Топ-10 фильмов 2016 года, которые нельзя пропускать

302
29 декабря 2016 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Топ-10 фильмов 2016 года, которые нельзя пропускать

Чувствуете, как накатывает праздничное настроение? И пусть на этот Новый год продолжительных каникул не предвидится, за тазиком оливье да с бокалом шампанского можно позволить себе отдохнуть день-другой дома за просмотром хорошего фильма. Мы выбрали десяток картин, вышедших в 2016-м и, на наш взгляд, достойных называться лучшими лентами уходящего года.

Подчеркнем, что рейтинг основан на личном опыте автора и может не совпасть со вкусами всех читателей. В комментариях к статье вы можете поделиться своим топом лучших фильмов 2016 года. Также стоит уточнить, что в рейтинге нет многих вышедших в этом году картин, которые получили очень высокие оценки от зарубежных кинокритиков и зрителей. Среди таких премьер прежде всего — «Лунный свет», «Манчестер у моря», «Молчание» и «Патерсон». Все они появятся в нашем прокате в начале 2017 года, и мы настоятельно рекомендуем посмотреть их по мере выхода на большие экраны. А пока представляем топ уже имеющихся в русскоязычном варианте лент.

10. «Чудо на Гудзоне»

Режиссер: Клинт Иствуд.

В ролях: Том Хэнкс, Аарон Экхарт.

15 января 2009 года Airbus A320 вылетел из аэропорта Нью-Йорка, но уже через полторы минуты столкнулся со стаей птиц и был вынужден совершить аварийную посадку на реке Гудзон. Несмотря на то что никто из находившихся на борту 155 человек не пострадал, пилота лайнера затаскали по судам, но в конце концов оправдали.

С одной стороны, кино вышло пресноватым. Здесь нет заламывания рук и закатывания глаз — есть только подробная констатация фактов и детальная реконструкция событий. Что-то в таком роде любят показывать в документальных фильмах вроде «За секунды до катастрофы». Но именно в этом и заключается прелесть «Чуда на Гудзоне» — в максимальной реалистичности в ущерб драматичной кинематографичности.

Более того, Клинт Иствуд показал: чтобы увлечь зрителя, достаточно одного человека, совершившего героический поступок. И не надо никаких слез, истерик и волевых подбородков, чтобы в конце во все глаза следить за финалом расследования в отношении пилота и жаждать справедливости как никогда раньше.

9. «Капитан Фантастик»

Режиссер: Мэтт Росс.

В ролях: Вигго Мортенсен, Джордж МакКэй, Саманта Ислер.

Может ли фильм о воспитании детей быть интересным? Многие скажут «нет» и, наверное, будут правы. Но в этом правиле есть одно исключение с комиксовым названием (видимо, для привлечения нецелевой аудитории).

Вдали от цивилизации, в дремучем лесу живет необычное семейство: папа и целый выводок разновозрастных детей. Несмотря на дикарский образ жизни, все они очень умны — детишки разбираются в разных течениях социализма, изучают квантовую физику и вообще знают столько, что им могут позавидовать даже седовласые профессора. Только вот цивилизация никак не отпускает странную семью, которой придется выйти в мир и узнать его изнутри, а не по книгам.

«Капитан Фантастик» примечателен тем, что поднимает серьезные вопросы и не дает на них однозначных ответов. Режиссер остроумно обходит скользкие моменты и там, где другой скатился бы в мелодраму или пошлую комедию, оставляет зрителя наедине с самим собой и с мыслями о том, что правильно, а что нет. Но вы тоже не найдете правильного ответа — такова дуалистичность мира, который построил режиссер и в котором живем все мы.

8. «Она»

Режиссер: Пол Верховен.

В ролях: Изабель Юппер, Лоран Лафитт, Анн Косиньи.

Долгожданное возвращение в «большое кино» Пола Верховена получилось странным, но затягивающим. Наблюдать за жизнью немолодой и вместе с тем импозантной героини Изабель Юппер интересно даже несмотря на ряд отталкивающих фактов.

В самом начале фильма парижанку в ее же доме насилует одетый во все черное мужчина. Вместо того чтобы обратиться в полицию, руководительница игровой студии Мишель решает самостоятельно узнать, кто на нее напал. Она по-прежнему как ни в чем не бывало ходит на работу, смеется, кокетничает и даже спокойно рассказывает о своем изнасиловании друзьям и бывшему мужу. Несмотря на омерзительное преступление, каждый продолжает играть в обществе ту роль, к которой он привык. И вот уже изнасилование не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Подумаешь, ведь завтра релиз крупного проекта! И вообще насильник оказался вполне симпатичным.

Тщательно сотканная из множества паутинок-намеков психологическая драма безжалостно и со смакованием растаптывает не только винтик системы в виде главной героини, но и современное общество в целом. А какие здесь второстепенные персонажи — одно загляденье! Здесь вам и растерзавший три десятка соседей папаша, и престарелая озабоченная мамка, и сын с невесткой, которая родила чернокожего ребенка, и муж подруги — лысый альфа-самец, готовый наброситься на любую особь женского пола. Но, без сомнений, добрая половина фильма держится на потрясающей игре 63-летней (!) Изабель Юппер (вторую половину оставляем за Полом Верховеном).

7. «Любой ценой»

Режиссер: Дэвид Маккензи.

В ролях: Джефф Бриджес, Крис Пайн, Бен Фостер, Джил Бирмингем.

Ничего не могу с собой поделать — с раннего детства питаю необъяснимую любовь к вестернам, стараюсь смотреть все фильмы этого жанра. В 2016 году ковбойских лент было маловато, но одна все-таки запомнилась. «Любой ценой» нельзя отнести к классическому вестерну, это скорее его осовремененная версия. Но от этого картина только выиграла.

Два брата колесят по американскому Югу и грабят банки один за другим. Поймать наглецов старается парочка полицейских, состоящая из престарелого рейнджера-расиста и его помощника-индейца.

В американских рецензиях фильм хвалят за социальный аспект. Однако нам, честно говоря, душевной отзывчивости на американское понятие бедности не хватило. А вот атмосфера… Все эти пыльные прерии, потрепанные шляпы, музыка Ника Кейва, брутальные старички и песок на зубах переносят во времена, когда вестерн еще был королем Голливуда. Отличный подарок для любителей жанра.

6. «Человек — швейцарский нож»

Режиссеры: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт.

В ролях: Пол Дано, Дэниэл Рэдклифф.

Самая необычная картина в нашем рейтинге, которую не очень хотелось включать в топ из-за ее слишком вызывающего характера. И все же, на наш взгляд, «Человек — швейцарский нож» — важное событие в кинематографе, которое может многое рассказать, но при этом, скорее всего, не найдет понимания у большинства зрителей.

Достаточно сказать, что любимый многими «Гарри Поттер» играет здесь труп. Более того, второй герой фильма использует утопленника в качестве средства передвижения. Как? За счет скопившихся в кишечнике газов мертвец, оказывается, отлично подходит для того, чтобы на почти реактивной тяге бороздить морские просторы. Кроме того, труп можно использовать для добычи воды или для задушевных разговоров…

Удивительно, как в эту предельно вульгарную канву создатели ленты поместили трогательную историю об одиночестве каждого человека. Другое дело, что разглядеть острые темы, которые поднимает фильм, захотят немногие. И все-таки мы рекомендуем эту картину всем хотя бы для того, чтобы убедиться — кино бывает разным, в том числе совсем-совсем не таким, каким мы привыкли видеть его в кинотеатрах.

5. «Омерзительная восьмерка»

Режиссер: Квентин Тарантино.

В ролях: Курт Рассел, Сэмюэл Л. Джексон, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Дженнифер Джейсон Ли.

Мировой прокат «Восьмерки» стартовал в конце прошлого года, но до нас фильм добрался только в начале 2016-го. Поэтому с удовольствием включаем его в наш рейтинг, тем более что работа Квентина Тарантино рекомендуется к просмотру всем любителям кино без исключения.

Как такового кино здесь мало. Вместо него — длинная трехчасовая пьеса с увертюрой, интермедиями, а также непрерывными диалогами/монологами. Но как же здорово за всем этим наблюдать! Знаменитые тарантиновские диалоги и тщательно проработанные колоритнейшие персонажи плюют на политкорректность и под конец являются гармоничным дополнением разбушевавшегося кровавого трэша.

«Омерзительная восьмерка» — это «Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Убить Билла» и «Бесславные ублюдки» в одном флаконе. Один из самых запоминающихся фильмов года и лучшее, что может предложить все-таки пока еще гений Тарантино.

4. «Под покровом ночи»

Режиссер: Том Форд.

В ролях: Эми Адамс, Джейк Джилленхол.

В течение первых двух минут этой картины половина кинозала стыдливо хихикала, вторая угрюмо молчала. Несколько человек ушли сразу, еще часть зрителей удалилась по ходу действа. Остальные досидели и вроде бы остались довольны.

Фактически перед нами формула «2-в-1». В первой сюжетной линии идет рассказ о женщине, которая нежданно-негаданно встретилась с отголосками своей юношеской любви. Вторая линия — жесткий триллер о семье, повстречавшейся ей на пути банде отморозков и наказании. Одно является реальностью, а второе вроде представляет собой перенесенный на экран сюжет черновика книги, который читает главная героиня. А может, все наоборот?

Два совершенно разных сюжета органично связываются в одном фильме, будучи объединенными темами гендерности, мести, слабости и влияния искусства на человека. Плюс ко всему это еще и самое красивое кино 2016 года. Каждый кадр эстетически выстроен так, что сам по себе, в отрыве от сюжета, способен вызвать отклик в душе зрителя.

3. «Выживший»

Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту.

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Харди.

Последние три места занимают картины, которые в личном рейтинге автора статьи стоят на одной ступеньке с оценкой, стремящейся к десятке. Но раз уж у нас рейтинг, то оставшиеся позиции распределим по мере даты выхода фильмов. Раньше всех появился «Выживший». Строго говоря, это лента 2015 года, но, как и в случае с «Омерзительной восьмеркой», широкий прокат картины стартовал в самом начале 2016-го.

Действия фильма происходят в первой половине XIX века в США. Торговец мехами Хью Гласс попадает в плен к индейцам, долгое время живет среди них, заводит ребенка, потом присоединяется к команде охотников. Во время одного из походов его изувечивает медведь. Соратники оставляют Гласса на попечение двух охотников, но те предают товарища, убивают его сына и уходят.

Простую, в общем-то, историю Алехандро Гонсалес Иньярриту превратил в метафизическую притчу о человеке, жизни и ее бескрайней ценности. А какие здесь пейзажи! А волшебная съемка с бесконечно длинными кадрами! Невероятно красивый, но при этом метафоричный и символичный фильм. Безусловно, одно из лучших порождений кинематографа уходящего года.

2. «Славные парни»

Режиссер: Шейн Блэк.

В ролях: Райан Гослинг, Ким Бейсингер, Рассел Кроу.

Самый недооцененный фильм года, с треском провалившийся в прокате. Жаль, ведь эта лента — достойнейший представитель современного киноискусства. Может быть, ее оценят позже, как это иногда бывает с отдельными шедеврами?

Чтобы заработать лишнюю копеечку, наемник-костолом вынужденно обращается за помощью к одной из своих многочисленных жертв — инфантильному частному детективу. Необычный тандем пытается найти пропавшую порнозвезду, о судьбе которой беспокоится бабушка — божий одуванчик. По ходу расследования ребята ввязываются в новые истории, которые как-то связаны между собой.

Картина хороша не только атмосферой 1970-х и не самой привычной ролью Райана Гослинга, но также изобретательностью кинематографистов в преподнесении ключевых эпизодов и отличным абсурдистским юмором. «Славные парни» — нечто вроде «Криминального чтива» нового времени. Глубинный смысл здесь, в отличие от «Выжившего» или «Под покровом ночи», искать не стоит, но каким же красивым киноязыком ведется повествование!

1. «Прибытие»

Режиссер: Дени Вильнев.

В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер.

Обойти вниманием лучший фантастический фильм уходящего года (а то и двух или даже пяти лет) мы точно не могли. «Прибытие» — прекрасный пример того, как популярный жанр может не только радовать глаз спецэффектами, но и заставлять работать мозг.

На Землю прилетают огромные корабли с пришельцами на борту. Инопланетяне не проявляют агрессии, но и дружественных шагов навстречу они вроде бы тоже не делают. По всему миру лингвисты под контролем военных пытаются наладить хоть какой-то диалог с чужаками. В конце концов, что им вообще здесь нужно? Времени на рассуждения и неудачные попытки нет из-за все более и более накаляющейся внешнеполитической обстановки.

Авторы «Прибытия» затрагивают много важных тем — от интереснейших (кто бы мог подумать) вопросов лингвистики до смысла жизни человека. Это фильм, который обнимает вас своей спокойной, приглушенной атмосферой, умело заигрывает с эмоциями, многое обещает и не обманывает ни в одном из ожиданий.

Проекторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович
ОБСУЖДЕНИЕ