В России не умеют снимать фантастику. Это похоже на проклятие или тяжкий крест, который несет на себе российский (справедливости ради, не только российский) кинематограф, штампующий либо «Елки», либо беспробудно-черняжную бытовую драму с глубоким философским подтекстом. Фантастике в этой системе координат места нет — получается, соответственно, либо позорный «Обитаемый остров», либо «Трудно быть богом», который и не фантастика вовсе.
Федор Бондарчук в очередной раз захотел снять кино не хуже, чем там. Конечно, у него снова не получилось, но суть не в этом. Главное, что с «Притяжением» нас некрасиво обманули. Это как пожухлая роза, которую вам дарит незнакомец где-нибудь в Риме, а потом клянчит за нее немыслимые для такой посредственности деньги.
В трейлерах нам демонстрировали бодрый фантастический боевик, который наконец-то покажет этим американцам, как надо снимать правильный блокбастер о нашествии пришельцев. Приемлемые спецэффекты, какой-никакой драйв, простой сюжет — было понятно, что шедевра ждать не стоит, но одноразовое развлечение для глаз получиться могло. Первые полчаса именно так все и было, пока зрелище не превратилось в топорную драму уровня детсадовского утренника. Но обо всем по порядку.
К Москве приближается неопознанный летающий объект а-ля гигантский космический глаз. Бравые вояки легко сбивают преодолевший тысячи световых лет корабль, который в итоге падает на жилой район Чертаново. Результат — десятки разрушенных многоэтажек, сотни жертв, крик, слезы и хаос.
Все это — самое лучшее, что есть в «Притяжении». Да, количество продактплейсмента на минуту экранного времени зашкаливает, но смотреть на локации, взятые будто из S.T.A.L.K.E.R. или «Метро 2033», интересно. В это время ловишь себя на мысли, что все идет неожиданно хорошо, не хуже какой-нибудь среднестатистической голливудской фантастики. Хочется принять условности вроде совершенно неестественных моделей поведения героев, понять и простить все недостатки, просто расслабившись, дав отдохнуть мозгу и глазам.
Но потом происходит НЕОЖИДАННЫЙ СЮЖЕТНЫЙ поворот, и «Притяжение» со скоростью света мчится к своему персональному месту в кинематографическом аду. Фильм превращается в еще более постыдную, чем оригинал, вариацию «Сумерек» по-русски. Фантастика заканчивается, рождается типичный представитель российской сериальной машины.
С этого момента окончательно исчезает любое сопереживание героям. Потому что раньше они действовали просто неправдоподобно, а теперь превратились в схематичных примитивных персонажиков, мотивы которых обусловлены разве что непрофессиональной работой сценариста. Становится все сложнее закрывать глаза и на традиционно слабую для российского кино игру актеров. Достойно справляется только Олег Меньшиков, однако его роль полковника, к сожалению, второстепенная и на фоне остальных легко теряется. Иногда еще Ирина Старшенбаум чувственно открывает рот, но если при этом она начинает говорить — пиши пропало. Определенно, в России творится какая-то беда с подготовкой актеров.
Дальше — хуже. «Сумерки» шатаются, то и дело склоняясь к «Инопланетянину» Стивена Спилберга, старому сериалу «Альф» и даже к «Полету навигатора». Приблизиться к ним, само собой, не получается даже на километр. А потом начинается морализаторство и нравоучение — становится совсем тошно, даже невыносимо.
Нет, гуманизм, антимилитаризм и толерантность — очень хорошо, даже великолепно. Но такое встречается на протяжении всей истории кинематографа. И великие говорили об этом и многом другом во сто крат профессиональнее Бондарчука, который опустился до примитивнейших приемов. Возможно, режиссер всерьез уверен, что он сказал нечто новое и неожиданное для всех. На самом же деле речь идет о банальных прописных истинах («Не враждуйте!»), вложенных в уста пришельца и Макса Коржа. Так выглядит дно.
Нашего соотечественника, к слову, пиарят очень активно. Как и модную группу «Грибы». Что ж, они, да еще легкая обнаженка должны привлечь внимание и симпатии некоторых пубертатных зрителей. Вот только многочисленные киношные прорехи ни они, ни кто-либо другой не залатает.
А еще раздражает лицемерие авторов «Притяжения». Вот они рассуждают о вреде курения, а через пять минут главные герои тычут в камеру пачкой чипсов известного производителя и закатывают глаза от наслаждения. Ну а что — если заплачено за рекламу, то почему бы и нет!
Смотреть кино не стоит даже ради спецэффектов. Потому что все они есть в трейлере. Если хочется увидеть лучшую часть «Притяжения», откройте YouTube, запустите трейлер на телевизоре и потратьте полторы минуты на «визуал». Все равно в фильме ничего больше не покажут, разве что по-сериальному неестественную драму с простым, как кирпич, посылом. Зачем, спрашивается, здесь 3D, если картина ни разу не о спецэффектах? Хотя погодите-ка, ведь это и не фантастика даже, а только пародия на нее.
Следующий закономерный вопрос — зачем вообще было выпускать «Притяжение»? И это после «Обитаемого острова», когда падать ниже, казалось бы, совсем некуда. Однако у Федора Бондарчука, безусловно, были свои, неведомые зрителям мотивы. Поэтому лента такая, какая есть — идеальное пополнение портфолио режиссера, который очень хочет показать всем русский Голливуд, да только все никак не выходит.
«Притяжению» повезло, что он вышел в этом, а не в прошлом году. Ведь тогда пальму первенства за самый худший фантастический фильм творение Бондарчука уверенно отобрало бы из слабых ручонок «Пассажиров». А так есть еще целых одиннадцать месяцев на то, чтобы увидеть более слабое зрелище, чем «Притяжение». Будет тяжело, но ничего невозможного нет! Вон, например, «Защитники» уже на горизонте и просят подвинуться нашего сегодняшнего героя.
Биотуалеты в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by