«Наши сканеры работают в Хитроу». Как белорусы делают рентгеновское оборудование

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич
22 января 2018 в 8:00

Множество малоизвестных компаний Беларуси разрабатывают если не уникальные, то очень сложные вещи: одни заняты в медицине, другие производят оптические приборы для спецслужб. Мы продолжаем рассказывать о предприятиях, которые могут больше, чем заклеивать на товарах названия мировых брендов. Onliner.by побывал на производстве рентгеновского оборудования ADANI и узнал, что устройства с табличкой «Сделано в Беларуси» поставляются даже в американские тюрьмы и крупнейшие аэропорты мира.

Медперсонал не умел включить компьютер

За последние двадцать лет ADANI выросла с 40 до 600 человек, а Константин Сосенко от программиста дошел до позиции технического директора. Сама же компания появилась еще в 1991 году. Предприятие одним из первых предложило получать рентгеновское изображение флюорографа в цифровом формате. Тогда это считалось прорывом, который Константин сравнивает с переходом фотоаппаратов от пленки к «цифре». Прогресс давался непросто. Люди привыкли работать «как знают», даже если это было неудобно:

— Представьте работу медперсонала двадцать лет назад в глубинке. Зарядить с утра пленку, заводить по одному человеку в кабину и говорить «не дышите», потом достать бобину из аппарата и вставить в проявочную машину, готовые снимки положить врачу на стол. Доктор через увеличительное стекло специального аппарата все это изучал и ставил диагнозы. Мы предложили совсем другую концепцию: полный отказ от расходных материалов и новые возможности в работе с изображениями. Помимо этого решалась масса организационных задач — постоянный доступ к картам пациентов со старыми снимками на компьютере, статистика посещаемости, заболеваний и так далее.


Кроме технической сложности задачи мы столкнулись и с проблемами на местах: пользователи оборудования банально не умели не то что работать с ним, а просто не могли включить и выключить компьютер. Были и курьезные случаи: в нашу службу поддержки поступило сообщение о неисправности аппарата. Причина неисправности оказалась неординарной: обученная лаборантка заболела, а пришедшая ей на смену сотрудница банально не умела пользоваться мышкой — переставляла ее по коврику и удивлялась, почему не движется курсор на экране. Быть в таком авангарде тяжело, но мы прошли через этот этап.


«Страшная» радиация как она есть

Польза для пациентов с переходом на цифровые снимки тоже есть — доза облучения современного цифрового флюорографа в 300 раз меньше, чем та, что была на пленочных аппаратах.

— После Чернобыля, говорят, люди опасались рентгеновского излучения. Насколько это обоснованные страхи?

Все мы живем в мире, где светит солнце и есть космическая радиация. От нее нас защищает атмосфера. Если попробуете с дозиметром пролететь на самолете на высоте 10 тысяч метров, у вас глаза во-о-от такие станут там доза очень высокая. Об этом никто не говорит ситуация нормальная, от радиации не спрятаться. Радиационный фон у нас и где-нибудь в горной местности будет отличаться в 2—3 раза: на высоте ежедневная доза больше. И не стоит забывать о естественной радиации, которая исходит от нуклидов в земле и строительных материалов. Сейчас я говорю о нормальном радиационном фоне, не техногенных катастрофах.

Например, наш сканер, который используется в аэропортах, излучает дозу, равную получасу естественного фона. Грубо говоря, за день вы в любом случае получите в 50 раз больше радиации, чем от прохождения контроля. Поэтому вред человеку — просто повод для спекуляций.

Константин подводит разговор к регулярному скринингу — мол, боится человек радиации или нет, а проходить обследования ведь все равно нужно:

При онкологии человек может чувствовать себя хорошо, не зная, что уже серьезно болен. Скорее всего, дискомфорт появится на стадии, когда уже поздно будет что-то предпринимать. После скрининга легких мы сделали прибор для проверки молочных желез. В некоторых случаях можно распознать заболевание на очень ранней стадии и спасти пациентку.

О безопасности аэропортов и тюрем

Параллельно с медицинским оборудованием компания ADANI выпускает сканеры для аэропортов. Белорусские устройства используются, помимо прочего, в воздушных гаванях мирового масштаба, например в лондонском Хитроу:

— Одной из инноваций стал проект, связанный с обеспечением безопасности. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что имеющиеся средства крайне неэффективны. Да, современные металлодетекторы спасут вас от человека с топором. Но это далеко не все угрозы, с которыми сталкиваются службы безопасности. Появляются новые принципы досмотра, когда сканируется весь человек. Конечно, можно раздевать каждого пассажира, прощупывать одежду и находить запрещенные предметы. Но это приведет к гигантским очередям, массовому недовольству путешественников и все равно не решит проблему безопасности — например, наркокурьеры часто проглатывают пакеты с опасными веществами. По этой причине набирают популярность приборы, способные просканировать человека целиком.


В ADANI, говорит Константин, думают за заказчика: «Мы изучаем потребности и предлагаем решения, о которых он даже и не догадывался. Нужно много усилий, чтобы убедить клиентов в эффективности новых методов. Но когда это удается, продажи взлетают. Чаще всего клиент вообще не знает, чего хочет — у него просто есть проблема, требующая решения. Например, заключенные часто прячут контрабанду и оружие в матрасах. Как проверить? Охране приходится разрезать матрас, после чего остается только выбросить его. Но тогда уже эффективнее просто регулярно их менять. Мы же разработали специальный аппарат для сканирования матрасов, и к нам начали поступать заказы от американских исправительных учреждений. Никто не пришел и не сказал: „Сделайте нам это“. Наоборот, мы сами, общаясь с заказчиками, узнаем об их проблемах. Так и рождаются решения. В тюрьмы США, к слову, каждый месяц отправляем такие сканеры».


Компания раньше сотрудничала со сторонними предприятиями, но несколько лет назад целиком перешла на собственное производство. Константин говорит, что не устраивали периодические накладки с поставками комплектующих, из-за чего страдало качество и соблюдение дедлайнов. Теперь приборы изготавливаются целиком на мощностях компании, хоть для этого пришлось выкупить дополнительную территорию и построить новые помещения.

— Нам удалось таким образом взять под свой контроль качество и сроки. А заодно снизить стоимость продукции: уже не нужно было платить субподрядчикам. Например, наша карго-система для таможенного контроля в два раза дешевле, чем у конкурентов. И в плане обслуживания она не столь дорогая.


Для ADANI весьма актуальна проблема кадров — сложно найти нужных специалистов со своей мотивацией, поясняет Константин. На возражение, что белорусских инженеров и других технарей часто хвалят, CEO компании отвечает обтекаемо: «Мы этого не наблюдаем».

Сложности с сертификацией и настоящее белорусское качество

Продукцию ADANI можно найти примерно в 70 странах. В основном компания сосредоточена на СНГ, Европе, США, Северной Африке и Средней Азии. Есть планы по Китаю, но местные власти заинтересованы в продвижении своей продукции, из-за чего сертификация зарубежной медицинской техники может занять годы. Константин замечает, что иногда в каждой отдельной стране нужно получать разрешение, поэтому неплохо бы прийти к единому стандарту:

— На сертификацию у нас в стране нужно столько же времени, сколько на получение европейского документа — примерно полгода. А сравните количество населения и объемы рынка. Люди всех национальностей изнутри одинаковые, приборам нет разницы, кого просвечивать. Почему нельзя сделать единый международный сертификат? Приняты межгосударственные постановления о создании единой системы сертификации для стран Таможенного союза, но мер по его реализации нет. Надеюсь, стандарт все же появится.

Эта карго-система для проверки грузовиков скоро отправится в одну из африканских стран

— Сталкивались с предвзятостью из-за белорусского происхождения своих устройств?

— И сталкиваемся, и слышим такое. Но что значит «белорусская продукция»? То, что сделано в Беларуси, не растет посреди поля. Это создано конкретными людьми на конкретном предприятии с соблюдением правил и процедур. Поэтому качество напрямую определяется требованиями, принятыми в конкретной компании. Скажу так: в Беларуси есть предприятия, которым нужно поработать над качеством, но в общем и целом я не сказал бы, что такая проблема вообще существует. Доказательство — белорусские компании, которые продают свою продукцию по всему миру.

Мониторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by