Сделано в Беларуси. Репортаж с производства умных прицелов и тепловизоров

26 апреля 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Сделано в Беларуси. Репортаж с производства умных прицелов и тепловизоров

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Одна из присущих некоторым белорусам черт — с легким недоверием относиться ко всему отечественному и на всякий случай заочно ругать родную продукцию. Тем временем отдельные наши предприятия могут не только лепить наклейки на зарубежные товары, но и делать сложнейшие устройства. Например, тепловизоры, приборы ночного видения и умные прицелы, которые закупают спецслужбы европейских и азиатских стран.

«Электрооптик» существует уже больше 20 лет, но модернизация производства началась недавно, рассказывают представители компании Игорь и Вадим. Руководство предприятия решило вложить средства в разработку новой линейки продукции, в том числе смарт-устройств. Так появились прицелы, бинокли и монокуляры с передачей изображения на смартфон или планшет, GPS-модулями и записью видео на карты памяти. Разработка, дизайн, вырезка корпуса, полный цикл сборки, прошивка, спайка микросхем, тестирование в реальных условиях — все делается в Беларуси. Около 80% комплектующих — отечественные. Из-за рубежа приходится заказывать дисплеи, линзы и матрицу — эти продукты производятся всего в четырех странах мира.

Производство мелкое, все подгоняется под запросы покупателей. Из необычных ситуаций разработчики припоминают жалобу на громкие щелчки кнопок: «Клиенты говорили, что кабанов спугнуть можно. Мы разработали новый механизм, поставили мягкие резиновые прокладки, и проблемы больше нет. Еще в тепловизоре люди захотели рычаг со стопором — теперь добавляем его по умолчанию».

«Если человек хочет расписанный под хохлому прицел — сделаем и такое. Несколько прицелов, кстати, выполняли с именными гравировками»

Компания не скрывает своих основных покупателей: «Спецслужбы Китая, Казахстана, Сербии, Болгарии, ЮАР, Турции, европейских стран. Плюс белорусские спецподразделения. В целом, предприятие примерно на 90% является экспортно-ориентированным». У серьезных заказчиков — серьезные требования. Приборы должны работать в любых условиях: температура от –50 до +50 градусов, ударопрочность (в разумных пределах), погружение в воду.

Модели обновляются чаще смартфонов

Военная отрасль развивается быстрее других. Новые модели появляются не раз в год, а каждые пару месяцев:

— Как УАЗ регулярно выпускает рестайлинг 469-й модели, так и мы ежемесячно что-то модернизируем. Недавно нас просили доработать систему корректировки битых пикселей. Раньше это нужно было делать вручную, теперь же все автоматически.

— Считается, что военные ценят надежность и простоту, а ваши устройства технически сложные. Заказчиков это не смущает?

— Каждый военный в душе ребенок, который любит игрушки. Чем они круче (при сохранении простоты использования), тем лучше. Ни один прибор не идет в серию, пока не пройдет самые жесткие испытания. Тесты в лаборатории — это, конечно, хорошо. Но наша задача — проверить прибор в реальных условиях. Я лично ставлю перед собой задачу «убить» устройство: покупаем побольше патронов разных калибров, берем оружие и стреляем до тех пор, пока не начнутся какие-то проблемы — калибровка собьется, экран начнет моргать, Wi-Fi потеряет связь. Под конец дня синие руки и плечи обеспечены от отдачи на крупных калибрах. Возвращаем прибор специалистам, они смотрят, где что нужно усилить и доработать. Причем в случае с охотничьими прицелами получается огромный запас прочности: не каждый охотник за сезон сделает столько выстрелов, сколько мы за день проведем испытаний.

Этот же алюминий применяется в силовых элементах авиалайнеров

Прицелами на винтовки и ружья в «Электрооптик» не ограничилась. Сейчас ведется разработка прибора для ручных гранатометов: «Наш тепловизор по соотношению цены и качества — лучший в мире, говорю абсолютно серьезно. Мы дорабатываем его для РПГ, интерес проявили заказчики из Сербии и Африки. Тут есть особенность: гранатомет при стрельбе толкает вперед, а не назад, как в случае с обычным оружием. Линзы наших прицелов выдерживают удары назад, и теперь нужно сделать так, чтобы они не вылетали вперед».

Станок вырезает корпус прицела. Белая жидкость — эмульсия. Она охлаждает металлические элементы во время фрезеровки

Одно спецподразделение, говорят в «Электрооптик», покупает у компании умные прицелы, но исключает из требований Wi-Fi и GPS. Гибкость при производстве позволяет делать приборы чуть ли не по спецзаказу: возможны любые навороты, если заказчик их потребует. Представители предприятия признаются, что обидно читать отзывы о своей продукции от людей, которые видели новинки только на фотографиях:

— Почему-то белорусы очень скептически ко всему относятся. Пишут, мол, ерунда ваши прицелы. Но мы конкретно эту модель выпустили всего полтора месяца назад. Как люди успели купить их и пристреляться? Зато когда экспонировались на ведущей профильной выставке мирового масштаба IWA Outdoor & Classics 2017 в Германии, были приятно удивлены количеству посетителей на нашем стенде. Спрос оказался огромным. Были интересные случаи: подошли два человека с абсолютно безэмоциональными лицами и надписью на беджах «ЦРУ», взяли наши брошюры, посмотрели приборы и молча ушли. Другие люди тут же спрашивают: за сколько партию отгрузить сможете? А стоимость их заказа — несколько миллионов долларов. Но ты просто не можешь выполнить такой объем работы, нет требуемых мощностей.

Такое устройство с удовольствием надел бы и агент Сэм Фишер из серии Splinter Cell

«Нужно преодолеть страх перемен»

В «Электрооптик» трудится около 30 человек. Расширять штат не планируется: компания считает, что с дополнительными людьми будет сложнее контролировать качество продукции, а это приоритет. Отказавший в ответственный момент прибор подорвет доверие, а конкуренция высокая.

— Предприятие долгое время работало с людьми, скажем так, старых порядков. Пока не пришла молодежь, фирма оставалась на уровне 90-х: всех устраивал тот невысокий уровень производства, низкие доходы. Очень важно омолаживание кадров, нужно преодолеть страх перемен.

«Оставить все как есть — тупиковый путь развития, конкуренцию вы не навяжете с таким подходом»

— Приборы ночного видения и тепловизоры существуют на рынке давно. Насколько современные модели стали лучше?

— Есть закрытые военные разработки, и там остается только гадать — никто никогда не узнает, как далеко они продвинулись. Недавно мы смотрели ролик об американском тепловизионном прицеле с мгновенным оптическим увеличением. Если вкратце, раньше такое считалось просто фантастикой. Тепловизоры постепенно вытесняют приборы ночного видения, причем это происходит не только в военной сфере, но и среди охотников. Десять лет назад топовый тепловизор был с дисплеем 320×240 пикселей и плотностью 24 микрона — это очень крупное зерно. Сейчас же существуют модели с плотностью 17, а то и 14 микрон, разрешение возможно вплоть до Full HD (1920×1080). Все упирается лишь в ценник: один только Full HD-сенсор тепловизора стоит порядка $13 000. Будет спрос — сможем делать и такое. Но сперва нужно найти клиента, который закажет минимум несколько подобных тепловизоров. А на склад мы не работаем.

В «Электрооптик» разрушили сложившийся на основе боевиков стереотип: оказывается, прибор ночного видения может показывать картинку не только в зеленых тонах. Более того, зеленый оттенок уже считается устаревшим — в тех моделях применялся люминофор, разработанный еще в 1940-х годах: «Когда очень долго смотришь в такой прибор ночного видения в темноте, то глаза некоторое время тоже будут светиться зеленым — необычное зрелище». Теперь многие заказчики выбирают черно-белую палитру.

Винтовка — муляж, но детальный. Вес в точности повторяет реальное оружие

Мечта охотника

Продукция «Электрооптик» идет по классификации товаров двойного назначения. При этом ни одна подобная компания не будет спрашивать, для каких именно целей покупаются те или иные устройства.

— Наш прицел с тепловизором в топе способен увидеть человека на дистанции 2100 метров. Спрятаться от него невозможно, единственный шанс — стекло или вода. Ни один тепловизор, даже самый дорогой, не работает через такое препятствие. Различные мази, которые скрывают выделяемое человеком тепло, в теории могут помочь. Но как быть с дыханием, теплотой ладоней? Скажу по практике — спрятаться не выйдет. Все, что имеет температуру выше –273 градусов по Цельсию, выделяет тепло, которое улавливается прибором. Мощный тепловизор разглядит машину с расстояния в 5—6 километров, вертолет — с 10 километров. В общем, преступником в наше время быть очень трудно.

Спрятаться от тепловизора можно только за стеклом или водой.

— Один мой знакомый егерь взял с собой матерого браконьера. Привел его ночью на болото в густой туман. Дал тепловизор — на, говорит, попробуй. Браконьер посмотрел — а там по болоту козы ходят, хотя без прибора ни за что не разглядел бы их. Человек расстроился: раньше, мол, в кустах прятался от егерей, а теперь ничего не поможет.

Сотрудники офисов, расположенных по соседству с «Электрооптик», привыкли к выглядывающим из окон людям с тепловизорами, винтовками и монокулярами

В разработке устройств принимает участие Александр Васильевич Газов. Это обладатель двух олимпийских медалей и множества наград на стрелковых чемпионатах мира. При стрельбе «по бегущему кабану» в 1976 году он принес СССР золото, а на домашней Олимпиаде 1980 года — бронзу. Александр Васильевич — большой любитель оружия. На встрече он, как любой заядлый охотник и рыбак, первым делом показал свои трофеи. «Вот карп небольшой — килограмм шесть весил, а тут лисы», — демонстрирует он фотографии с охапкой лисиц и карпом размером с маленькую акулу. Александр Васильевич знает много секретов: как лучше закрепить прицел, что сделать для большей надежности устройств и так далее.

Александр Васильевич признался, что в его районе лисиц уже осталось мало: «Две еще бегают, но я их достану»

У Игоря и Александра Васильевича разные взгляды на охоту. Олимпийский чемпион уверен, что тепловизоры и смарт-прицелы помогают: «Знаете, что с подранками бывает? Когда животное наконец умирает, оно остается гнить в лесу, другие звери едят это мясо и могут заразиться, антисанитария полная. Каждый год охотники случайно попадают в других людей — только шевельнутся кусты, сразу стреляют. С тепловизорами и ночным видением можно исключить такие происшествия. Я бы вообще запретил охоту в ночное время без приборов».

Олимпийский чемпион по стрельбе: «Охоту в ночное время без тепловизоров и приборов ночного видения нужно запретить».

Игорь же считает, что смарт-устройства слишком упрощают охоту: «Охотник, взяв тепловизор, становится мясником. Это не браконьерство, все официально, просто у животного не остается шанса. Идеальным прибором для охотника я считаю монокуляр, который поможет найти зверя. А дальше нужно быть равным с животным — берешь копье и выходишь на него».

Корпусы из авиационного алюминия

— Тепловизоры должны быть в МВД, это незаменимая вещь. Но самая дешевая модель стоит 2900 долларов — за столько можно купить хороший прибор ночного видения. Однако ни один «ночник» не сравнится по качеству с тепловизором. От ночного видения может спасти даже камуфляж.

В отличие от конкурентов, которые в ряде моделей используют пластик, «Электрооптик» делает только металлические корпусы. Заготовки вырезаются из цельного куска алюминия, причем не простого, а авиационного: «Он практически не уступает стали, к тому же не окисляется. Если краску содрали, можно легко возобновить цвет самому или у нас. Из точно такого же металла делают силовые элементы самолетов. Себестоимость корпуса прицела — около 400 долларов. Думали перейти на пластик, но он не выдерживает температурные нагрузки. После –40 градусов прицел начинает коробить. ФСБ заказывала партию устройств для работ в Арктике, а там температуры бывают еще ниже. Наш корпус переживет не просто падение, а проезд машиной».

Монолитный корпус прицела или монокуляра выдержит проезд автомобилем.

Разработчики подходят к делу скрупулезно: микросхемы паяют только вручную. Для калибровки прицелов используется похожий на телескоп прибор стоимостью «„двушки“ в Бобруйске». Если на этапе производства с деталью что-то не так, ее отправляют на переплавку, а не перетачивают.

Ручное производство позволяет подстраиваться под текущие заказы:

— Сегодня поступил заказ на партию биноклей — делаем их. Завтра сказали делать монокуляры — тут же принимаемся. У многих наших приборов модульная конструкция, поэтому не нужно переиначивать производство. Корпус можно сделать любого цвета: если планируется закупка устройств для операций в пустыне или снегах, покрасим модели в песочный или белый цвет.

Так выглядят корпусы прицелов

Программное обеспечение компания разрабатывает свое, а в приложениях на смартфонах пока использует стороннее, но планирует перейти на собственное.

Нам дали опробовать устройства в офисе компании.

Запутаться в интерфейсе не получится 

В тепловизоре переключаются режимы отображения: то картинка становится один в один как в «Хищнике», то окрашивается в оранжевые тона, то приобретает бóльшую контрастность. Разработчики объясняют, что эти режимы не для красоты — они нужны в разных условиях работы. Например, при сильном тумане используется один тип, в сумерках, когда температура воздуха начинает меняться, — другой, глухой ночью — третий.

Определение расстояния до объекта происходит элементарно: нажали кнопку, навели прицел на машину или строение, надавили на клавишу еще раз — и уже видим цифры. С непривычки организация интерфейса кажется устаревшей: до логики управления смартфонов или хотя бы смарт-телевизоров еще далековато. Однако разработчики говорят, что военные просят еще сильнее упростить дизайн.

Бинокли и подзорные трубы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by