротство и неправомерные деяния при принятии мер по предупреждению банкротства останутся наказуемыми согласно уголовному и административному законодательству.

Юридические услуги в сервисе Onliner.by

Читайте также:

Источник: Анастасия Быковская, юрист адвокатского бюро "Степановский, Папакуль и партнеры"
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
18.08.2017 в 10:27

Сколько разговоров о "Декрете о ПВТ 2.0" , но терзают смутные сомнения в конечной реализации. Как грицца гладка было на бумаге...

13
Лучший комментарий
18.08.2017 в 10:27

Сколько разговоров о "Декрете о ПВТ 2.0" , но терзают смутные сомнения в конечной реализации. Как грицца гладка было на бумаге...

18.08.2017 в 10:30
Сколько разговоров о "Декрете о ПВТ 2.0" , но терзают смутные сомнения в конечной реализации. Как грицца гладка было на бумаге...
vasil123

потому что мы привыкли, что в конечно реализации у нас всё хромает. местами может и хорошо описываются какие-то вещи, но когда доходит до реализации или исполнения решений, законов, указов, начинаются костыли, изоленты и ад мглы. короч, у вас очень оправданные сомнения. посмотрим вот на это всё.

18.08.2017 в 10:52
Сколько разговоров о "Декрете о ПВТ 2.0" , но терзают смутные сомнения в конечной реализации. Как грицца гладка было на бумаге...
vasil123

Потому как критику кое-кто не могут воспринимать, и ошибки свои не признают. А без ошибок, как известно, невозможно, ибо не ошибается тот, кто ничего не делает. И это главная проблема.

18.08.2017 в 10:55
Сколько разговоров о "Декрете о ПВТ 2.0" , но терзают смутные сомнения в конечной реализации. Как грицца гладка было на бумаге...
vasil123

Потому как критику кое-кто не могут воспринимать, и ошибки свои не признают. А без ошибок, как известно, невозможно, ибо не ошибается тот, кто ничего не делает. И это главная проблема.

descriptor

сказал, как боженька молвил

18.08.2017 в 11:01

Самое ржачное, что те, кто пишет эти законы, едва ли понимает, как работает эта индустрия... Если есть цель создать лучшие в мире условия для всего вышеописанного, то сделать это, конечно же, можно, но только это никак не будет укладываться в концепцию "островок стабильнасьци", "государство для народа" и т.д. Просто придется взять и выгнать в шею всех дармоедов, бездарей, приспособленцев, подхалимов и прихлебателей из госаппарата (по крайней мере из той его части, которая тесно связана с отраслью) Т.е. тут не получится просто взять, монополизировать и греть руки, как, например, в игорном бизнесе...

18.08.2017 в 11:04

Узбогойтесь, для этого пока даже нет и предпосылок.

18.08.2017 в 11:18

Работа проделана колоссальная, но на моей памяти уже и Конституция переписывалась, и даже в новой редакции не соблюдалась

18.08.2017 в 11:51

банальный бред. Типа как телушка в сарае втирает хозяину про перспективы ИТ-сарая. Хозяин слушает про субсидиарную ответственность, кивает головой и представляет телячую отбивную.

18.08.2017 в 11:54
Статья ни о чем. Онлайнер, давай я тоже воды налью, а ты мне - гонорар.
seven-s

Совершенно верно. Ни о чем. Обсуждают положения декрета, которого еще никто в глаза не видел. Что может быть глупее.
Похоже целью статьи стало в очередной раз упомянуть "айти-страну". Этот миф усиленно внедряется в головы обывателя лоббистами ПВТ и "своими" изданиями. Создается скрытое давление на чиновников с целью лоббирование принятия очередной порции плюшек для айтишников

18.08.2017 в 12:09

Не тот у нас климат

18.08.2017 в 12:16
Фактически судебная практика показала, что в Беларуси к субсидиарной ответственности привлекают по такому принципу, что сам факт банкротства организации уже подтверждает, что собственники и руководитель вызвали его наступление, не предприняв достаточных мер для его предупреждения.

Почему тогда небыло ни одного судебного процесса над правительством страны - если с каждым годом всё больше фактов того, что зарплаты на жизнь не хватает и грабят народ резкими обвалами белорусского рубля? Или к венчурнуму правительству это не относится?

18.08.2017 в 12:59

Перед тем как комментить эту статью, истинный онлайнеровский комментатор должен, как и я, сначала открыть ссылку:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%87%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4

18.08.2017 в 13:37

В стране нормально работать может только то, чего власти не касались.

18.08.2017 в 13:47

Для инвестора что главное?
Главное - ногу на ногу не закидывать. Это влечет ответственность вплоть до уголовной.

18.08.2017 в 18:36

IT не загонишь в рамки заводского расписания, не проконтролируешь все деньги, которые там обращаются, не поставишь там политрука.
Там собралась интеллектуальная элита, которая мыслит иными категориями, чем хотелось бы... Ну, чем кому-нибудь хотелось бы.
Как вы думаете, сколько будут у нас "развивать IT", прежде, чем поймут, что "яйцеголовыми айцишниками" сильно не покируешь?
Ой, боюсь, ненадолго этот декрет.

18.08.2017 в 19:19

Подытожу сию замечательную статью.
Та часть читателей онлайнера, которая ни в чем не разбирается, но гонится за лайками тупо не догоняет чтоб такого написать, чтобы хватануть лайков, а та часть, которая имеет могз и понимает что статья ни о чем тупо не догоняет - "а нахрена было вообще эту муть писать"?

18.08.2017 в 20:50
Самое ржачное, что те, кто пишет эти законы, едва ли понимает, как работает эта индустрия... Если есть цель создать лучшие в мире условия для всего вышеописанного, то сделать это, конечно же, можно, но только это никак не будет укладываться в концепцию "островок стабильнасьци", "государство для народа" и т.д. Просто придется взять и выгнать в шею всех дармоедов, бездарей, приспособленцев, подхалимов и прихлебателей из госаппарата (по крайней мере из той его части, которая тесно связана с отраслью) Т.е. тут не получится просто взять, монополизировать и греть руки, как, например, в игорном бизнесе...
Nishtyachok

Что такое, чёрный воронок под кроватью мерещится?
Вообще, да, они понимают эту индустрию, т.к. все согласовывалось с топами ИТ-компаний, которые как раз и подкидывали идеи. Эти законы принимают люди, которые и создали ПВТ, и надо быть либо провокатором, либо [censored], чтобы не понимать этого.
Единственное, что полностью без контроля любую сферу оставить нельзя, это вопрос нац. безопасности, т.к. под шумок какой-нибудь """инвестор""" додумается направить деньги на финансирование отечественных любителей иностранных грантов.

18.08.2017 в 21:49
Статья ни о чем. Онлайнер, давай я тоже воды налью, а ты мне - гонорар.
seven-s

Совершенно верно. Ни о чем. Обсуждают положения декрета, которого еще никто в глаза не видел. Что может быть глупее.
Похоже целью статьи стало в очередной раз упомянуть "айти-страну". Этот миф усиленно внедряется в головы обывателя лоббистами ПВТ и "своими" изданиями. Создается скрытое давление на чиновников с целью лоббирование принятия очередной порции плюшек для айтишников

small_hadgehog

Поржал... снимите розовые очки.
В этой стране чиновникам плевать на народ, на какие-то статейки, на чье-то мнение, и давить на них можно только двумя способами:
1. вышестоящим начальником.
2. пачкой баксов.

19.08.2017 в 0:01
Возможно, в скором будущем из Беларуси вырастет большая IT-страна

вангую, что нет :)

19.08.2017 в 2:48

Надеюсь, что АГ расслабит хомуты и даст развить страну... Сейчас столько препонов...

19.08.2017 в 2:53

Я еще помню, как всех GSMщиков задавил... Тогда 1м Инженером работал на Нокию... Ремонтировал и проектировал... Эх((((

19.08.2017 в 2:53

Поэтому за рубежом и работаем!