Знай наших. Как в Беларуси делают лазерное медоборудование

04 декабря 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

Знай наших. Как в Беларуси делают лазерное медоборудование

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

«Белорусы вообще скромные, поэтому нас могут и не знать, — говорит при встрече руководитель Mediola Юрий Полумисков. И действительно, название компании ни о чем не скажет подавляющему количеству белорусов. Состоящая всего из 15 человек Mediola разрабатывает и выпускает лазерное оборудование и инструменты для хирургии. Найти эту продукцию можно во многих больницах и частных медцентрах Беларуси. Недавно запатентованную разработку Юрий и вовсе называет уникальной. По его словам, такую можно сделать лишь при тесном сотрудничестве с врачами. Зарубежные корпорации такой подход применяют далеко не всегда: мол, у них врачи сосредоточены на работе для высокого дохода, и им зачастую нет дела до участия в разработке устройств.

Mediola появилась в 1991 году на базе Белорусского политехнического института. Люди, которые занимались изучением лазеров, организовали свою компанию. В девяностые она выживала по-разному, но лазеры всегда оставались в фокусе: «Было принято решение исследовать лазеры для биомедицинских технологий. Тогда все понимали, что лазеры — это круто, но никто не мог сказать, зачем они нужны врачу. Колоссальное время понадобилось на накопление опыта».

Язык доктора и инженера

Компания пришла к нынешнему видению развития в 2000-х: начиналось все со сборки прототипов, прохождения многоступенчатых испытаний. Здесь Юрий называет ключевую особенность Mediola:

— Мы умеем говорить на языке и доктора, и инженера. Компания нуждалась в своеобразном переводчике, и я как врач в свое время пришел сюда в том числе с этой целью. Медицина очень сильно отличается от технических наук. Требования, которые нужны докторам, перевести на язык технического задания очень сложно. У нас на это ушло около десяти лет. Прототипы демонстрировались врачам, проводились тесты, корректировались ошибки, все постепенно доходило до клинических испытаний и первых пациентов — это колоссальный путь и работа очень большого количества людей.

Сейчас процесс разработки и получения всех разрешений занимает у компании полтора-два года. За это время смартфон успевает устареть, но Юрий замечает, что нужно разделять софт и «железо»:

— Смартфон — это его операционная система. То, что нам говорят о новейшей начинке, не совсем верно. Производительность «железа» увеличивается не так быстро, а вот программа или игра может устареть, да. Посмотрите на BMW, Mercedes, японских производителей — двигатели те же, что и десять лет назад, но программное обеспечение совсем другое, оно обновляется очень быстро. То наше «железо», что разрабатывается, устареть за такой короткий срок, конечно, не успевает. А софт мы обновляем не реже раза в год.

Компания сосредоточена на производстве инструментов для малоинвазивной хирургии. Такие процедуры называют операциями одного дня: они выполняются с минимальным травматизмом и сроком нахождения пациента в больнице:

— Слышали о лечении варикозной болезни вен? Вот одно из наших популярных направлений. Больше половины таких операций делается в Беларуси на оборудовании Mediola. Уже на следующий день, если не ожидается тяжелый физический труд, человек может выйти на работу — это хирургия без боли и страха. Обычная операция, для сравнения, требует минимум одной недели госпитализации, а потом еще месяц восстановления.

— Почему взялись именно за это направление?

— Мы подходим к разработке новых инструментов исходя из задачи, обозначенной врачом. Например, сегодня в поликлиниках работает достаточно хирургов, и многие манипуляции они могут выполнять на месте. Но иногда требуется что-то чуть более сложное, и приходится направлять пациента в больницу. Лазерные технологии как раз и позволяют расширить спектр помощи на местах. Лазерный аппарат — это своего рода платформа для «хирургии одного дня». Причем этот тренд — перевод большинства видов хирургической помощи из больницы в поликлинику — уже намечен. Технологии прекрасно отработаны нашими специалистами, есть обучающие центры, необходимая инфраструктура в наших поликлиниках создана. Свою миссию мы видим в создании высокотехнологичной хирургии проще и доступнее — в ближайшей поликлинике по месту жительства. 

Многие разработки Mediola выполнялись совместно со специалистами Белорусской медицинской академии последипломного образования. Юрий подчеркивает, что компания выпускает именно аппараты, а не приборы: «Прибор — это то, что считывает, а аппарат — оказывает воздействие. Например, термометр будет прибором, грелка — аппаратом». Аппарат Mediola Compact, например, позволяет проводить малоинвазивные операции в общей хирургии, ЛОР, гинекологии, флебологии (область медицины изучает болезни вен) и проктологии.

О менталитете и сильных сторонах белорусов

Mediola Colibri — ноу-хау компании. Это оптический инструмент для целого ряда хирургических применений: в компании говорят, что такого больше ни у кого нет. На возникший у нас скепсис управляющий Mediola отвечает, что для белорусов вообще характерно не замечать своих достижений, при этом, не всегда разбираясь, хвалить зарубежные товары:

— У наших потребителей, и не только медицинских товаров, есть настороженность к белорусскому производителю. Мы зачастую проигрываем западным производителям в информационном плане, они приходят и пропагандируют превосходство своей продукции. Хотя технически это не так. Поверьте, белорусский hardware может быть во многом лучше западных продуктов. Если возьмем уровень изделия белорусского и европейского производства — скажем, стран бывшего соцлагеря, — то мы на порядок сильнее. БССР в свое время была высокотехнологичным сборочным цехом всего СССР. Наши инженеры никуда не делись, хоть некоторых и переманивают за границу. Культура производства у нас всегда была высокая, и эта традиция осталась. Наши производители сами себе предъявляют очень жесткие требования к качеству и умеют их выполнять, — уверен Юрий.

Некоторые медицинские стартапы говорят, что из-за этого тяжело получить нужные лицензии. Может, надо сделать поблажки?

— Это называется «Регистрация изделия медицинского назначения». Наверное, многие проходят этап, когда что-то разработал, у тебя горят глаза, прибегаешь в сертифицирующую организацию — и нарываешься на кучу каких-то странных требований, бюрократизм и так далее. На самом деле все не так. Наш Центр экспертиз на постсоветском пространстве один из самых, если не самый сильный с точки зрения контроля качества и безопасности изделий медназначения. Мне есть с чем сравнивать: проходили такие процедуры в России, Украине, сейчас тоже кое-где проходим. В Беларуси весьма жесткий подход к контролю медицинской продукции. Даже с таким сталкивались: инструмент прошел европейскую проверку, а белорусскую — нет, у них нормы по токсичности и биосовместимости некоторых материалов менее высокие.

Надо ли упрощать регистрацию? Я считаю, что нет. Раз уж ввязались в свой стартап, то нужна соответствующая база, поставленные бизнес-процессы, менеджмент качества. Производство и разработка продукта должны быть управляемы. Центр экспертиз проверяет, и насколько эффективен ваш продукт, и как вы товар сделали. И здесь без пафоса — на кону здоровье, иногда и жизнь.

— Много говорят о льготах для IT-компаний. А как оцениваете бизнес-климат Беларуси для производства медицинского оборудования?

— Как и для любого другого производителя hardware — весьма неплохо. Считаю, и это не только мое мнение, что в Беларуси сформировалась достаточно устойчивая экосистема для развития небольших наукоемких производств. Доступ к относительно недорогим ресурсам, наличие технических вузов и обновляемой кадровой базы, разнопрофильные предприятия и обмен технологиями, логистика, разумная законодательная база — все это способствует и помогает производству высокотехнологичных продуктов. Конечно, есть и проблемы, это нормально. Например, в Беларуси нужно развивать собственную школу индустриального дизайна, есть вопросы с подготовкой узких молодых специалистов. Но все это нюансы, решаемые совместно самими производителями, так сказать, в ходе эволюции нашей экосистемы.

Хотя вот, про законодательную базу. Не так давно правительство опубликовало новую редакцию перечня высокотехнологичных товаров — наличие вашей продукции в этом списке очень помогает компании развиваться. В частности, инвестировать в разработки новых продуктов. Медицинские лазеры по какой-то причине из этого перечня изъяли. Почему — пока непонятно. 

Возвращаясь к вашему вопросу о климате — вернее, более правильно все же говорить «экосистема». Позитивно оцениваю. Убежден, что у наших производителей есть потенциал эволюционировать, особенно если взаимодействовать между собой.

Важность дизайна для удовольствия от работы

Разработка аппаратов конструкторским отделом ведется здесь же. На полке нашлись фигурки хирургов из пластилина, которые проводят операцию. По таким инсталляциям дизайнеры продумывают удобство работы с будущими устройствами: где лучше разместить кнопки и так далее. Под дизайном здесь понимают сперва удобство работы, а потом внешний вид:

— Обычно при слове «дизайн» все сразу думают о том, как продукт выглядит. Но слово куда более комплексное. Вообще, design с английского переводится как «конструкция». Дизайн — в первую очередь функциональность. Вид может быть простым, ведь главный показатель хорошего дизайна — когда работаешь с аппаратом не задумываясь. Внешний вид играет роль, только когда нужно поставить красивые фотографии на сайт своего медцентра или поликлиники. На приеме у стоматолога вы же не оцениваете «дизайн» того или иного аппарата. Хотя эстетика должна присутствовать в том числе.

— Почему? Она ведь, получается, не важна.

— Доктор, который работает с нашим инструментом, — это своего рода художник, творческий человек. Когда держите инструмент, должна быть эмоция, кайф от своей работы. Конечно же, при условии функциональности. Вот здесь эстетический аспект становится важен. Также упомяну еще один момент, о котором обычно никто не думает. Скажите, кто работает с медицинским оборудованием?

— Врачи, разве нет?

— Так и думал. На самом деле врач непосредственно работает с аппаратом 15—20% времени его эксплуатации. Все остальное время с аппаратом проводит медсестра: протирает, включает и выключает, калибрует, обрабатывает и стерилизует инструмент, отвечает за хранение, собирает-разбирает — о труде среднего медицинского персонала вообще мало кто думает. Это ошибка конструкторов. Когда начинаешь учитывать такие моменты, дизайн рождается сам собой.

Стоимость аппаратов Mediola дешевле зарубежных в среднем на 30—40%. Сейчас компания сосредоточена на постсоветских странах. Планы на Европу есть, но долгосрочные:

— Тому есть несколько причин. Во-первых, их рынок насыщен, и войти туда достаточно сложно. Во-вторых, нужно фокусироваться, распылять ресурсы нельзя. Мы же белорусская компания, так что прежде всего для Беларуси работаем. В-третьих, и это, быть может, более важная проблема — на Западе совсем другая культура потребления медицинских услуг. Их коммерческая медицина отличается от нашей. Дело в подходах. Допустим, по ряду технологий мы можем оперировать 20% пациентов: десять человек пришли с патологией, и только двум она показана. Для нас это связано с этикой, принципом «не навреди» и уверенностью в результате. Но этот момент существенно влияет на экономическую привлекательность нашего предложения для них — такая технология не всем интересна. 

В Европе за деньги прооперируют всех десятерых пациентов. Тех, которые повторно придут с рецидивом, снова отправят на операцию, чтобы еще раз заплатили. Не всегда конечно, но очень часто. Белорусские врачи, в отличие от в том числе и коллег с пост-СССР, гораздо более этичны. Вот спрашивают, какая у белорусов национальная черта, идея. Мне кажется, что одна из них — это именно этика. Мы работаем открыто и честно. Пусть иногда теряем из-за этого.

Медицинские термометры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by