«Будущее уже сегодня»: пополнят ли IT-компании ряды вузов страны?

9314
04 сентября 2017 в 14:52
Источник: Надежда Хаданович, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

«Будущее уже сегодня»: пополнят ли IT-компании ряды вузов страны?

Источник: Надежда Хаданович, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Возможно, в скором будущем из Беларуси вырастет большая IT-страна, которая будет определять развитие новых технологий как минимум в восточноевропейском регионе. В сети активно обсуждается проект нового декрета о ПВТ, в котором среди прочего говорится о беспилотных автомобилях, криптовалютах, блокчейне, стартапах и многом другом. Вместе с экспертами адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Onliner.by детально разбирает важнейшие положения проекта декрета. Сегодня поговорим об IT-образовании.

Совсем недавно прозвенели первые звонки и соцсети заполнились фотографиями счастливых (и не очень) родителей с детьми, спешащими на школьные линейки. Студенты вернулись в альма-матер, и начался новый учебный год. Но еще раньше, в августе, появилось немалое количество новостей о грядущих изменениях в системе образования, в частности о возвращении к 5-балльной системе, переносе начала занятий на 9:00 и так далее.

Фото: Максим Малиновский

Одним из планируемых изменений является и расширение образовательной деятельности, которая осуществляется в рамках ПВТ и в IT-сфере в целом. Казалось бы, в этом нет острой необходимости: переучиться на айтишника или пойти в айти сегодня не составляет большого труда. На рынке есть масса курсов, которые позволяют получить навыки в сфере информационных технологий, начиная от собственно программирования и заканчивая бизнес-анализом. И все-таки инициативы проекта Декрета о ПВТ 2.0 решили затронуть эту сферу. Разберемся в причинах и последствиях.

В чем заключается настоящая проблема?

На данный момент IT-компании достаточно активно сотрудничают с ведущими техническими вузами страны, например c БГУИР. Тем не менее существующая на сегодняшний день система образования и преподавания часто не отвечает потребностям будущей практической деятельности, так как образование является скорее фундаментальным, нежели практикоориентированным. В этом заключается и глобальная проблема белорусского образования в целом.

Фото: Алексей Матюшков

Обучение ведется на русском языке, в то время как программирование само по себе предполагает написание кода латиницей, не говоря уже о том, что некоторые книги и пособия в принципе издаются именно на английском языке, а только затем (и то не всегда) переводятся на русский. Аналогично и многие популярные сервисы для программистов являются в первую очередь англоязычными. Например, такая популярная система вопросов и ответов о программировании, как StackOverflow, изначально существовала только на английском.

Эти проблемы формально решаются проведением профильных курсов различными IT-компаниями. В ПВТ на данный момент функционирует отдельный образовательный центр, зачисление на большую часть образовательных программ которого предполагает успешное прохождение предварительного тестирования, включая тест на знание английского языка. Своими тренингами достаточно широко известна и компания EPAM (функционирует совместная лаборатория БГУИР-ЕПАМ), причем тренинги проводятся бесплатно.

Вместе с тем действующая редакция Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 №12 «О Парке высоких технологий» (далее — Положение о ПВТ), не предусматривает IT-образование в качестве одного из осуществляемых или планируемых к осуществлению видов деятельности резидента ПВТ.

При этом ч. 2 п. 21 Положения о ПВТ устанавливает, что резидент Парка высоких технологий не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные данным Положением, а равно и получать выручку (доход) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), предоставления в пользование имущества и объектов интеллектуальной собственности, не связанную с осуществлением таких видов деятельности. В случае нарушения данного запрета резидент ПВТ может быть лишен своего статуса.

Почему же тогда курсы IT-компаний существуют и активно набирают новых слушателей? Все дело в том, что обучение, которое проводится на подобных IT-курсах, не является по своей сути образовательной деятельностью как лицензируемым видом деятельности.

Образовательная деятельность на данный момент является одним из лицензируемых видов деятельности в Республике Беларусь (лицензирование осуществляет профильное министерство — Министерство образования). Лицензируемая деятельность включает в себя подготовку кадров с высшим образованием, а также переподготовку и повышение квалификации руководящих работников и специалистов с высшим и средним специальным образованием. Перечень лицензионных требований и условий достаточно существенный: наличие учебных планов по каждой специальности, учебно-тематических планов по каждому профилю образования, направлению образования при повышении квалификации; соответствие материально-технической базы требованиям, установленным нормативными правовыми актами, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов и др.

Как следствие, резиденты ПВТ формально и не осуществляют образовательную деятельность. Именно поэтому сертификаты и свидетельства об успешном окончании IT-курсов не имеют силу документов об образовании. Более того, на такую деятельность не распространяются требования, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Так, например, для целей переподготовки руководящих работников и специалистов разработаны специальные образовательные стандарты, которые должны быть положены в основу типового учебного плана по специальности переподготовки. Такие образовательные стандартны разработаны и для некоторых популярных IT-специальностей, к примеру, по специальности 1-40 01 74 Web-дизайн и компьютерная графика (ОСРБ 1-40 01 74-2012). Желающие пройти программу переподготовки по данной специальности должны иметь высшее образование. Более того, установлена следующая продолжительность обучения по данной специальности:

  • 10,5 месяца в очной (дневной) форме получения образования;
  • 16 месяцев в очной (вечерней) форме получения образования;
  • 20 месяцев в заочной форме получения образования.

IT-курсы, как правило, проводятся в вечерней форме получения образования, однако их продолжительность редко превышает 4 месяца. Это опять же свидетельствует о том, что IT-курсы имеют не много общего с образовательной деятельностью в том формате, в каком она лицензируется.

Зачем администрация ПВТ хочет себе функции Минобразования?

Из приведенного выше анализа видно, что действующий порядок осуществления образовательной деятельность не совсем соотносится с тем, что реально происходит на рынке IT-образования на данный момент. При этом основным ресурсом IT-компаний являются именно сотрудники и их набор навыков и компетенций, качественное развитие которых возможно только при наличии действенной системы обучения. В настоящее время именно система как таковая отсутствует. Из этого порой возникает и предвзятое отношение работодателей к тем или иным IT-курсам, недостаточная продуманность и эффективность таких курсов.

Как правило, курсам удается удовлетворить потребность в практикоориентированном обучении, однако одно только лишь прохождение курсов не позволит получить знания на фундаментальном уровне, к примеру на уровне понимания того же объектно-ориентированного программирования. Последнее, в принципе, может быть не до конца понятно кодеру-джуниору, а вот девелоперу, который является «архитектором» проектов, его понимание жизненно необходимо.

Минобразования, оставаясь профильным министерством в сфере образования, но не являясь непосредственным потребителем IT-кадров, не всегда видит и понимает те проблемы, которые существуют в белорусском IT-образовании на данный момент. Как следствие, передача функций в сфере IT-образования администрации ПВТ сможет позволить, к примеру, быстро изменять учебные программы и адаптировать их под нужды и запросы работодателей.

Представляется, что IT-образование в варианте Декрета о ПВТ 2.0 все-таки получит универсальный характер, то есть обучающимся будут выдаваться документы об образовании, которые будут носить универсальный характер и будут приниматься вне зависимости от того, какая именно из компаний-резидентов ПВТ проводила обучение.

Что даст подобное развитие системы IT-образования?

Закладываемые Декретом о ПВТ 2.0 изменения в сфере IT-образования позволят IT-обучению приобрести необходимую системность и бóльшую универсальность. Прежде всего, IT-компаниям, являющимся резидентами ПВТ, будет предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, что на данный момент де-факто запрещено (именно как деятельность по подготовке и/или переподготовке специалистов по IT-специальностям). Помимо этого, передача Администрации ПВТ функций Минобразования в сфере IT-образования позволит не только в «ручном режиме» регулировать учебные программы, но и определять наиболее востребованные профессии, чтобы не допускать «кадрового голода» у компаний — резидентов ПВТ (по аналогии с тем, как цифры приема в вузы будут определять Минтруда и Минэкономики).

Хочется верить, что подобные новшества в сфере IT-образования позволят желающим «уйти в айти» не просто изучить отдельные модули и курсы, но и пройти полный цикл переподготовки специалиста с получением новой, востребованной рынком IT-специальности.

Юридические услуги в сервисе Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by