Спецпроект

«Совет начинающим: подумайте, надо ли оно вам». Чемпион Беларуси по CS 1.6 о киберспорте и молодых игроках

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич
36 935
18 октября 2019 в 8:00

Киберспорт в реалиях СНГ не особо в почете, хотя по миру отношение к нему другое. Достаточно посмотреть на призовые чемпионов в популярных дисциплинах — к примеру, этим летом лучшая команда по DOTA 2 увезла домой $15 миллионов. Но киберспортсмены не просто играют: здесь и жесткие графики тренировок, и долгая работа с тренером, и многолетние ожидания крупного соревнования. Кирилл «hitmouse» Царев всю жизнь выступает в Counter-Strike: начинал как игрок, продолжил в качестве капитана, а теперь он — тренер молодежной команды Nemiga Gaming. Чемпион Беларуси и участник многих международных турниров рассказал, как на самом деле устроена карьера киберспортсмена и почему нынешнее поколение не такое, как предыдущее. Этой публикацией Onliner и KITKAT начинают цикл статей о людях с необычными профессиями и увлечениями.

Первый приз  мышка

— Как у тебя все началось?

— В первый раз я пришел в клуб лет в двенадцать, это был минский «Нео» на Юго-Западе. Сразу понравился Counter-Strike, стал ходить туда постоянно. Собралась команда друзей-одноклассников, начали играть, даже участвовали в турнирах. Ну как участвовали: одна игра — и домой. Но у меня появилась цель: достичь хотя бы тех высот, которые есть у лучших игроков Беларуси. Начал много играть, поднял свой уровень, и меня пригласили в команду посильнее. В основном все играли для развлечения, но я относился к этому более серьезно.

— Играть начал с версии 1.6?

— Начинал с 1.1, но прямо плотно стал играть с 1.5. Хотя больше всего воспоминаний связано с 1.6, конечно. Сейчас играю и тренирую команду в CS: GO.

— Помнишь свой первый приз? 

— Да, это было в 2004 году. Турнир проходил на выставке PTS’2004. Мы заняли первое место, выиграли чемпионат Беларуси. Призом была мышка. Сам призовой фонд должен был равняться одной цифре — уже и не вспомню, сколько там было. Но за несколько часов до вручения фонд уменьшился чуть ли не в десять раз.

— У киберспортсменов же есть специализации? Кто-то снайпер, например, и так далее. Кем был ты?

— Я был на разных ролях. Начинал снайпером, где-то через полтора года меня пригласили в другую команду, где снайпер уже был. Пришлось перестраиваться, стал рядовым «штурманом». После того как появилась Nemiga Gaming, я стал капитаном в команде по CS: GO.

— Был момент, когда игра для развлечения надоела и CS стала просто способом заработка?

— Нет, никогда. Нам не настолько большие деньги платили, чтобы можно было сидеть и ничего больше не делать. Тем более крупных побед белорусов на международных турнирах, где серьезные призовые, по CS очень мало.

Нельзя назвать киберспортсменами людей, которые играют только ради развлечения. А сумма заработка должна быть привязана к результату и времени, качественно потраченному для достижения цели.

— Почему так? 

— Наши команды хорошо играли на локальной сцене, но из-за отсутствия хорошего интернета мы были в своеобразной резервации: не могли тренироваться с командами, которые сильнее нас, чтобы расти самим. Получилось так, что мы, чемпионы Беларуси, тренировались со слабыми соперниками. А потом приезжаешь на турнир — и там люди совсем другого уровня. Часто это заставало врасплох: начиная от тактик и заканчивая общей подготовкой.

В CS: GO все немножко по-другому. Из-за смены поколения в Беларуси несколько лет существовала только та команда, которая перешла с CS 1.6, — конкурентов у нее не было. Поколение как-то пропало: в 2008 году на отборочном LAN-турнире в Минске играло больше ста команд, а после выхода CS: GO собиралось 8—10. И сейчас ничего не изменилось, хотя возможностей для развития очень много. К примеру, Белорусская федерация спорта проводит турниры на хороших компьютерах и площадках.

Более-менее успешно на международной сцене выступала только одна команда, которая перешла с CS 1.6.

О качествах

— В киберспорте уместно говорить о таланте или меткость и скорость реакции киберспортсмена — просто дело тренировок?

— Верно и то, и то. Реакция, на мой взгляд, не так важна, как память и моральная подготовка. Есть люди, которых изначально легко вывести из себя, и они в тяжелый момент теряются. В такой момент все, что они натренировали, пропадает. А есть более стабильные люди — это и гены, и воспитание, и характер. Киберспортсменом может быть каждый, но усилия нужно прикладывать разные.

— Выдержка важнее меткости?

— Реакция и меткость — как раз то, что может развить в себе каждый. А вот анализ ситуаций и стратегическое мышление — факторы более индивидуальные.

— Некоторые игроки меняют дисциплины, а ты всю жизнь в CS. Не было желания перейти в другую игру?

— Честно говоря, нет. Раньше я много играл и просто для интереса — особенно «Герои 3» нравятся. RPG, экшены — очень много всего проходил. Но из киберспортивных играл только в CS. Хотя нет, еще чуть-чуть в Dota — игра очень популярна, и хотелось понять, чем она зацепила миллионы людей. Но после двух с чем-то тысяч часов уже крайне редко запускаю ее.

— Почему люди переходят из одной игры в другую? Надоедает или дисциплины умирают?

— Все сразу. Вот есть чемпион мира по Quake — белорус Cypher. По этой дисциплине соревнования проводят не особо часто: тренироваться сутками напролет ради пары турниров в год — такое себе. Поэтому он начал искать альтернативы, и сейчас тренирует команду по Apex Legends.

— Киберспорт в нашем обществе не всегда уважают: мол, это не спорт, занялись бы лучше делом и так далее. Сталкивался с таким? 

— Раньше эта тенденция проявлялась более остро, но сейчас люди видят, что популярность киберспорта растет. Просто мы, как всегда, догоняющая страна даже в СНГ. Рано или поздно киберспорт официально признают спортом.

— Но обычный спорт такого негатива не вызывает: звезд футбола и хоккея, как правило, уважают. Киберспортсменам, наверное, обидно из-за этого?

— Уважение к обычным спортсменам очень даже понятно: просто спорт давно существует. Люди привыкли к нему, всюду видят события в футболе, хоккее. А киберспорт вызывает неприятие, потому что люди не знают нюансов, у них очень поверхностное представление об этой сфере. Когда они поймут, чем отличается мастер от любителя и почему киберспортсменов называют профессионалами, мнение изменится.

— Почему они профессионалы?

— Их подготовка практически не отличается от подготовки обычных спортсменов, которые выступают в дисциплинах с физической активностью. Это работа с тренерами в спортзалах, с диетологами, психологами, а также еще уйма аспектов, над которыми нужно работать, чтобы быть лучшим в той или иной игре.

Карьера и «пенсия» киберспортсмена

— Ты тренируешь молодежную команду. Молодежь в киберспорте — это какой возраст?

— Где-то с 16 до 20 лет. Как таковых возрастных рамок нет, обычно их устанавливают сами люди. Сейчас первые профессиональные игроки уходят на пенсию, и четких рамок нет: кто-то и в 33 года продолжает играть, а кто-то заканчивает в 27.

Минимальный порог в 16 лет введен только потому, что такое правило существует на многих турнирах. Это чисто юридическая формальность — уверен, хватает 14—15-летних людей, которые готовы выступать на крупных чемпионатах.

— Киберспортсмены сталкиваются с проблемами обычных спортсменов? Когда из-за возраста ухудшается подготовка, реакция. 

— Такое мнение есть, но люди, которые как раз находятся на верхней границе возраста, думают иначе. Основная причина завершения карьеры — у тебя появляется семья, и приоритеты сильно меняются.

Ты не можешь быть мастером своего дела, выкладываясь наполовину.

Думаю, 99% уходят только потому, что пропадает интерес. Есть много игроков в районе 30 лет, которые по физическим данным и реакции превосходят молодежные команды. С другой стороны, у молодежи огонь в глазах, они на энтузиазме проще усваивают многие вещи.

— Как проходит тренировка? Рисуешь схемы, стрелочки на картах?

— В основном все тренируются по домам, но иногда собираемся на буткемпах — там и живем, и работаем, и спим. Многие учатся — понятно, что образование важнее, но если поставить людям условие, то многие как раз выберут киберспорт. Мы этого не хотим, не нужно ничем жертвовать. Конечно, из-за учебы люди не очень много времени уделяют тренировкам. Образование — важный аспект, поэтому мы даем возможность и учиться, и играть.

Сейчас мы в основном работаем над базовыми вещами, налаживаем рабочий процесс, прививаем системный подход к тренировкам. Я играл в командах уровнем выше, поэтому нам не нужно было заниматься такими вещами — работали над более сложными аспектами. А тут люди молодые, и поскольку нигде особо не играли, некоторых вещей не знают. Но для этого тренировки и проводятся.

У каждого индивидуальные особенности, тренер должен это видеть и понимать: кто-то запоминает все с первого раза, кому-то нужно больше времени. Также прорабатываем карты, но от турниров пока отказываемся: сперва нужно хорошую базу получить.

— Есть желание вернуться в киберспорт в качестве игрока?

— В моем возрасте уже сложно найти команду. Идет упор на омоложение составов, и брать игрока даже по подходящим критериям, но возрастного, не особо хотят. А молодой игрок и в цене растет со временем, так что их в основном на перспективу берут.

Эйджизм прямо.

— Ну да.

— По миру тоже такая ситуация? В каких регионах искал команду?

— Меня приглашали в Индию и в несколько команд из Европы. Уровень европейских коллективов был весьма хороший, с достойными доходами. Но проблема в английском языке — меня хотели брать на роль капитана, а ему нужно говорить очень много. Здесь мое упущение: английский нужно учить.

— На какой доход может рассчитывать белорусский киберспортсмен высокого уровня? Который ездит на зарубежные чемпионаты, занимает призовые места.

— Цифры назвать не могу, но если за среднюю зарплату брать тысячу рублей, то доход будет выше. Другое дело, что в Беларуси только одна команда с такими бюджетами. Конкурентов, по сути, нет. Хотя была еще команда от футбольного клуба «Динамо Брест», но они поиграли около года и как-то пропали.

— Почему так?

— На мой взгляд, если цель организации — заработок, то в Беларуси не тот уровень и не та инфраструктура. Нынешняя поддержка идет в основном на добровольных началах: есть люди, которым это интересно, и они хотят развивать киберспорт. Не думаю, что в Беларуси кто-то делает реальные деньги — скорее только тратят. Все не суперплохо, но заработать на киберспорте в нашей стране очень сложно.

Чем нынешняя молодежь отличается от прошлой

— У молодых игроков реальность с ожиданиями расходится? Например, думают, что будут просто играть, а оказывается, что надо тренера слушать и выполнять монотонные действия.

— Действительно, у очень многих такие представления. Они приходят и играют в удовольствие. Но посмотрите, как тренируется Роналду. Тебе нужно точно так же час за часом отрабатывать рутинные монотонные действия, которые могут понадобиться лишь в какой-то один момент, но именно он и принесет победу.

Так что основную часть времени приходится заниматься тем, что кажется скучным и несущественным. А когда долго занимаешься и нет результата, нужна еще и психологическая выдержка. Да, часто бывает, что ожидания завышены: чемпионами мира за год не становятся. Может понадобиться пять лет, и все эти годы ты не должен сбавлять обороты. Многих это ломает.

Вообще, молодежь «тогда» и «сейчас» сильно отличается. Когда мне было 15—16 лет, какой-то зоны комфорта не существовало: был эдакий переходный момент с уличных развлечений на клубы. Сейчас такого нет. Молодежь теперь меньше общается со сверстниками — думаю, это в целом из-за соцсетей и онлайн-игр, ведь вся коммуникация происходит там. Но киберспорт — коллективная игра, людям нужно общаться, вместе жить, работать.

Раньше команды были более идейными и сплоченными. Несмотря на то что я почти всегда был самым младшим, никаких проблем это не вызывало — я ни разу не почувствовал, что меня обделяют или обижают. А сейчас каждый хочет быть сам по себе. Однако игра командная: никто не заставляет с кем-то дружить в жизни, но когда играете, то должны быть единым целым. Достичь этого можно двумя подходами. Первый — суперпрофессиональное отношение к киберспорту, как в Европе и США: люди не интересуются, кто чем занимается в жизни, и не общаются толком, но в команде работают как слаженный механизм. Второй — как было раньше: все дружат и подбирают в команду людей, с которыми комфортно не только играть, но и в целом проводить время. В Беларуси же сейчас ни того, ни другого.

— Три совета подросткам, которые хотят стать киберспортсменами.

— Во-первых, подумайте, нужно ли вам это. Придется пожертвовать практически всем. Но если вы точно решили, то приступайте: общайтесь с игроками постарше и слушайте их советы, изучайте источники, анализируйте. Не смотрите поверхностно на игроков мирового уровня — старайтесь понять, как они играют и почему используют именно такие тактики. Анализируйте ошибки: если что-то не получается, пробуйте по-другому.

Сейчас очень много игроков, которые не умеют делать выводы. Вот как в начале карьеры допускали одну ошибку, так она и тянется за ними лет десять. Это говорит о том, что они не привыкли работать над собой. Требуется много самостоятельной работы, научитесь бороться с ленью.

Все не так, как, например, в футболе: пришел в кружок, оттуда попал в академию, молодежную команду — и ты все время в системе, которая давно и успешно работает. В киберспорте все иначе.

— А сам не жалеешь, что пошел в киберспортсмены?

— Я не достиг целей, которые ставил, но доволен тем, чем занимаюсь. Приходилось ломать свой характер для успеха, я приобрел много качеств, появились верные друзья и хорошие знакомые. Так что от киберспорта я однозначно больше получил, чем потерял.


KITKAT запускает в Беларуси новинки: розовый Ruby и Green Tea Matcha со вкусом зеленого чая. История шоколада началась с ацтеков, молочный шоколад изобрели 200 лет назад, белый представили в 1936-м, а розовый и со вкусом чая матча без искусственных красителей создали только сейчас. Вслед за Японией, Кореей и Европой белорусские поклонники хрустящего батончика также могут оценить новинки: KITKAT Ruby и японский хит KITKAT Green Tea Matcha. Есть перерыв, есть KITKAT.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «МедиаВэст», УНП 101541947.

Читайте также:

оптические мыши/лазерные мыши, ткань, 350x900 мм, цвет черный
оптические мыши/лазерные мыши, ткань, прошитые края, 300x750 мм, цвет черный/цветной принт

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by