Централизованное тестирование — гроза всех абитуриентов — почти закончилось. С радостью либо грустью взглянув на результаты, будущие специалисты пойдут штурмовать факультеты в надежде поступить и четыре года хорошо учиться, чтобы выбрать жизнь, найти работу с карьерным ростом и приличной зарплатой, обзавестись семьей и детьми, переехать в свое жилье, взять из приюта собаку и… На этом моменте мечты теряют очертания, возвращая людей к реальности при виде проходных баллов на те самые многообещающие специальности. Насколько все сложно и стоит ли идти в IT-отрасль? Вдруг ажиотаж через пять-десять лет спадет, и шутить о «свободной кассе» будут в сторону технарей, а не гуманитариев. За подробностями Onliner.by отправился в одну из главных кузниц белорусских айтишников — БГУИР.
Валерий Прытков — декан факультета компьютерных систем и сетей. Студенты этого направления начинают работать по специальности еще с середины обучения, а к моменту получения диплома многие уже идут в крупные компании, причем распределения совершенно не боятся. Звучит подозрительно хорошо — а это всегда вызывает вопросы.
— Есть мнение, что высшее образование не нужно: закончил курсы и сразу стал айтишником. Зачем тратить четыре года на диплом?
— Смотря какую цель молодой человек перед собой ставит. Если хочет начать работу на самой низовой должности в IT (junior-разработчик, тестировщик начального уровня), то курсов, в принципе, ему хватит. Но на этой должности он будет работать долго, не имея перспектив роста. Однако все равно это курсы не двухнедельные, как многие думают — людям нужно серьезно заниматься полгода-год, чтобы показать себя и чему-то научиться.
«Плюс высшего образования — человек изучает весь спектр направлений, который есть в разработке, программировании, и ему достаточно легко мигрировать с одной технологии на другую»
Высшее образование хорошо тем, что позволяет ребятам обеспечить себе хороший карьерный рост: да, они тоже начнут с низов, но быстро перейдут на senior-уровень и даже станут руководителями команд. Смотря какую карьеру выберут. Еще один плюс высшего образования — человек изучает весь спектр направлений, который есть в разработке, программировании, и ему достаточно легко мигрировать с одной технологии на другую. Когда заказчик требует что-то новое, у специалистов хватает знаний, чтобы быстро освоить незнакомую для себя задачу. После курсов это невозможно.
— То есть с высшим образованием специалист будет более широкого профиля?
— Более глубокого. Для таких сотрудников не составит труда перейти с разработки под персональные компьютеры на создание приложений для мобильных устройств. Или они смогут переключиться с чисто программных на программно-аппаратные проекты, где нужно понимать и работу аппаратуры. А после курсов человек знает одну конкретную платформу и умеет в ней что-то по шаблонам делать. Шаг влево, шаг вправо — и уже не способен решить задачу.
— Из IT-работников часто вспоминают программистов. Кем еще хотят быть абитуриенты?
— Так или иначе все связано с программированием. Две самые массовые должности — разработчик и тестировщик. Но выпускники трудятся и системными администраторами, а тот, кто начал работать где-то курса с третьего, к моменту выпуска уже может быть и руководителем команды, и аналитиком. Некоторые сразу после диплома дорастают до уровня системных архитекторов. Поэтому не стоит думать, что все упирается только в программиста.
«На чемпионатах мира по программированию среди студентов как минимум половина призеров — из нашего региона, и такие достижения бывают регулярно»
— В IT постоянно что-то меняется. Насколько быстро устаревают учебные программы?
— На младших курсах дается самая базовая и фундаментальная подготовка, в том числе по программированию. В этой части глобальных изменений немного. Основы вряд ли нужно часто корректировать. А вот то, что изучается на старших курсах, меняется быстро, и здесь мы стараемся не отставать. В вузе преподает много сотрудников IT-компаний, которые дают актуальный материал.
— У абитуриентов теперь много возможностей уехать на учебу в Европу: где-то обучение бесплатное, где-то сопоставимо с платным отделением белорусских вузов. Как уговариваете этих людей поступать в Беларуси?
— Белорусское образование в IT-сфере действительно качественное и системное. Нельзя сказать, что в Европе поголовно хуже — есть отдельные вузы, которые дают по нашей отрасли отличные знания, но так далеко не во всех учебных заведениях. Как раз постсоветские страны — Беларусь, Россия, Украина — сохранили классическую фундаментальную базу, которая сложилась в Советском Союзе. Это очень хорошая школа.
На чемпионатах мира по программированию среди студентов как минимум половина призеров — из нашего региона, и такие достижения бывают регулярно. Только в отборочных турах участвует порядка 40 тысяч человек со всего мира, а уровень задач очень высокий. Студенты из СНГ стабильно пробираются в 128 лучших для перехода в финальную часть, что немало говорит об уровне подготовки. Например, студенты нашего факультета уже три года подряд выходят в финал, а в 2012-м завоевали бронзовые медали чемпионата.
— Лет 12—15 назад многие хотели быть юристами. Сейчас ажиотаж вокруг IT. Не думаете, что популярность спадет, а нынешний спрос подогревается в основном высокими зарплатами?
— Доля правды тут есть — в нашей стране, конечно, зарплата айтишников выше средней. Молодые люди готовы работать в IT, даже когда, скажем так, нет особых склонностей и навыков. Но спрос в ближайшие годы едва ли упадет. Технологии продолжают внедряться во все отрасли экономики, они появляются в нишах, которые казались давно занятыми. В мире наблюдается нехватка IT-специалистов, причем не начального уровня, а более высокого — где нужны хорошие фундаментальные знания, более глубокие умения при работе с алгоритмами. Быть просто кодировщиком начального уровня уже недостаточно.
— У абитуриентов и студентов нет завышенных ожиданий? Ведь 4 тысячи рублей в месяц смогут получить далеко не все и не сразу.
— Все очень индивидуально. Приходят ребята, которые ожидают неизвестно чего, при этом совершенно не готовы прилагать усилия, чтобы достичь желаемого. В то же время есть потрясающие студенты, которые много знают, умеют и работают, чтобы расти дальше, но очень скромно отзываются о своих талантах. Поэтому тенденцию выделить сложно.
Проходные баллы на IT-специальности высокие: из 400 возможных (три предмета ЦТ и школьный аттестат) для поступления на бюджет нужно порядка 330—370. Но и потоки большие, в отличие от ряда других престижных факультетов. Планка для платного отделения традиционно ниже.
«Если хотите работать в серьезной частной компании, то идите параллельно с учебой на тренинги, проходите стажировки»
— Как учатся платники в сравнении с бюджетниками?
— Есть ребята с высокими баллами, которые чуть-чуть не дотянули до бюджета. И есть те, кто специально пошел на платное, чтобы избежать распределения, либо же у них планы по карьере за рубежом. Как правило, они ничем не отличаются от бюджетников в плане знаний и подготовки.
Также есть платники, которым не хватило много баллов до бюджета и они идут не куда хотят, а куда проходят. Главная проблема — студенты, которые не проявляют интереса к учебе. Думают, что раз поступили на платное, то карьера для них уже определена. Отчисления зависят от уровня подготовки: например, из пятисот поступивших на наш факультет в прошлом году отчислено около десяти человек.
— Айтишники боятся распределения?
— Бояться не надо как самого распределения, так и того, что вдруг не окажется мест и негде будет работать. Во-первых, заявки есть всегда. В этом году двойной выпуск и нужно в два раза больше студентов трудоустроить, но даже в такой ситуации заявок от государственных предприятий и частных компаний получилось больше, чем мы выпустили студентов.
Выпускникам нужно понимать одну вещь. Государственные предприятия еще не научились индивидуально работать с молодыми специалистами, они просто присылают две-три заявки — «нам нужен такой-то сотрудник». А если хотите работать в серьезной частной компании, то идите параллельно с учебой на тренинги, проходите стажировки, чтобы потом была индивидуальная заявка. Такие фирмы присылают заявки на конкретного человека.
Некоторые компании открыли представительства в областных центрах — выпускники хотят вернуться в свои края, где нет проблемы с жильем, а зарплата будет практически такая, как в столице.
Кирилла мы встретили сразу после защиты диплома. Парень лишь формально остается студентом до конца июня, потом его ждет отдых и начало распределения. Сам он был в школе отличником, а на ЦТ по математике вообще набрал 100 баллов — с таким результатом, видимо, и в NASA идти можно, но пока выпускник поработает в Беларуси:
— Рабочее место уже есть, я программист в банке. После третьего курса была практика, пошел туда — и, наверное, устроил начальство, раз мне предложили остаться.
— А почему в айтишники пошел? Зарплата понравилась?
— В школе хотел стать экономистом, учил английский. Но язык нужен в любом случае, а когда поступал, экономистов стало уже многовато, было бы сложно найти работу. Мне нравилась математика, решение задач. Хотелось не сидеть за бумагами, а создавать продукты.
Еще одна выпускница, Вера, пошла по стопам семьи:
— Родители программисты, брат тоже. Поэтому изначально сюда и собиралась, плюс училась в физмат-лицее. Поступить было несложно, хотя в тот год были высокие проходные баллы.
— Насколько оправдались ожидания от учебы?
— Я знала, что будет труднее, чем в школе. Но не ожидала, что настолько. В своей вступительной речи, помню, декан сказал, что у нас самая сложная специальность. Тогда уже нацелилась на более тяжелую работу.
— Вспоминая себя четыре года назад, что посоветуешь абитуриентам?
— Серьезнее готовьтесь к будущей учебе. Возможно, даже оставшееся лето посвятите изучению основ программирования.
Защитивший диплом Стас занимается разработкой мобильных iOS-приложений в минской IT-компании. Рабочее место нашел сам и рекомендует новому поколению студентов все время проявлять активность: «Не надо сидеть на одном месте и ждать чего-то. Не откладывайте поиск работы до последнего».
Кандидат технических наук, доцент БГУИРа Дмитрий Самаль уверен, что за время обучения студенты должны сделать три вещи:
— По поводу образования за рубежом и в Беларуси. Здесь можно смотреть двояко: на Западе, в той же Польше, идет много рекламы местных университетов — они предлагают за символические деньги чему-то вас обучать, располагают грантами. Да, возможно, у них все более гламурно в кампусах, общежитиях и лабораториях. Но там нет симбиоза, который есть в Беларуси между университетами, Парком высоких технологий и его резидентами.
Репетиторы по математике в сервисе «Услуги» Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by