«Навигатор для робота, а не человека». CEO Mapbox о будущем картографических сервисов

9272
36
09 ноября 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

«Навигатор для робота, а не человека». CEO Mapbox о будущем картографических сервисов

На днях стало известно об открытии в Беларуси представительства компании Mapbox. Это американский стартап, который насчитывает уже несколько сотен сотрудников. Чем конкретно занимается компания и зачем обучать искусственный интеллект навигации, Onliner.by рассказал основатель проекта Эрик Гундерсен.

— Почему открыли новый офис именно здесь, в Беларуси? 

— Mapbox давно работает с MapData — уже около полутора лет, мы хорошо знакомы. Но дело не только в отличной команде. Важно то, что здесь, в Минске, происходит: у вас множество стартапов, будь то игровые компании или картографические сервисы. Это показывает, в каком направлении люди мыслят. Есть проекты с машинным обучением и искусственным интеллектом. Минск становится центром серьезных разработок.

Заодно у нас офис в Детройте — автомобильной столице США. Здесь все просто: нужно быть максимально близко к своим покупателям. Если делаешь технологии для машин, то плотно общайся с автомобильными инженерами.

Основатель Mapbox Эрик Гундерсен и руководитель белорусского отделения компании Александр Матвеенко

О проблемах навигации

— Что не так с теперешними сервисами навигации? Вы упоминали, что они не развиваются годами. 

— За последние десять лет я выделил бы три основных этапа в развитии карт. В 2007 году вышел iPhone. Тогда уже существовали цифровые карты, но благодаря смартфону Apple они оказались у вас под рукой. Это невероятный опыт. Следующее изменение произошло в 2010 году, когда в дополнение к обычным картам появились «живые» панорамы. Теперь же, с возможностями AR Core и AR Kit, стали доступны инструменты для работы с дополненной реальностью. Вот где кроется новый прорыв для карт.

Сегодня любой, у кого есть iPhone 6S или более новые модели, может пользоваться дополненной реальностью. Это миллионы устройств. Сформировался огромный рынок для разработчиков, которые заинтересованы в привлечении аудитории. У нас появилась великолепная платформа, которая в том числе позволит изменить образ жизни пользователей — например, то, как мы управляем автомобилями. Однако в смартфонах, как мне кажется, еще недостаточно сенсоров.

— Но свои карты у Apple как-то не задались. На ваш взгляд, что тогда произошло?

— Да, согласен. Являясь одной из богатейших компаний мира, Apple до сих пор сталкивается с проблемами в своих картах. Дело в том, что создать картографический сервис невероятно сложно. Есть всего несколько компаний в мире, которые этим занимаются, — Google, TomTom, Nokia и ряд других.

— И вы в том числе, получается?

— Мы работаем по схожему принципу. Собираем множество данных для обработки. Каждый месяц 350 миллионов людей работают с нашими картами и отправляют информацию, что позволяет нам полноценно работать с этими данными.

— Большинство навигационных сервисов предлагают одинаковый функционал. Чего им не хватает?

— Думаю, у них есть две глобальные проблемы. Первая — сервисы перебрасывают вас из одного приложения в другое. Например, вы работаете водителем или курьером. Получаете заказ через программу своей компании, а затем вынуждены открывать непосредственно карты, чтобы понимать, куда же вам надо ехать. Да, процесс переключения занимает секунды, но в масштабе миллионов поездок вы теряете намного больше времени, а вместе с этим — и денег.

Вторая проблема — контекст этих карт. Например, в Uber и Lyft есть точки популярных мест посадок. Это позволяет пассажиру экономить время, а водителям — постепенно запоминать такие места. Значит, ваши действия более эффективны. Сейчас в целом это становится крайне важным.

— Что конкретно вы делаете в своем сервисе?

— Вы можете поставить смартфон на приборную панель и получить что-то вроде проекционного дисплея. Огромный массив информации с карт обретает контекст. Вам нужна не столько подробная, сколько актуальная информация.

Минимум данных при максимальной их полезности — вот что необходимо водителям. Наше решение становится холстом, на который можно нанести какую угодно информацию. Но здесь появляется одна деталь. Мы начинаем смотреть на мир через камеру смартфона. Так появляется возможность собирать информацию, которая пригодится даже не автономным, а полуавтономным машинам.

Карты для ИИ

— Получается, главная идея — превратить смартфоны в проекционные дисплеи?

— Если в общих чертах, то да. Любое ваше перемещение позволяет получить массив информации. Для машинного обучения необходимо, собственно, в первую очередь собрать данные, которые затем будут использоваться искусственным интеллектом. Чем больше сведений вы начнете собирать прямо сейчас, тем умнее окажется ИИ. Представьте, какие возможности откроются со сбором информации через камеру смартфона.

Взглянем на лучшие машины современности: новые Mercedes, Tesla и другие. Они оборудованы просто фантастическими датчиками — встроенная система точно знает, что находится перед, позади и по бокам автомобиля. Но сама машина понятия не имеет, куда она направляется, не видит маршрута в целом. Мы хотим научить автомобили быть более самостоятельными, чтобы они понимали, где находятся и какие в этом месте особенности.

По сути, мы делаем карты не для людей, а для роботов. Они спроектированы с учетом возможностей автомобильных сенсоров, радаров и других систем.

Водители и искусственный интеллект

— Автономные машины кажутся очень далекими от реальности…

— Есть такой момент, да. Восемнадцать месяцев назад практически все производители автомобилей заявили: «Мы выпустим полностью автономные машины к 2020 году». Прошло полтора года, уже ноябрь 2017-го, а дело не особо движется. Не думаю, что они успеют сделать свои автомобили за оставшиеся два года. Процесс займет гораздо больше времени.

Но намного безопаснее ехать в машине с датчиками, которые знают, что происходит вокруг, и при необходимости среагируют быстрее водителя. В принципе, такие автомобили продаются уже сейчас.

— Несколько месяцев назад мы общались с IT-инвестором из Кремниевой долины. Он говорил, что люди и машины с ИИ не уживутся на одной дороге. Согласны с этим?

— Для выхода таких автомобилей на рынок должно пройти еще много времени: нужно усовершенствовать сенсоры, развить технологии, получить массу разрешений. А зачем ждать полностью автономный транспорт, когда уже сейчас датчики позволяют значительно увеличить безопасность?

— Идея специалиста была в том, что человек может и будет нарушать правила, а ИИ — нет. Это вызовет диссонанс.

— Честно говоря, я так не думаю. Однажды ехал в Tesla как пассажир и машина смогла предотвратить аварию: мы не видели находившийся в мертвой зоне транспорт, а автомобиль распознал опасность и сам затормозил. И это технология где-то пятилетней давности. Развитие сенсоров в машинах уже значительно повышает безопасность на дорогах. Строить отдельные дороги для автономных транспортных средств? А как быть с велосипедистами, пешеходами? В тоннели отправлять, что ли? Нет, все должны оставаться в одном пространстве.

— В разных странах разная культура на дорогах. Как адаптировать сенсоры под все сразу?

— О, я видел, как переходят дорогу в Риме. Это безумие просто — любой датчик, созданный в США, мигом сойдет с ума от количества пешеходов, которые выскакивают прямо перед машинами. Согласен, здесь уже нужна нейросеть и учет географического положения.

Получится что-то вроде системы с учетом местного менталитета, которая заодно будет понимать разные дорожные знаки и другие особенности. Допустим, я на автомобиле из США поеду в Канаду. Вроде бы все почти то же самое. Но скорость указана в километрах, знаки других цветов — сперва это все немного сбивает с толку. Если вдруг придется все время проверять скорость по спидометру, потому что цифры будут непривычными, то человек станет больше отвлекаться, что повысит риск аварии.

— Банальный вопрос, но не можем не спросить: как вам Беларусь?

— Все круто. Здесь отличные инженеры и IT-специалисты. Здорово, что теперь к вам можно попасть без визы. Правда, только на пять дней, но я слышал, что собираются увеличить срок до месяца, да? Это очень нужно. Раньше сюда было тяжело привезти иностранных инвесторов, специалистов, а теперь нужен только билет на самолет. И еще я слышал о документе для Парка высоких технологий — мне рассказали, что там будет много очень современных и интересных вещей. Уверен, все это положительно повлияет на вашу страну.

GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
09.11.2017 в 8:14
За этими ребятами будущее.
09.11.2017 в 8:17
Миллион раз уже выручал навигатор в телефоне, эта тема действительно нужная.
09.11.2017 в 8:18
Чем больше в РБ будет иностранных представительств различных компаний тем лучше.
09.11.2017 в 8:20
ВСе это мечты ..и когда оно будет не известно...
09.11.2017 в 8:34
да и гугл карт достаточно уже будет
09.11.2017 в 8:37
Про сам сервис ничего и не рассказали...
09.11.2017 в 9:06
Сразу видно, что он даже не представляет данный рынок. По крайней мере в этой части света
09.11.2017 в 9:24
один вопрос - а тут чего забыли?
дешевую раб силу или вздутие перед продажей путем бессмысленного увелечения штата.
09.11.2017 в 9:29
Машины с ИИ это как раз для наших... Теперь с машину можно не только чинить в гараже, а с ней еще и выпить можно и поговорить :)
09.11.2017 в 9:40
Одни слова
09.11.2017 в 9:49
Попробуйте сначала наши ПДД перевести в чёткий алгоритм. Когда получится - можно будет потереть тему "Толкование ПДД" и приниматься за карты для ИИ.
09.11.2017 в 9:51
Прошу заметить! Они партнеры!
А не халявщики!
09.11.2017 в 10:07
Аутсорс продолжается. Ничего своего.
Только работа на западных дядей!
09.11.2017 в 10:09
Уверен, все это положительно повлияет на вашу страну.
Кое-что другое может более положительно повлиять на нашу страну)))
09.11.2017 в 10:33
Мечты про розовых слонов.
09.11.2017 в 10:37
MapsMe отвратительный навигатор. На этих выходных крутил меня по Вильнюсу. вел на разворот через сплошную и ужасно неправильно комментирует повороты. а два месяца назад как он меня по Борисову водил так вообще было что-то с чем-то: еду на выезд из города, маршрут построен через центр. Заезжаю на мост с развязкой - маршрут резко перестраивается и уводит с моста в сторону. повинуюсь ему и еду. проезжаю километра 2 и он снова перестраивается через центр, разворачивает меня назад на ту же развязку. вернулся. на мосту о5 та же ерунда - маршрут снова перестроился через окраину и увел снова в сторону. плюнул на него и поехал сам ориентируясь на указатели. вот реально лучше купить навител , чем по этой бесплатной шляпе ездить.
09.11.2017 в 11:11
Но сама машина понятия не имеет, куда она направляется, не видит маршрута в целом. Мы хотим научить автомобили быть более самостоятельными, чтобы они понимали, где находятся и какие в этом месте особенности.


Если я правильно помню, у АУДИ уже их matrix фары давно связаны с картами и на перекрестках подсвечивают обочины, чтобы было лучше видно пешеходов, подходящих...
09.11.2017 в 11:19
Я пользуюсь Яндекс-навигатором, с большего меня устраивает.
09.11.2017 в 11:35
Каждый месяц 350 миллионов людей работают с нашими картами и отправляют информацию, что позволяет нам полноценно работать с этими данными.

Ребята, не надо лукавить, это не ваши карты, а OSM, которые вы используете. Далее, я перепробовал абсолютное большинство навигационных программ и сформировал своё мнение по ним. Допилите лучше сначала для людей, потом на роботов спроецируете. По мне лучшей навигационной программой будет основанная на OSM картах с поддержкой 3D вида (камень в огород Osmand), и возможностью дополнительной установки плагинов на выбор, таких как видеорегистратор, антирадар, чат, OBD сканер и т.д. Потому как такого в природе не существует и приходится использовать паралллельно несколько программ разных разработчиков, загоняя их в фоновый режим, что крайне неудобно для переключения. Есть регистраторы с картами, но на гуглокартах, естественно их функционал и подробности для наших условий несовершенны. Вот если вы возьмётесь в рамках своего проекта за такое, то однозначно порвёте всех конкурентов.
09.11.2017 в 12:04
и все таки карта на твердом носителе лучше... разрядился телефон... не ловит инет... атлас дорог всегда под рукой)
09.11.2017 в 13:05
Куда катится мир. Скоро, пардон, сортир будет с датчиками, а человеческое существо разучится самостоятельно подтирать задницу. Станет витать в маркетингах, медиа-планировании, искуственном интеллекте и прочих облаках. Элои и морлоки блин.

Американцы молодцы. У вас, говорит, хорошие инженеры и программисты. Продолжу мысль - а у нас есть маркетологи, продаватели и предприниматели. Программисты и инженеры становятся постепенно руками, а мозги - вот они, дяди из Штатов. Умные мозги снимут сливки, рукам дадут на еду плюс немного маслица и вуаля. История повторяется, все циклично.
09.11.2017 в 13:05
Glinko, зарядка для телефона всегда есть в машине :)
09.11.2017 в 13:36
Интересно как эти системы будут работать в условиях ограниченной видимости. Когда дорогу и знаки засыпет снегом, например.
09.11.2017 в 14:35
Чем больше в РБ будет иностранных представительств различных компаний тем лучше.
"fogast":


для кого именно?
09.11.2017 в 14:39
Каждый месяц 350 миллионов людей работают с нашими картами и отправляют информацию, что позволяет нам полноценно работать с этими данными.

Ребята, не надо лукавить, это не ваши карты, а OSM, которые вы используете. Далее, я перепробовал абсолютное большинство навигационных программ и сформировал своё мнение по ним. Допилите лучше сначала для людей, потом на роботов спроецируете. По мне лучшей навигационной программой будет основанная на OSM картах с поддержкой 3D вида (камень в огород Osmand), и возможностью дополнительной установки плагинов на выбор, таких как видеорегистратор, антирадар, чат, OBD сканер и т.д. Потому как такого в природе не существует и приходится использовать паралллельно несколько программ разных разработчиков, загоняя их в фоновый режим, что крайне неудобно для переключения. Есть регистраторы с картами, но на гуглокартах, естественно их функционал и подробности для наших условий несовершенны. Вот если вы возьмётесь в рамках своего проекта за такое, то однозначно порвёте всех конкурентов.
"TermiT":
Вопрос кто за это заплатит )
Карта для автопилотов нормальная такая перспективная ниша.
09.11.2017 в 14:52
Миллион раз уже выручал навигатор в телефоне, эта тема действительно нужная.
"S_DAV":

Я в принципе очень неплохо ориентируюсь и без карты, но после покупки первого андроида (htc G1) карты со мной всегда :)
09.11.2017 в 15:14
Что-то из статьи я так и не понял чем конкретно они занимаются. Лепят какие-то свои карты для автосов...и че? В чем прелесть?
09.11.2017 в 16:55
навигация их заведет как сусанин полячков.
09.11.2017 в 17:20
Necros_i,
MapsMe отвратительный навигатор. На этих выходных крутил меня по Вильнюсу. вел на разворот через сплошную и ужасно неправильно комментирует повороты. а два месяца назад как он меня по Борисову водил так вообще было что-то с чем-то: еду на выезд из города, маршрут построен через центр. Заезжаю на мост с развязкой - маршрут резко перестраивается и уводит с моста в сторону. повинуюсь ему и еду. проезжаю километра 2 и он снова перестраивается через центр, разворачивает меня назад на ту же развязку. вернулся. на мосту о5 та же ерунда - маршрут снова перестроился через окраину и увел снова в сторону. плюнул на него и поехал сам ориентируясь на указатели. вот реально лучше купить навител , чем по этой бесплатной шляпе ездить.
"Necros_i":


Лоль. А причем тут maps me? Mapbox - картографический сервис, представляющий апи и карты для использования в других приложениях.

Ох уж эти белорусская интеллигенция в комментариях про ИТ)
09.11.2017 в 20:50
Александр, так держать!
09.11.2017 в 21:05
Если для человека развитие массовой спутниковой навигации началось с 2007-го года то говорить с ним просто не о чем.
Для справки - в 2007-ом году уже более десятилетия существовали устройства Garmin (и они уже тогда неплохо работали как автонавигаторы в РБ), в автомобили встраивались ТомТом Карминаты (правда бесполезные в РБ), КПК и смартфоны со встроенными навигационными модулями, на которых вертелись десятки навигационных программ (Навител, Ситигайд, ГисРХ, Айго, Дестинатор, Garmin XT... да я задолбаюсь перечислять что тогда было), тонны китайских навиков на тех же программах, пришла первая волна китайских ШГУ аля Фантом... это я не трогаю проприетарные и бесполезные у нас встроенных автомобильные системы которые в 2007-ом ставились уже от Форда Фокуса до Бентли... Эксперд такой эксперд... Айфон с его убогой встроенной нави в СНГ вообще никакого влияния на становление спутниковой навигации не оказал наверное до эпохи 4-ки, когда на него начали пилить отечественные нависистемы.
09.11.2017 в 22:36
Чем больше в РБ будет иностранных представительств различных компаний тем лучше.
"fogast":


Ты хоть читаешь эти статьи, к которым комменты выстреливаешь?
10.11.2017 в 15:49
Классную штуку делают люди. Наверное. Но я считаю, что автономные автомобили должен ориентировать в пространстве не некий девайс, а непосредственно дорожная инфраструктура - умные светофоры, перекрестки с обменом данными об обстановке, маршрутах, итп.

А еще меня каждый раз безмерно печалит мания пересчитывать мизерный выигрыш во времени в деньги на большом количестве повторений, не вникая в смысл:

Получаете заказ через программу своей компании, а затем вынуждены открывать непосредственно карты, чтобы понимать, куда же вам надо ехать. Да, процесс переключения занимает секунды, но в масштабе миллионов поездок вы теряете намного больше времени, а вместе с этим — и денег.

Предположим, я делаю в день десять поездок, и трачу лишние 30 секунд на использование программ. Допустим, я сделаю миллион поездок за Х дней. Сколько поездок я сделаю за тот же Х дней, если программа станет удобнее (не буду тратить время)? Правильно, тот же самый миллион. Потому что сэкономленные 5 минут в разрезе каждого дня не дадут мне сделать одиннадцать поездок. То есть, сколько денег мне сэкономит программа за миллион поездок? Ноль долларов в контексте обсуждения.
10.11.2017 в 15:53
За этими ребятами будущее.
"БУБНЕЛКА":

За теслой будущее
За электромобилями будущее
За айфоном будущее
За умным домом будущее
За роботами будущее
За аэс будущее
За умными унитазами будущее
За велосипедами будущее
За автоматической туалетной бумагой будущее
Честно, невероятно задрала эта фраза
За такими комментариями будущее!
10.11.2017 в 16:00
Куда катится мир. Скоро, пардон, сортир будет с датчиками, а человеческое существо разучится самостоятельно подтирать задницу. Станет витать в маркетингах, медиа-планировании, искуственном интеллекте и прочих облаках. Элои и морлоки блин.

Американцы молодцы. У вас, говорит, хорошие инженеры и программисты. Продолжу мысль - а у нас есть маркетологи, продаватели и предприниматели. Программисты и инженеры становятся постепенно руками, а мозги - вот они, дяди из Штатов. Умные мозги снимут сливки, рукам дадут на еду плюс немного маслица и вуаля. История повторяется, все циклично.
"Igor_K":

Ну любители вытирать зад лопухом, пахать ручным плугом огород и считать на счетах никуда не денутся, не переживайте.
10.11.2017 в 16:08
Попробуйте сначала наши ПДД перевести в чёткий алгоритм. Когда получится - можно будет потереть тему "Толкование ПДД" и приниматься за карты для ИИ.
"-=sAm=-":

Верно. Но, к сожалению, наши ПДД нельзя перевести в четкий алгоритм, потому что разборы ДТП на всю голову упоротые: выезжаешь в выделенную полосу разгона, в тебя через островок безопасности (где ехать нельзя вообще) влетает велосипедист, которому не нравится велодорожка - ты виноват, потому что "уступи дорогу" висит. И пофиг, что велосипедист нарушил все на свете и проехал там, где нельзя. Едешь по дороге 6 полос, из-за припаркованных машин (коих там три километра стоит) выбегает ребёнок - ты виноват, потому что не предвидел, и все вот это. А то, что ему нельзя выбегать - пофиг, ОН ЖЫ РЕБЕНОК. Было бы забавно посмотреть, кого все эти удоды будут виноватить, когда управлять автомобилем будет ИИ :)