1 октября 2012 года интерактивному агентству Red Graphic исполняется 20 лет. Компания, основанная в 1992 году и являющаяся одним из старейших игроков на рекламном рынке, отпраздновала свой день рождения 28 сентября, проведя «Креативный полдник». В мероприятии участвовал основатель агентства Сергей Осипов. Он стоял у истоков белорусского интернета, оказывал непосредственное влияние на его развитие, а в последнее время наблюдал за происходящем в байнете со стороны.
Бизнесмен поздравил сотрудников компании, а в перерыве ответил на несколько вопросов Onliner.by.
Воспоминая начало профессиональной деятельности Red Graphic, Сергей Осипов показал самые значимые и сохранившиеся до настоящего времени работы компании, с иронией оценив их стиль и качество исполнения. Основатель агентства отметил, что многие из разработок и сегодня смотрятся достойно, несмотря на все технические сложности, с которыми приходилось сталкиваться в прошлом.
В настоящее время Сергей Осипов работает над проектами для российского рынка, однако планирует расширить сферу деятельности на другие страны — Беларусь, Казахстан и Украину. Белорусский рынок, считает собеседник Onliner.by, «сильно недооценен».
«Есть вещи, которые меня удивляют. Например, удивляет очень маленький размер белорусского рынка в деньгах. Он несопоставимо маленький. Если сравнивать с другими странами, то можно сказать, что только Казахстан, может быть, отстает от Беларуси, там практически нет рекламного рынка», — отметил он.
По словам Осипова, иностранные инвесторы с интересом смотрят на белорусский интернет, однако существуют некоторые экономические, социальные и иные причины, которые тормозят их приход сюда. «Им кажется, что рынок ужасно недооценен, предлагают срочно инвестировать. По их мнению, будет настоящий „бум“, взлет… Но зная изнутри всю „кухню“, понимаешь — все не так просто, одними инвестициями дело не ограничивается. В то же время байнет — как пружина, которая постепенно растягивается все больше. Дальше она может выстрелить, а может и соскочить. Белорусский интернет предлагает широкие возможности заработать, но и вызывает боязнь потерять деньги», — считает основатель Red Graphic.
«Я анализировал рынки Беларуси, Казахстана и Украины. Размер — первое, что бросается в глаза. Разговариваешь с местными площадками, кто хоть какую-то рекламу продает. Речь идет о мизерных суммах, они несопоставимы с объемом аудитории. Не может такой объем людей [пользователей] потреблять такой маленький объем рекламы. Я никак не могу себе этого объяснить. Есть загадка, которую я пока не разгадал», — отметил бизнесмен.
По его мнению, проблема кроется в недостаточном количестве рекламодателей и, как следствие, денег в отрасли. «Байнет напоминает мне рунет пятилетней давности. Для людей, не связанных с интернетом, как бизнес он появился сразу после кризиса, который ударил по всем старым медиа: реклама на телевидении припала немножко, радио оказалось практически на полу, объемы печатной продукции снизились в два раза, а интернет — нет. Припал, но за пару лет значительно отыграл. Все поняли, что по объемам охвата он приближается к „классическим“ медиа, и начали вкладывать в него деньги. В Беларуси в какой-то момент понимание такого положения вещей тоже должно прийти», — считает Осипов.
Комментируя изменения за прошедшие пять лет, он заявил: «Мне кажется, что за пять лет ничего особенного не произошло. Байнет как был полем, на котором потенциально может что-то вырасти, так и остался в том же состоянии. Даже проблема провайдеров осталась — о нормальном „анлиме“ за 10 баксов здесь можно только мечтать, как я понимаю? И „Белтелеком“ остался? Никакого бума стартапов, как во всем мире и в рунете в том числе, здесь не было. Многие белорусские площадки зарабатывают свои деньги, но преодолеть планку самоокупаемости или достичь дохода, который позволит выйти на биржу, они не могут. Байнет по-прежнему остается возможностью и угрозой в одном флаконе /речь идет о китайском слове, означающем „кризис“: оно состоит из двух иероглифов со значениями „опасность, бездна“ и „возможность“ — прим. Onliner.by/».
Чтобы частично повлиять на положение вещей, Сергей Осипов намерен начать «завоевание» местного интернета, расширив успешный, по его словам, российский бизнес на Беларусь.