Гравитация в березках. Рецензия на русский космический блокбастер «Время первых»

Автор: Константин Сидорович. Фото: BAZELEVS
07 апреля 2017 в 8:00

С блокбастерами у России не задалось. Сначала было ужасное «Притяжение», потом, когда казалось, что падать ниже уже некуда, подоспели невыносимо позорные «Защитники». И вот — третий фильм с претензиями. «Ага, конечно, наверняка завезли „клюкву“, щедро политую пафосной патокой», — такие мысли у нас были перед просмотром «Времени первых». Что же вышло в итоге, читайте в рецензии Onliner.by.

Увы, но у картины есть все условия для кинематографического провала. Здесь и смена именитого режиссера на кинодеятеля гораздо более скромных масштабов, и чрезмерно пафосные трейлеры, и сходство с голливудскими лентами от «Гравитации» до «Аполлон 13». Окончательно репутацию новинки подпортил скандал с яростной чиновничьей поддержкой фильма, из-за чего даже поговаривали о переносе даты премьеры очередного «Форсажа».

Сюжет «Времени первых» знаком всем, кто уже отучился или еще учится в школе. Холодная война, космическая гонка двух сверхдержав, первый выход человека в космос. В условиях, когда рассказываемая история, и особенно ее финал, известны практически всем зрителям, делать кино очень сложно. Здесь не пройдут простые приемы с нагнетанием драмы, ведь мы в курсе — все закончилось хорошо, давить на эмоции вряд ли получится, манипулировать чувствами практически невозможно.

С учетом всего этого очень и очень странно, что у создателей «Времени первых» кино получилось. Да, в России сняли отличную картину об освоении космоса, которую не стыдно показать хоть на родине, хоть в США.

В российском кинематографе помимо прочего есть еще одна беда, которая способна испортить даже потенциально качественный проект. Речь об актерской игре, точнее об отсутствии таковой. Почему так много российских актеров отвратительно-наигранно демонстрируют своих персонажей? Этот вопрос возникает при просмотре очень многих фильмов восточной соседки, и очевидного ответа на него нет. Создатели «Времени первых» пригласили на главные роли представителей «старой школы», одних из немногих, кто любит кино и знает, что это вообще такое.

Признаться честно, я не знаком с образом, характером, личностью Алексея Леонова. Но то, как его сыграл Евгений Миронов, заставляет верить в реальность именно такого космонавта. По словам тех, кто знаком с советским покорителем космоса, попадание экранного образа в настоящий практически стопроцентное. Если это так, то Евгению Миронову — двойной поклон за потрясающую игру.

Сергей Королев в исполнении Владимира Ильина, Константин Хабенский в облике рассудительного и рационального Павла Беляева — все это сильнейшие актерские работы мирового уровня, за которые ни капельки не стыдно.

С исполнителями второстепенных ролей все уже не так хорошо. Особенно тяжело почему-то детям. Нет-нет да и проскользнет фальшь, а кто-то заигрывается настолько, что, наверное, представляет себя на театральной сцене с ее (совсем другими) правилами. Благо фильм сосредоточен на трех персонажах, у остальных экранного времени совсем мало, поэтому мелочи вроде хромающей игры статистов не напрягают.

«Время первых» чересчур очевидно делится на три части. Картина вышла длинной, под два с половиной часа, и это хорошо. И все же режут глаз слишком резкие переходы от одной части к другой. Вот Павел и Алексей тренируются, притираются друг к другу, зрителю раскрывают характеры двух летчиков. И вдруг р-р-раз — уже летим в космос. А как же ощущение тяжелой подготовки, невероятного напряжения сил? Увы, толком за полчаса оно не успевает сформироваться. Вот космонавты один за другим преодолевают космические «квесты», сражаясь с неожиданными неприятностями. Через минуту же они обживаются в заснеженном лесу. Чуть-чуть бы плавности при переходах между эпизодами не помешало.

Вот и все основные недостатки. В остальном «Время первых» оставляет приятные впечатления. По ходу просмотра ленты на смену скепсису приходит удивление — как, неужели это сняли в России? А как же пафос? Где же ура-патриотизм? Куда исчезло безусловное восхваление советского прошлого? Если нет последнего, то тогда уж чернухи должно быть в избытке — о том, как замученные правительством инженеры и летчики под угрозой лагерей работают по 30 часов в сутки за плошку макарон. Ан нет.

Вопреки всему этому фильм идеологически ровный. Строго говоря, самой идеологии здесь мало. Да, парой штрихов обозначается конкуренция с США и… В общем-то, все. Действия, поступки и мысли главных героев максимально приближены к бытовой реальности. И про «приказ Родины» они рассуждают со снисходительной улыбкой, и думают не о подвиге и деперсонализированном народе, а о себе, друзьях и семье. Перед нами не по-комиксовому гиперболизированные супергерои, а обычные люди со своими желаниями и целями. Это не значит, что обошлось без признаков эпохи, но они не выпячиваются, а гармонично дополняют атмосферу картины. Идеальный баланс для кино, которое не про героическое или постыдное прошлое, а про людей и космос.

Ах, какой здесь космос! Если и захочется обвинить авторов в ура-патриотизме, то виноват в этом будет именно космос. Пространство за пределами Земли показано столь «вкусно», что не влюбиться, не поверить в него невозможно. Вообще, все эпизоды о космосе, будь то первый робкий взгляд человека за пределы скорлупки космического корабля или грациозные полеты «Восход-2», достойны как минимум пересмотра. Как, как им удалось снять это на столь высоком уровне? Вопрос, на который не хочется искать ответ, потому что рот и глаза остаются открытыми от удивления до финальных титров.

Еще больше изумляешься, когда узнаешь, что большинство ключевых эпизодов ленты сняты в точности так, как все и происходило полвека назад. Все эти идущие одна за одной внештатные ситуации, моменты принятия судьбоносных решений — это не для усиления драматургического эффекта, а на самом деле. Безусловно, без художественных переосмыслений не обошлось. Например, почему-то далеко от действительности создатели фильма отошли в той части, где рассказывается о возвращении космонавтов на Землю. Зачем, если настоящая история была еще более впечатляющей, пусть и не столь надрывной?



Вот он — настоящий ответ Голливуду. Ответ, за который не стыдно и которым российскому кинематографу можно гордиться. Тщательность, с которой авторы картины подошли к воссозданию знакового эпизода истории освоения космоса, не оставит равнодушным никого. О, эти тумблеры, рычажки и световые табло в кабине корабля (и как эта древняя ламповая техника вообще смогла оторваться от планеты?!). А звук! Сколько внимания уделили тому, как щелкает, шуршит, гудит и посвистывает все это громоздкое транзисторное добро! Браво!

8
Оценка Onliner.by
«Время первых» — лучшее российское кино о космосе. Более того, это фильм мирового уровня. Кинематографические ниточки, которые едва заметно пронизывают все повествование, здесь не просто для вида, как, например, в переоцененной и насквозь фальшивой «Легенде №17». Ими наконец-то научились сшивать кинополотно, а не чудовище Франкенштейна.
Нравится
Игра ключевых актеров
Минимум пафоса
Красивейший космос
Высочайший уровень съемок
Не нравится
Игра некоторых второстепенных актеров
Недостоверность в некоторых эпизодах

Домашние кинотеатры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by