Справа сопит парень в трениках и натянутой на глаза вязаной шапке — заснул где-то через полчаса после начала фильма, да так и не очнулся до финальных титров. Слева тонкая натура из последних сил сдерживает рвущиеся наружу слезы. Так непросто проходил просмотр главного фантастического фильма года — «Прибытия». И все же мы по достоинству оценили его.
Очень долго, медленно и совсем без экшена. Вот такой это фильм. И мы с удовольствием ставим ему полноценную «девятку», на волне эйфории от просмотра стремящуюся далеко-далеко за пределы «десятки». Потому что «Прибытие» — это еще и очень изящно, умно, трогательно, а также невероятно красиво.
Главная героиня ленты — талантливый лингвист Луиза Бэнкс. Женщина недавно потеряла тяжело больную дочь, от нее отвернулся муж, и не осталось ничего, кроме пустого дома и работы в университете. Во время одной из лекций происходит невероятное — на Землю прилетают пришельцы. Двенадцать космических кораблей, похожих на вертикально перевернутый галечник, рассредоточились по планете и зависли в самых неожиданных местах.
На военную базу, сооруженную у одного из таких «камешков», приглашают Луизу. Задача у нее простая и в то же время сложная — задать пришельцам один-единственный вопрос: «Что вам нужно на Земле?» Времени на рассуждения и неудачные попытки почти нет, потому что Китай и Россия вот-вот развяжут новую войну, начав с обстрела НЛО. В помощь Луизе предоставлен ученый Иэн. Вдвоем они практически на протяжении всего фильма будут пытаться расшифровать необычный письменный язык паукообразных гептаподов.
«Прибытие» совсем не подходит на роль космического блокбастера. И это в первую очередь надо учесть перед походом в кино. Здесь нет батальных сцен а-ля «День независимости» и чешуйчатокрылых инопланетян, зато есть много разговоров о роли языка в становлении человеческой цивилизации, а также рассуждений о кардинально иной форме мышления, отличной от нашей настолько, насколько отличаются друг от друга острое и воздух.
О том, что экшена ждать не стоит, фильм честно предупреждает в самом начале. Как обычно в кино происходит первое столкновение людей с нашествием инопланетян? Бороздящие просторы голубого неба корабли пришельцев, вытаращенные глаза и волевые подбородки военных, новостные сводки по телевизору с красочным описанием разрушений и т. д. В «Прибытии» крупным планом показывают не НЛО и взрывы, а лицо человека, столкнувшегося с чем-то необъяснимым.
Это кино совсем не о пришельцах, которые лишь служат фоном для раскрытия сугубо человеческих проблем и вопросов. Вот уж не думал, что когда-нибудь в истории кино кому-нибудь удастся снять интересный и захватывающий фильм о лингвистике. Вы можете припомнить, когда смотрели увлекательное кино о филологии?.. То-то и оно. Постепенно, очень медленно спектр тем, которые затрагивает «Прибытие», расширяется до невообразимых масштабов, затрагивая историю человечества, восприятие времени, жизнь, смерть, философские суждения о предопределенности бытия и свободе воли. И конечно же, любовь.
Любовная линия в «Прибытии» неявная, она словно утопает в туманной атмосфере, которую принесли с собой пришельцы. И все же эмоционально она трогает похлеще какого-нибудь «Бойфренда из будущего». Это при том, что в фильме и поцелуев-то толком нет, не говоря уже о томных взглядах или страстной близости. Обещаний любви до гроба, безрассудных поступков «второй половинки» и слезовыжимательных страданий также нету. Ладно, «второй половинки», честно говоря, тоже практически нет. В общем, нет всего, что давно является неотъемлемым атрибутом классической мелодрамы. И оттого любовь в «Прибытии» выглядит естественней и честней, чем во всех «Ромео и Джульеттах» и «Унесенных ветром» вместе взятых. Потому что она в первую очередь об одиночестве, а не о каком-то там притяжении двух людей.
«Как?! Как им это удалось?!» — спрашиваешь себя после киносеанса. Как у авторов «Прибытия» получилось не только обозначить, но и раскрыть столько серьезных тем, при этом пользуясь столь скромным арсеналом для выражения мыслей и идей, который есть у кинематографа? Это под силу лишь единицам, и режиссер Дени Вильнёв взобрался на какую-то совсем уж высокую вершину. Его новый фильм хочется сравнивать со «Сталкером» (по настроению) и «Солярисом» (по идеологии), но делать этого не будем. Все же для окончательной оценки «Прибытия» надо посмотреть его несколько раз. Вдруг первоначальное восторженное впечатление связано всего лишь с тем, что Голливуд наконец-то в этом году после серии провалов выпустил что-то стоящее?
Но одно Дени Вильнёву удалось точно — «Интерстеллар» Кристофера Нолана он уложил на лопатки, не дав тому и пискнуть. Намеренно усложненная тяжеловесная конструкция позапрошлогоднего хита выглядит на фоне стройного повествования «Прибытия» как ржавый сломанный танк рядом с Bugatti Chiron. А ведь для того, чтобы ответить на во многом одинаковые вопросы, героям премьеры не пришлось лететь в космос, открывать пространственно-временные червоточины и блуждать в потемках неопределенности.
«Прибытие» словно обнимает вас своей спокойной, приглушенной атмосферой, умело заигрывает с эмоциями, многое обещает и не обманывает ни в одном из ожиданий. Но за все «плюшки», которыми богата картина, она потребует от зрителя усиленной работы мозга и сердца. Просто так прийти в кино, чтобы отдохнуть и расслабиться за просмотром блокбастерного «бада-бум», не получится.
Проекционные экраны в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by