«Оскара» Ди Каприо! Рецензия на фильм «Выживший»

 
08 января 2016 в 8:00

Алехандро Гонсалес Иньярриту — удивительный режиссер. Раньше он снимал редко, но всегда делал это настолько метко, что любая работа мексиканца становилась событием на самых престижных кинофестивалях. Еще недавно (не прошло и года) мы видели абсолютный триумф «Бёрдмэна», заслужившего аж четыре золоченые статуэтки Американской киноакадемии. А сегодня открыв рот смотрим его новый фильм. Ах да, уверены, что через полтора месяца Ди Каприо перестанет быть объектом для шуток. И вот почему…

Сюжет фильма частично основан на реальных событиях. Настоящий Хью Гласс действительно попал в плен к индейцам пауни, стал членом их племени и даже женился на местной скво. Покинув племя, он примкнул к команде охотников, но во время одного из походов был жестоко изувечен медведем гризли. Соратники Гласса решили, что с полученными ранами он долго не проживет, и двинулись дальше, оставив пару человек за ним приглядывать. Те, однако, бросили товарища умирать и ушли, забрав его припасы. В фильме добавили к истории несколько драматических штрихов и мотив мести, но важно в «Выжившем» совсем не это.

Простую, в общем-то, историю о предательстве авторы ленты превратили в почти метафизическую притчу о человеке, жизни и ее бескрайней ценности. Притча суровая, как январская вьюга, жесткая, как подошва старого башмака, правдивая и натуральная, как рогачевская сгущенка. Посыл истории, на первый взгляд, банальный: будь сильным в любых обстоятельствах. Но как же это преподнесено!

В «Выжившем» нет многого из того, что обычно бывает в голливудских фильмах, особенно если речь идет о блокбастерах (а к этому фильму Иньярриту волей-неволей приходится относиться как к блокбастеру хотя бы благодаря именам занятых в главных ролях актеров). Помните все эти тревожные мелодии, «рваный» монтаж, съемку с нескольких ракурсов и намеренное затягивание в ключевых эпизодах? Здесь же все как в жизни. Вот ты скоблишь шкуру возле реки и строишь планы на ужин, а через секунду падаешь замертво, пронзенный стрелой. Вот идешь по лесу, собираешь ягоды, оглядываешься на шум — и мгновение спустя болтаешься как тряпичная игрушка в пасти медведя. Жизненный фатум и никакой наигранности.

«Давай же, сделай же что-нибудь! Забудь об увечьях! Встань!» — в одном из эпизодов невольно мысленно произносишь нечто подобное, готовый забыть о своем восхищении «некинематографичностью» фильма. Ну и пусть все будет неправдоподобно! Ну и пусть Голливуд покажет свои мелкие штампованные зубки! Ан нет, только бесстрастная камера продолжает фиксировать то, с чем не готов мириться размякший под воздействием блокбастеров мозг.

В отличие от того же «Бёрдмэна» в «Выжившем» намного больше от более ранних работ Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Режиссер сочетает предельный реализм с почти фантастическими картинами природы. Какие же здесь пейзажи! Фильм до невозможного красив. По большому счету вполне можно было ничего кроме природы не снимать и получить с дюжину престижнейших кинонаград. Однако авторы картины (слово, как никогда более подходящее этому фильму) шагнули дальше и оттенили умопомрачительную красоту природы людскими страстишками и пороками. В какой-то мере перед нами антигуманная лента, в которой возне «тараканов» противопоставляются величественные горы или залитый туманом лес.

Для «Выжившего» характерно большое количество метафор и символичности. Вода здесь и вовсе неявный, но полноценный герой. С нее все начинается, она в той или иной ипостаси присутствует в каждом кадре на протяжении всего фильма. Водой же, смывающей людские грехи вместе с кровью и ненавистью, все заканчивается. Порой символизм Алехандро Гонсалеса Иньярриту уж очень похож на почерк Тарковского. Чего стоит только один наполненный аллюзиями сон Хью Гласса, с вороном и колоколом, — все как положено мастеру.

Любимые режиссером и оператором длинные планы подчеркивают необычность картины. Виртуозно владеющий камерой Эммануэль Любецки на этот раз творит какие-то чудеса. В самом начале фильма, во время нападения индейцев, оператор постоянно переходит от одного персонажа к другому, не концентрируясь на ком-то конкретно, а плавно перемещаясь между участниками побоища. Все это без склейки, эффектов и монтажа — одним длинным (и чертовски прекрасным!) кадром.

И с актерами фильму повезло. Бородатый Том Харди, кардинально сменивший амплуа, практически неузнаваем в образе мерзкого, жадного до наживы и психологически неоднозначного персонажа. Ну а Ди Каприо наконец-то не только можно, но и крайне необходимо давать «Оскара». Хоть прямо сейчас, до главной церемонии вручения статуэток. Сыграть так, чтобы передать зрителю свою боль? Ди Каприо выложился на все сто и смог. Вы вместе с ним ощущаете хлюпающую в ботинках речную воду, чуть ли не отплевываетесь от заполнившей рот главного героя грязи, готовы корчиться от боли и страданий, которые приносят когти зверя, с жутким треском разрывающие плоть. Дышите в унисон с умирающим траппером. Смотрите его глазами на пересекающих реку оленей. Впиваетесь его зубами в сырое мясо бизона. Чувствуете наполняющую его сердце ненависть.

Прекрасное во всех отношениях кино. Наполненное смыслом и символизмом, с умопомрачительными пейзажами, внешне простое, но заставляющее думать и позволяющее наслаждаться, технически гениальное и просто настоящее. Пока в кинематографе есть такие люди, как Иньярриту и Любецки, переживать за судьбу «важнейшего из искусств» нечего.

Оценка Onliner.by: 9 из 10. Один балл пришлось отнять за уж очень супергеройскую живучесть и скоростную исцелимость главного героя.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by