«Проще вложиться в ларек, торгующий пирожками, чем в IT-стартап». Белорусские «айтишники» рассказали о проблемах

23 января 2017 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: impossible.works, Алексей Матюшков, Егор Курьянович, cliparts.co

«Проще вложиться в ларек, торгующий пирожками, чем в IT-стартап». Белорусские «айтишники» рассказали о проблемах

Автор: Ян Альшевский. Фото: impossible.works, Алексей Матюшков, Егор Курьянович, cliparts.co

Мы уже не раз поднимали вопрос популярности стартап-движения в Беларуси. Правда, есть одно «но», на которое мало кто обращает внимание: в том или ином виде компании подобного типа или специалисты-одиночки существуют давно, просто сейчас к ним проявляют повышенный интерес. Стартапы имеют общие черты с «интернетом вещей» — Internet of Things, или IoT. По большому счету IoT — это давно известное межмашинное взаимодействие (M2M, Machine-to-Machine), но поданное «под правильным соусом».

Еще в 2012 году в интервью Onliner.by основатель агентства Red Graphic Сергей Осипов отметил, что в Беларуси бума стартапов не наблюдалось, феномен обошел нас стороной. Спустя почти пять лет можно сказать: нет, стартапы все же добрались сюда, но с отставанием. Что для этого потребовалось? Появление громкого проекта, который заявил о Беларуси на весь мир. Можно предположить, что тот же MSQRD реализовался в первую очередь за счет своих собственных сил. А уж потом о нем заговорили на всех уровнях. Тут стоит отметить, что до него были и другие, но их воспринимали как исключение из правил.

Внезапно оказалось, что среди белорусов много талантливых людей, которые давно и упорно работают и чего-то добиваются. О них стали говорить чаще — ведь это наш интеллектуальный потенциал, реклама страны как источника умных, инициативных людей. Определенный «хайп», который случился в Беларуси вокруг стартапов, обладает как позитивными, так и негативными чертами. Согласно оценкам экспертов, «выстреливает» около 1% от общего количества тех, кто называет себя стартапом. Сейчас таких компаний появляется все больше, но и отбор становится жестче.

Мы побеседовали с представителями нескольких стартапов, которые рассказали о том, какие сложности им приходится преодолевать. Это не нашумевшие приложения или сервисы, а начинающие, растущие проекты из «разных весовых категорий». Добьются они большего или нет, покажет время.


Один из наших собеседников, Егор Курьянович, занимается со своей командой созданием и развитием платформы для малого бизнеса. Она объединяет набор сервисов, с помощью которых можно наладить процесс взаимодействия с клиентом, не обладая для этого значительными ресурсами. Речь о конструкторе сайтов, умном чате и платежной платформе. На рынке можно найти отдельные составляющие, однако белорусы решили объединить несколько продуктов в единое целое. Егор озвучил характерные проблемы и попытался найти способы их преодоления.

«Думаю, у стартапов такие же проблемы, как и у любого другого белорусского бизнеса. Единственное отличие в том, что стартап имеет определенную инновационную составляющую. В зависимости от тематики это приводит к появлению специфических проблем.

Самая большая сложность — незнание рынка. Когда у молодого предпринимателя появляется идея, он не способен оценить, нужно его решение или нет. Простейший способ узнать ответ на вопрос, насколько хороша идея, — поговорить с экспертом. С кем-то, кто работает в данной области. Правда, многие бизнесмены избегают публичности, а некоторые и вовсе боятся конкуренции со стороны стартапов», — пояснил Егор.

В то же время, по его словам, в сфере IT дела обстоят куда лучше, чем в реальном секторе: при желании можно вживую послушать основателей других технологических компаний (в Минске регулярно проходят профессиональные мероприятия), наладить контакт с тем, кто смог построить работающий и успешный стартап. «Одна такая встреча может сэкономить годы на пути к успешному бизнесу», — уверен наш собеседник.

«Когда в 2009 году я занимался своим первым проектом, в Минске было ровно два ивента, где можно было рассказать о продукте. Сейчас мероприятия проходят чуть ли не каждый день, но ситуация с инвестициями все еще остается сложной — люди не готовы вкладываться в инновационные проекты. Проще вложиться в киоск, торгующий пирожками: там можно точно просчитать бизнес-план и получить свои 30% выгоды.

Нам предлагали все что угодно, кроме денег: начиная от бесплатного офиса в Щемыслице и заканчивая отделом продаж в аренду. На самом деле, как и со стартап-ивентами, ситуация с венчурными инвестициями постепенно налаживается. Думаю, через каких-то пару лет можно будет легко пройтись по местным фондам и найти деньги на перспективный проект. В конце прошлого года, например, объявили о создании сразу нескольких таких фондов», — говорит Егор.

По мнению молодого человека, стартапы вынуждены работать в законодательном вакууме или по схеме, которая не была предусмотрена. В итоге типовые советы и процедуры организации работы часто просто не подходят. Речь о налоговой инспекции, надзорных органах и так далее. А добиться того, чтобы к стартапам прислушались, сложно.

От запутанного законодательства страдают и клиенты стартапов, считает собеседник. «В стране существует закон №60, в котором четко сказано, что все юрлица должны размещать сайты внутри страны, а все сайты должны быть зарегистрированы в БелГИЭ. Выходит, что зарубежные конструкторы запрещены. Но когда мы рассказываем об этом клиентам и предупреждаем, что они нарушают закон, им кажется, что мы угрожаем», — отмечает Егор. Что делать? Прислушиваться к молодому поколению IT-бизнесменов.


Еще одним нашим собеседником стал Владислав Левицкий. Его сервис также ориентирован на интернет, но, как говорит Владислав, имеет некоторую социальную направленность. По этой причине проблемы, с которыми приходится сталкиваться его команде, отличаются от тех, что характерны для платформы Егора. Таким образом, это два примера из разных «весовых категорий», с их планами и перспективами.

Владислав разрабатывает приложение, которое должно отвлечь человека от компьютера или смартфона. Да, звучит странно — программа для мобильника, чтобы отвлечь от мобильника. Но как иначе можно достучаться до современной молодежи, уткнувшейся в экраны своих девайсов?

Целью сервиса является организация совместного времяпрепровождения в составе новой или уже устоявшейся компании — сходить поиграть в футбол, вместе заглянуть в клуб и так далее. Предполагается, что инициаторами событий станут другие пользователи приложения. С нашей точки зрения, основным конкурентом платформы являются социальные сети, однако Владислав уверен в перспективности сервиса. «Мы придумали приложение, так как сами столкнулись с проблемой организации свободного времени и не нашли аналогов», — пояснил программист.

«Первая рабочая версия в Беларуси уже запущена, в данный момент сервис обкатывается», — добавил собеседник. Затем команда на базе обратной связи от пользователей намерена доработать ПО. Что касается преград на пути разработчиков, то они, считает Владислав, связаны в основном с технической стороной дела.

«Я бы не сказал, что Беларусь может похвастаться развитым стартап-сообществом, однако происходящие в последнее время изменения налицо. То же приложение MSQRD, приобретенное компанией Facebook, или Maps.me, принадлежащее теперь Mail.ru Group, являются показателями того, что страна идет в нужном направлении.

Мы получили первые инвестиции в проект для его доработки и обкатки в Беларуси. В дальнейшем, на этапе масштабирования приложения, возникнет необходимость в финансировании — мы намерены выходить в Россию, страны СНГ и Европу уже весной — летом. Пока ведем переговоры с инвесторами из США», — рассказал Владислав.

Создатели платформы уверены в ее безопасности, однако планируют еще поработать над этим в будущих релизах приложения.


Если внимательно выслушать всех, кто находится по обе стороны стартапов — самих создателей и тех, кто готов выделить средства, — становится ясно, что часто рисковать не хотят ни те, ни другие: одни хотят вложить деньги в полностью готовый продукт, другие ждут денег лишь за концепт.

Оценивать перспективность того или иного стартапа под силу разве что людям, которые уже успели набить шишки в индустрии. Иногда самая простая идея оказывается наиболее жизнеспособной, но случается, конечно, и наоборот. Кто-то выходит на рынок с продуктом, конкурентом которому является крупный международный игрок, однако и новоиспеченный проект может оказаться широко востребованным.

Если вы являетесь владельцем или участником начинающего белорусского IT-стартапа и готовы рассказать о нем, пишите на адрес ja@onliner.by. Обязательно укажите сферу деятельности и сопроводите письмо краткой информацией о проекте.

Веб-камеры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by