Что-то неладное происходит со сферой ремонта техники. Такие мысли посещают после бесед со знакомыми, прочтения соответствующих форумов, писем в редакцию и особенно после получения собственного опыта. Тема ремонта — все время актуальная и даже больная для белорусских пользователей. Мы долго ждали подходящего случая, чтобы, как говорится, «на своей шкуре» испытать прелести ремонта по-белорусски. И вот момент настал!
В один солнечный майский день iPhone 6 Plus автора статьи сломался, но не полностью. Очевидных причин для возникновения неполадок не было — в дороге во время игры половина дисплея смартфона ни с того ни с сего покрылась ровными вертикальными полосами. Перегрев? Шлейф? Матрица? Предположений было много, но в любом случае путь лежал в сервис-центр.
Уточним, что проблема оказалась сложной для обнаружения. Полосы то появлялись, то исчезали. Кроме того, периодически «глючил» тачскрин, время от времени «забывавший» реагировать на прикосновения. Это вам не замена разбитого стекла или расшатанные кнопки, с которыми привыкли иметь дело сервис-центры!
В проверенной мастерской (упоминать ее в статье мы не будем, дабы нас не заподозрили в рекламе) нашли причину поломки смартфона. Во всем оказался повинен драйвер тачскрина, ремонт которого нам обошелся в 1,2 млн рублей. Однако перед этим мы отнесли несчастный iPhone в четыре сервис-центра. Забегая вперед, отметим, что ни в одном из них помочь так и не смогли. При этом везде предложили дорогостоящий ремонт, который никак не решил бы проблему.
Итак, мы выбрали разные по статусу, масштабам и позиционированию мастерские. Во-первых, авторизованный сервисный центр Apple «Сервис Точка Бай». Во-вторых, мастерская компании «Белый Терем». В-третьих, позиционирующий себя в качестве европейской компании с соответствующим уровнем обслуживания «Евросервис». В-четвертых, небольшую точку под названием Applecity, которую, как оказалось, учредил скандально известный герой недавних наших статей Эдуард Холодок. Будут ли попытки обмана? Починят ли iPhone 6 Plus? Насколько высокий уровень сервиса покажут компании? Без сюрпризов не обошлось.
Молчание в сети
Для начала мы решили посмотреть, как обстоят дела с коммуникацией. Сегодня на сайте практически каждого сервис-центра есть разные формы обратной связи, помимо номеров телефонов включающие в себя email или даже встроенный чат.
Сайт «Сервис Точка Бай» словно возвращает в начало 2000-х, однако здесь есть чат с оператором. Интересуемся, занимается ли компания ремонтом iPhone 6 Plus почти двухлетней давности и кратко описываем суть поломки. Ждем ответа — зря. Что ж, тогда по старинке набираем указанный номер телефона. Суровый мужчина на другом конце «провода», не интересуясь деталями поломки, подтвердил, что отремонтировать iPhone смогут, но сперва надо будет отдать 150 тысяч рублей за диагностику.
На сайте «Евросервиса» тоже есть чат. Операторы онлайн! Вот это сервис! За 40 минут (потом страницу пришлось закрыть, чтобы не мешала работать) никто на наше сообщение так и не ответил. Ладно, пробуем услугу «Заказать звонок». Уж теперь-то точно позвонят — европейский уровень не задушишь!.. Обратного звонка ждем до сих пор, уже третью неделю.
На сайте «Белого Терема» каких-то инновационных для нашей страны форм связи мы не нашли. Звоним и как приличные, но настойчивые люди ждем 12 гудков — трубку не снимают. Со второй попытки ответил приятный, вежливый молодой человек, который поинтересовался характером неисправности телефона, предложил бесплатную диагностику и предварительно подготовил к тому, что придется менять дисплейный модуль и стоить это будет примерно 4,4 миллиона рублей.
Сайт Applecity удивляет не только версткой, но и призывной кнопкой «Заказать ремонт». Такого мы еще не видели. Нажимаем… Эх, обычная форма обратной связи а-ля «Обратный звонок». Что ж, заполняем все поля, но отправить сообщение не получается — система ругается на выключенные cookies, пусть даже они и включены. Ладно, оказалось, что сайт компании плохо «дружит» с Chrome, зато нормально работает в Safari. Действительно, ведь специализация на «яблоках». Пусть не сразу, но по телефону перезвонили. Вежливая девушка поинтересовалась, что случилось, предположила, что придется менять модуль с дисплеем или переподключать шлейфы. Диагностика бесплатно, да еще и отвозить смартфон самому не надо — приедет курьер.
С современными сервисами интернет-связи у наших мастерских все совсем худо. Какими бы чатами вас ни старались вывести на откровенный разговор, в конце концов вы только потеряете время и, скорее всего, все равно возьметесь за телефон. Пока же на фоне «Сервис Точка Бай» и «Евросервиса» неплохо себя проявили «Белый Терем» и Applecity. Первые покорили искренней заинтересованностью в решении проблемы еще на этапе звонка, вторые — готовностью прислать за смартфоном курьера. Кроме того, обе компании пообещали бесплатную диагностику аппарата.
Что ж, пора ехать чинить iPhone 6 Plus.
«Сервис Точка Бай»
Офис компании расположился на улице Петруся Бровки, и первое, что надо знать потенциальным клиентам, — припарковаться здесь в будние дни почти нереально.
За дверью обнаруживаем небольшое помещение с диванчиками, питьевой водой и выключенным ЖК-телевизором. Напротив входа — крупное окно, за которым что-то деловито починяют два мастера. Очереди нет, поэтому без проблем сразу проходим к окошку.
Мельком взглянув на экран и выслушав историю поломки, один из молодых людей ставит диагноз: «У вас дисплей». После этого уносит телефон «эксперту на диагностику». Возвращается секунд через 10.
— В вашем iPhone полетел дисплейный модуль.
— А сколько будет стоить замена?
— Дисплей мы менять не будем. Теперь только замена полностью.
— Э-э-э, замена чего? Телефона?
— Да, телефона.
— И сколько это будет стоить?..
— Ну, как новый телефон.
Кристально логичные ответы сотрудника сервиса поначалу сбили с толку. Как так? Фактически мне обозначили проблему, отказались ее устранять и посоветовали выбросить телефон на помойку? Позиция понятная, хотя и слегка странная для «авторизованного сервисного центра Apple».
Несмотря на провокационный вопрос о стоимости диагностики, в компании не стали брать денег за 10 секунд беглого осмотра смартфона. И на том спасибо, едем дальше.
«Белый Терем»
По телефону нам посоветовали сразу ехать на Волгоградскую, 11, где «яблочную» технику непосредственно ремонтируют. На относительно тихой улочке можно найти место для парковки, а вот саму мастерскую отыскать непросто. Расположена она в двухэтажном офисном здании с несколькими отдельными входами. Вывесок при этом немного, на фасаде здания указателя на «Белый Терем» среди них не оказалось.
«На ощупь» с первого же раза попали в нужный подъезд. Здесь уже видим небольшую табличку и звонок. На втором этаже попадаем в богатый холл с ресепшеном, журналами, диванами, кондиционером, питьевой водой и прочими прелестями «серьезной компании».
Мастерская оказалась за одной из дверей. Молодой человек выслушал все, что касается поломки смартфона, задал пару уточняющих вопросов и заполнил бланк. Скоропалительных предположений он делать не стал, а попросил подождать 15 минут на диванчике, пока мастер подключит тестовую матрицу. Манипуляции ожидаемо ни к чему не привели, новый экран после подключения немедленно покрылся полосами.
Тогда озадаченный мастер предположил, что все дело в шлейфе — переподключил его, что-то подложил, но опять-таки безрезультатно. В конце концов молодой человек сдался и попросил оставить аппарат на пару дней для диагностики.
Из «Белого Терема» позвонили уже на следующий день и не без гордости сообщили — ваш телефон готов. По словам парня, он что-то подклеил в районе шлейфа, и теперь iPhone работает как часы. Денег за работу не взяли, и это хорошо. Через полчаса блуждающие полосы вернулись на дисплей, и это плохо.
«Евросервис»
Головной сервисный центр компании находится в центре города, на улице Первомайской. Это означает, что с парковкой здесь проблем не меньше, чем в случае с «Сервис Точка Бай».
Внутри — по-спартански строго и довольно солидно. Миловидная девушка немедленно поинтересовалась, что случилось, аккуратно с наших слов записала жалобы и контактные данные. Диагностика должна была занять от нескольких часов до одного дня, стоимость услуги — 90 пока еще тысяч рублей. Перед тем как забрать телефон, его тщательно проверили на предмет наличия повреждений, даже лоток для SIM-карты осмотрели со всех сторон. К слову, девушка тоже предположила, что проблема либо в шлейфе, либо в дисплее. В последнем случае установка нового модуля обошлась бы в 3,3 миллиона рублей. Дешевле, чем в «Белом Тереме» и уж тем более в «Сервис Точка Бай».
Но внезапно вмешался случай. В офис зашел директор «Евросервиса» Сергей Царикевич, с которым мы пару лет назад делали интервью об особенностях белорусского ремонта телефонов. Сергей узнал нас и слегка нарушил чистоту эксперимента, предложив немедленно продиагностировать iPhone со словами «90%, что дело в дисплее, и 10%, что в шлейфе». Да, но мы-то уже на примере «Белого Терема» знаем, что это не так.
Через пять минут директор компании вернулся с нашим iPhone:
— К сожалению, это не шлейф, а дисплейный модуль. Придется менять. Других вариантов нет и быть не может. Проблема известная, со временем полосы будут только увеличиваться. И вообще, все эти «айфоны» такие хрупкие, что вопросов с дисплеями хватает. Для вас сделаем скидку!
От скидки мы отказались, телефон забрали в первоначальном состоянии. Стоит отметить, что 90 тысяч рублей за диагностику с нас должны были взять, но по личным мотивам все же не взяли. При этом сама диагностика длилась около пяти минут и, видимо, заключалась в перещелкивании шлейфа.
Applecity
Отдавать сюда iPhone после таких историй было страшновато. Поэтому Applecity оставили напоследок, мысленно свыкшись с вероятностью больше никогда не увидеть смартфон.
Напомним, после звонка в компанию сошлись на том, что за телефоном приедет курьер. В оговоренное время позвонил позитивно настроенный молодой человек.
— Ай, эти «айфоны» такие ломучие! Наверняка в вашем вышел из строя модуль дисплея. Но мастера еще посмотрят, вам перезвонят и скажут точно.
«Прощай, iPhone!» — мысленно сказал я, а вслух пожелал удачи в диагностике. Не прошло и часа, как позвонила девушка и сказала то, что уже говорили во всех предыдущих мастерских, — надо менять модуль. «Оригинальный» дисплей пообещали установить за 3 520 000 рублей. Когда сотрудница услышала сомнения в моем голосе, то предложила забрать смартфон в офисе.
Дело было в самом конце рабочего дня, поэтому за телефоном было решено ехать завтра. Однако вечером, около 20 часов, позвонил некий молодой мужчина с голосом, похожим на голос Эдуарда Холодка. Примерная суть звонка была следующей:
— Здравствуйте, это из Applecity. Вам сегодня девочка предлагала установить оригинальный экран за 3 520 000 рублей. Но я могу вам предложить копию за 2 700 000. Нет? Не хотите? Ну ладно.
Утром отправляемся на поиски Applecity. С парковкой на Якуба Коласа, 21, все еще хуже, чем в случае с «Евросервисом» и «Сервис Точка Бай», хотя казалось, что хуже быть уже не может. Поиски мастерской сродни квесту. У Applecity нет своего входа, поэтому попасть туда можно только через «проходную» в виде цветочного магазина.
Небольшое тесное помещение со стойкой, несколько витрин. Эдуард снова предлагает выбрать между оригиналом и копией экранного модуля. Чем же они отличаются?
— Оригинал везде будет аккуратно сделан, будет прилегать, как родная матрица со стеклом. А неоригинал может где-то немножко выступать…
Благоразумно отказываемся и вместе с телефоном, так и не отремонтированным за время посещения четырех сервис-центров, покидаем мастерскую.
* * *
Эксперимент показал, что найти хорошего мастера по ремонту телефонов так же сложно, как отыскать любого профессионала, будь то врач, специалист СТО или продавец. Ни у одного сотрудника четырех сервис-центров не возникло желания разобраться в проблеме. Причем не важно, авторизованный ли это сервисный центр, претендующая на европейский уровень мастерская или же небольшая точка в жилом доме, — нигде не готовы вникать в суть поломки.
Зато готовы за немалую сумму проделать стандартную операцию, которая не помогла бы устранить проблему. Что было бы дальше? Вернули бы деньги за замену ни в чем не повинной матрицы смартфона? Решили бы все-таки установить причину появления полос? Риторические вопросы, над которыми впору задуматься всем, у кого есть сломанный телефон.
Дополнено. Менеджер по маркетингу компании СЗАО «АСБИС», авторизованного дистрибьютора компании Apple на территории Республики Беларусь, уточнил, что компания «Сервис Точка Бай» действовала в рамках прав, установленных компанией Apple для авторизованных сервисных центров. Приводим его комментарий:
«Что касается части статьи, где приведена беседа с инженерами „Сервис Точка Бай“, то наше консолидированное предположение — что текст данной беседы мог быть приведен не полностью. Мы не исключаем, что инженеры компании „Сервис Точка Бай“ отвечают такими простыми предложениями, но если говорят, что телефон можно только поменять, то логичным с нашей стороны является последующий вопрос о том, почему невозможно осуществить ремонт.
Если бы данный вопрос был задан, то вероятным ответом было бы указание того, что с точки зрения сервисного обслуживания согласно авторизации Apple, модульные ремонты авторизованные сервисные центры на территории Республики Беларусь осуществлять не вправе. Единственное применимое решение — полная замена устройства (whole unit replacement). Если неисправность на устройстве выявлена и зафиксирована в сервисном центре в течение 12 месяцев с даты регистрации iPhone, то стоимость замены устройства на аналогичное клиентом не оплачивается».
Читайте также:
Смартфоны в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by