Особенности национального ремонта телефонов: чем опасны копии iPhone и зарядка в микроволновке

 
26 августа 2014 в 8:30
Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич, Аркадий Соболев
Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич, Аркадий Соболев

С поломкой хоть какой-нибудь техники сталкивается каждый человек. Но особенно обидно, если из строя вышел любимый смартфон, еще вчера так радовавший играми, музыкой, интернетом и классной камерой. Одно неосторожное движение — и приходится сожалеть о собственной неповоротливости или о не слишком крепком корпусе телефона. Остается только отнести девайс в ремонт и надеяться, что там мобильник смогут вернуть к жизни, желательно недорого.

Об особенностях национального ремонта мы поговорили с представителями белорусских сервисных центров, специализирующихся на сотовых телефонах. Как часто смартфоны попадают в ремонт? От чего стоит беречь дорогостоящую мобильную технику в первую очередь? Как отличить поддельный iPhone от настоящего? Так ли опасны «серые» аппараты, как о них говорят? Чем опасны китайские ноунейм-бренды? По чьей вине растет стоимость запчастей для прошлогодних моделей? Ответы на эти и другие вопросы будем искать прямо сейчас.

«В Китае заводы-гиганты делают из трех сломанных телефонов один и возвращают его в Европу под видом нового»

— Работать в нашей сфере нелегко, ведь в сервис-центр приходят люди, столкнувшиеся с неприятностью — сломанным устройством. Разумеется, приятных эмоций у них мало. Задача мастера состоит в том, чтобы помочь человеку в его беде, — уверен Гинтарас Кручкас, один из учредителей и гендиректор компании МТТС, занимающейся ремонтом телефонов в Прибалтике, Голландии, Италии, Финляндии, а с недавнего времени и в Беларуси.

Гинтарас Кручкас

По его словам, в прошлом году МТТС починила около 250 тысяч мобильников. Любопытно, что по статистике в сервисный центр в итоге попадает около 20% проданных телефонов. Внушительный показатель! Около половины из них проходят по гарантии, остальные перестают нормально функционировать из-за неправильной эксплуатации.

Человеческий фактор — основная причина выхода смартфонов из строя. Подавляющее большинство негарантийных ремонтных работ сегодня связано с заменой разбитого дисплея. Немудрено, ведь площадь экрана в современных аппаратах ненамного уступает размерам самого телефона.

— А что по поводу так называемых «серых» моделей? Когда-то в СМИ любили распространять «страшилки» о «глючности» таких устройств.

— С технической точки зрения такой аппарат ничем не отличается от официально ввезенного. Да, «серый» телефон предназначен для продаж в другой стране, но стандарты в той же Литве и Беларуси одинаковы. В законодательстве нет нормы, согласно которой принимать в ремонт такие устройства нельзя. В любом случае за починку каждого девайса кто-то платит — или производитель, или пользователь, или, как в некоторых странах, страховая компания. Для мастера нет разницы, кто заплатит — производитель (за гарантийный случай) или владелец аппарата (за негарантийный), — отметил Гинтарас.

По его словам, обычно проблема не в «серых» смартфонах, а в тех, что собраны из нескольких устройств, да еще с добавлением неоригинальных запчастей.

— Сломанные телефоны тоннами едут в Китай. Там есть заводы-гиганты, которые их перерабатывают, из трех или даже пяти девайсов делают один. Потом собранные модели упаковываются и возвращаются в Европу под видом новеньких аппаратов. Есть достаточно большая вероятность купить такой смартфон-конструктор. Как себя обезопасить? В первую очередь стоит сравнить IMEI на коробке и телефоне — в обоих случаях номер должен совпадать, — рассказал литовский специалист.

— Бывали ли случаи, когда люди приносили копии смартфонов, будучи уверенными, что имеют дело с оригиналом?

— Было и не раз, — вступает в разговор Сергей Царикевич, директор сервисного центра «Евросервис», партнера МТТС в Беларуси. — Приносят подделки и под iPhone, и под модели Samsung. Причем настолько похожие, что неспециалист никогда не отличит их от оригинала. Даже по весу совпадали грамм в грамм. Китайские умельцы ради этого специально подкладывают металлические пластины нужного веса.

Сергей Царикевич

Он добавил, что особенно хороши подделки стали в последние годы — копируется все, от интерфейса до аппаратных особенностей вроде лотка для nanoSIM.

— Человек, который никогда не пользовался iPhone, и не определит, что у него подделка. Один такой клиент был очень удивлен, когда мы сказали, что у него ненастоящий «яблочный» смартфон. Ругался на нас. Как оказалось, свой псевдо-iPhone с российским чеком он купил на автостоянке возле «Экспобела».

Что касается того, телефоны какой марки попадают в ремонт чаще всего, то выделить «антилидера» здесь довольно трудно.

— Какого-то определенного производителя назвать нельзя. Больше приносят телефонов, которые лучше всего продаются. Много Samsung, Huawei, Nokia, но они и расходятся в магазинах лучше всего. Процент брака у всех крупных компаний примерно одинаковый. Встречаются и приятные неожиданности. Например, несмотря на внешнюю хрупкость, крайне крепким аппаратом оказался Huawei Ascend P6. Продажи у него огромные, а в ремонт приходит очень редко, — поделился своим мнением Сергей.

Гинтарас Кручкас добавил, что у любой компании встречаются слабые модели:

— Были телефоны, которых на сервис пришло больше, чем было продано. То есть в ремонт они попадали по несколько раз. Например, когда-то этим грешили аппараты BenQ-Siemens. Еще раньше в одной крупной партии Nokia 3310 были проблемы с экраном — финны попробовали сэкономить. К слову, откровенно старых устройств у нас давненько не было. Вот разве что относительно недавно человек принес Nokia 6230. Абонент давно им пользовался, но внезапно попросил поменять прошивку на русскоязычную.

— Время от времени в сети всплывают истории о сгоревших телефонах. В Беларуси тоже было несколько громких случаев. Вы сталкивались с проблемой самовоспламеняющихся мобильников?

— Как-то мужчина принес расплавившийся Nokia Lumia 920. По словам абонента, смартфон загорелся сам. Но в то время в сети как раз был популярен видеоролик о том, как быстрее зарядить телефон в микроволновке… Понятно, что на практике это не работает, однако некоторые верят подобным шуткам, а потом стыдятся признаваться. Сам аппарат загореться или расплавиться не может, если в нем установлена оригинальная батарея, — подчеркнул директор «Евросервиса».

— В нашем литовском сервисе как-то прямо на столе взорвался iPhone с «левым» аккумулятором. Современная телефонная батарея почти так же умна, как смартфон. В ней есть своя плата, несколько степеней защиты. Если подается слишком высокое напряжение или возникают еще какие-то неполадки, аккумулятор немедленно отключается. Риск отсутствует. Если удалить всю защиту, батарея, в том числе неоригинальная, работать будет, но как она себя поведет в экстренной ситуации, неизвестно, — рассказал Гинтарас Кручкас.

— Часто пользователи сетуют на слишком высокую стоимость ремонта. Как так получается, что некоторые смартфоны проще выбросить, чем отремонтировать?

— Средняя стоимость ремонта без учета запчастей составляет около $15, с комплектующими — примерно $55, — отметил литовский бизнесмен. По его словам, запчасти для моделей, которые недавно сменились новинками, почти у всех производителей стоят дорого. Например, стоимость дисплея на Sony Xperia Z была почти вдвое выше, чем на Xperia Z1. Это при том, что конструктивно они мало чем отличаются, а разница между релизами двух аппаратов составила лишь полгода. Экран для Samsung Galaxy S4, к слову, тоже стоит дороже, чем для Galaxy S5.

— Наверное, тем самым компании делают ремонт невыгодным и подталкивают людей к покупке новой модели, — предположил Гинтарас. Как отметил Сергей Царикевич, в девяти случаях из десяти при дорогостоящем ремонте пользователи действительно предпочитают купить новый телефон. На починку соглашаются лишь те, кому сломанное устройство по каким-то причинам особенно дорого.

Если над денежным вопросом превалируют принципы, то починить можно любой смартфон, для которого производят запчасти. Даже если его разрубили топором, мобильник можно полностью собрать из отдельных комплектующих. Фактически получится ручная сборка нового девайса по весьма и весьма высокой цене. В практике «Евросервиса» такого не было, но заменять сразу пять элементов телефона приходилось.

— Однажды к нам в Литве принесли аппарат, насквозь прокушенный собакой. Заменили плату, и проблема решилась. Еще как-то пришел человек и стыдливо признался, что уронил мобильник. Достал пакетик и высыпал из него горку мелких деталей. Как оказалось, «уронил» он телефон с восьмого этажа, — поведал гендиректор МТТС.

Забавные случаи бывают и у нас. Как отметил Сергей Царикевич, однажды в белорусский сервис пришел человек, попросивший заклеить камеру в его HTC. На следующий день он вернулся и попросил полностью удалить оба фотомодуля, основной и фронтальный. Странные просьбы он объяснил жесткими требованиями на работе — некоем секретном объекте.

— Как быстро сегодня ремонтируются смартфоны?

— На ремонт 98% устройств уходит не больше недели. Несложный ремонт делается за полчаса, а вот отдельные модели вроде старых BlackBerry требуют много времени — приходится заказывать редкие детали. Многое зависит от наличия оригинальных запчастей на складе. За четыре дня почти любую деталь можно доставить со склада в Литве. В среднем мастер ремонтирует около 19 телефонов в день. Особенности того или иного аппарата тоже влияют на длительность починки. Например, поменять стекло в Galaxy S4 — дело 15 минут, а вот с iPad mini надо провозиться не меньше двух часов, — рассказал Сергей.

Директор «АльфаLab»: не всякая гарантия одинаково полезна

У сервисов, занимающихся в основном гарантийным ремонтом, свой взгляд на некоторые вопросы. Руководитель сервисного центра «АльфаLab» Алексей Гродников рассказал, почему при покупке «серых» смартфонов порой сложно рассчитывать на бесплатный ремонт.

Алексей Гродников

— Почти для всех производителей нет понятия «международная гарантия». Как только телефоны отгружаются с завода, все партии сразу маркируются для того или иного региона. Если вы купили аппарат, предназначенный для продажи в ОАЭ, то в нашей стране по гарантии его вряд ли починят. Гарантийное устройство или нет, проверяется по серийному номеру. Отмечу, что вопрос с предоставлением гарантии решаем не мы, а производитель, — подчеркнул Алексей.

— Но ведь гарантия выписывается на все телефоны. При этом в мастерских, бывает, отказывают в бесплатном для пользователя обслуживании из-за какой-нибудь мелочи вроде потертости. Разве это правомерно?

— Отказ в гарантийном обслуживании может быть только по объективным причинам, четко описанным в инструкциях компаний-производителей. Царапины на корпусе или защитном стекле экрана — это следы эксплуатации, которые не являются причиной для отказа в обслуживании. Другое дело — попадание внутрь влаги или сильное механическое повреждение. Но и в последнем случае не все однозначно. Так, какой-нибудь поврежденный разъем вполне можно поменять по гарантии в некоторых ситуациях, — пояснил директор сервисного центра.

Он добавил, что по гарантии ремонтируются смартфоны, которые могли сломаться из-за внешнего воздействия, но доказать это невозможно. Например, в результате падения на одной из деталей могут появиться микротрещины, вследствие чего телефон перестанет нормально работать. Однако если нет серьезных внешних повреждений, вендор и ремонтный сервис идут навстречу покупателю.

— Однажды пришлось ремонтировать аппарат с выжженной платой. Скорее всего, его подключили к высоковольтной розетке. Однако доказать это почти невозможно, поэтому производитель одобрил бесплатный ремонт. Еще как-то мужчина принес изогнутый телефон и заявил, что тот погнулся полежав под солнечными лучами. Здесь, конечно, помочь с бесплатным ремонтом мы уже не могли, — рассказал директор «АльфаLab».

В любом случае, если мобильник отказались принимать в одном сервисе, пользователь всегда может попытать счастья в другом. В целом же отказов в гарантийном обслуживании немного — около 10%.

— Бывает, продавцы заключают договор с какой-нибудь мастерской, покупают у нее «гарантийники», заключают договор на обслуживание. Однако первостепенная задача таких сервисов — снять аппарат с гарантии, а не отремонтировать его. Мелкая царапинка — уже повод для отказа. Потому что если они что-то чинят, то фактически делают это за свой счет, это уже прямые затраты мастерской, — отметил Алексей Гродников.

— С какими проблемами чаще всего сталкиваются обладатели новых телефонов?

— Самая распространенная — программное обеспечение. У совсем новой модели оно может быть «сырым». К слову, даже при механической неисправности производитель рекомендует полностью обновлять прошивку. А вот пользователь вносить глобальные изменения в ПО не может. Изменение root-прав — уже основание для отказа в ремонте по гарантии.

В среднем на ремонт одного аппарата, включая очередность, уходит 2—3 дня. На практике вернуться к своему владельцу телефон может и позже. Многое зависит не только от доступности деталей, но и от логистики дилеров. Дело в том, что сами пользователи редко приносят смартфоны в ремонт. Наверное, это менталитет постсоветского общества. Люди привыкли приходить к продавцу, который в итоге отправляет девайсы нам. От всего объема поступающих устройств только 20—30% приходятся на личные обращения пользователей.

— Мобильники каких компаний сложнее для ремонта?

— Конструктивно многие смартфоны от разных производителей сегодня очень похожи. Но вот у Nokia, например, конструкция модульная, что упрощает сборку и разборку телефонов. Модели же, скажем, от LG в этом плане бывают сложнее.

— Что вы посоветуете читателям Onliner.by для сохранения работоспособности их аппаратов на протяжении длительного времени?

— Помимо банальных рекомендаций вроде не ронять и не «купать» смартфоны, призываю не разговаривать по телефону под дождем и не использовать его в условиях с резким перепадом температур. Например, если зимой разговаривать на открытом воздухе, а потом зайти в теплое помещение, высока вероятность появления конденсата. Возможное следствие этого — выход девайса из строя. И не забывайте, что смартфон — это сложное техническое устройство, которому зачастую приходится работать 24 часа в день.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by