24 марта 2017 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: ThisIsCool

Космический ужастик, в котором сыграла белоруска. Рецензия на фильм «Живое»

Автор: Константин Сидорович. Фото: ThisIsCool

В кино завезли одну из ожидаемых премьер этого года. Не сказать, что от «Живого» планируешь получить нечто по-настоящему великое, но надежды на хороший фильм были. Как были и подозрения во вторичности и заимствованиях из «Чужого». Удивительно, но сбылись оба предчувствия — заимствования из картины Ридли Скотта есть, но лента при этом получилась добротной. А еще одну из главных ролей здесь весьма и весьма неплохо сыграла белоруска.

Начинается фильм с шикарной десятиминутной сцены, снятой длинным кадром без монтажных склеек. Герои общаются, обозначая свои характеры, кувыркаются в невесомости и готовятся к важной миссии. Голова буквально идет кругом, заставляя зрителя хоть чуть-чуть почувствовать себя на борту космического корабля без искусственной гравитации.

К МКС приближается зонд, набравший на поверхности Марса разных интересных штуковин. Среди них оказывается и нечто живое — одноклеточный Келвин. Команда станции приступает к изучению организма, потихоньку подпитывает его, а некоторые астронавты даже успевают практически подружиться с малышом.

И все было бы хорошо, кабы однажды не произошло малюсенькое ЧП и инфузория-туфелька не издохла. Ну как издохла — просто перестала «давать пять» своему земному папане. Астронавты не придумывают ничего лучше, как оживить полупрозрачную тряпицу с помощью болевых приемов. Тварь небожья, конечно, такого терпеть не стала и принялась наводить порядки на МКС в соответствии со своим инопланетным уставом.

Идея «Живого» действительно заимствована из «Чужого». Впрочем, авторы ленты этого не скрывают. Они хотели сделать современную адаптацию знаменитого киноужастика о противостоянии человека и неведомой зверюшки из космоса. Поэтому нет ничего удивительного, что цитирование классики в некоторых эпизодах совпадает вплоть до копирования. Некрасиво? Наверное. С другой стороны, это можно отнести к особенностям жанра. Нет, правда, где еще вы видели космический фильм, в котором персонажам не надо было бы чинить ВНЕЗАПНО сломавшийся передатчик связи или какой-нибудь другой жизненно важный девайс?

В случае с «Живым» главное не что показывают, а как. Никто со зрителем заигрывать не собирается. «Мы снимаем „Чужого“ на новый лад и зовем вас в кино пугаться жутких пришельцев», — как бы говорят авторы картины и не обманывают. Все именно так, как показано в трейлерах. Другой вопрос, насколько хорошо кинематографистам удалось передать напряженную атмосферу в замкнутом пространстве. Если кратко — получилось неплохо.

До легендарного «Чужого» премьера не дотягивает, но это не беда. Творение Ридли Скотта задало очень высокую планку, которую теперь не может взять даже сам маэстро (хотя в мае мы еще посмотрим «Завет»). При этом первый фильм о ксеноморфах породил целое направление в кинофантастике, которое неплохо чувствует себя и сегодня. Вспомните «Сквозь горизонт», «Пекло», «Пандорум» — все они в той или иной степени подражают прародителю, не дотягивают до него, но при этом остаются смотрибельными. То же касается ленты «Живое». Это старая добрая фантастика, на которую не жалко потратить один вечер.

Пожалуй, в сравнении с тем же «Пандорумом» или «Сквозь горизонт» картина «Живое» смотрится даже, простите за тавтологию, живее. Здесь есть тщательно проработанная изнутри и снаружи МКС, крепкий научный базис (все эти парения в невесомости сделаны не хуже, чем в «Гравитации») и даже русские. Отдадим авторам должное. При этом в ленте совершенно нет «клюквенного» привкуса. Российская женщина-космонавт — это просто женщина-космонавт из России, безо всякой идеологической подоплеки, медведей, водки и балалаек.

В фильмах вроде «Живого» на первое место выходят аттракционы. Что придумают сценаристы, чтобы удерживать наше внимание полтора часа? Разнообразия ситуаций, в которых оказываются персонажи картины, предостаточно. Эпизод динамично сменяется новой сценой, за очередной задачкой идет следующая, а вскоре после изощренного нападения на одного астронавта Келвин изобретательно атакует второго. Игра в кошки-мышки подана вкусно.

Понятно, что роль главной приманки для зрителя отдана Джейку Джилленхолу и Райану Рейнольдсу. Первый задумчиво смотрит в камеру большими глазами и печально улыбается, второй балагурит и шутит в меру возможностей. Актеры отыграли в своем амплуа, не сильно напрягаясь, но и не скатываясь до халтуры. Куда более приятным сюрпризом оказалась роль родившейся в Минске Ольги Дыховичной. Именно она воплотила на экране российскую капитаншу МКС, причем сделала это достойно, не уступая куда более именитым коллегам. Остается задуматься, почему в русскоязычных фильмах таланты соотечественников раскрываются слабо, а стоит оказаться в Голливуде, так словно крылья вырастают. Но это тема для отдельной статьи…

Картина «Живое» скорее получилась, чем нет. В ней нет ничего нового, но «старое» подано настолько профессионально, что дуться на ленту не хочется. Помните, как от «Прометея» ждали продолжения во вселенной ксеноморфов? В итоге Ридли Скотт выдал нечто совершенно другое. Вот как раз «Живое» по настроению и атмосфере лучше всего подходит на роль сиквела того самого «Чужого» почти 40-летней давности.

Фильм не пытается замахиваться на столпы жанра. Это простое, но хорошо снятое кино, которое дарит эмоции, приятно удивляет концовкой и даже оставляет какое-то сладкое послевкусие. Одноразовая фантастика на вечерок? Да. Но когда хочется отдохнуть от всех этих «Интерстелларов» и «Прибытий», ничего лучше не найти.

7,5
Оценка Onliner.by
Фильм, который можно посмотреть, а можно и с чистой совестью пропустить. В первом случае большинство любителей фантастики не будет жалеть о потраченных полутора часах. Но и во втором случае горевать о пропущенном шедевре не придется. Вот такое приятное, но необязательное кино.
Нравится
Достоверный космос
Есть русские, но нет «клюквы»
Классный финал
Персонажи
Не нравится
Вторичность
Келвин не ровня ксеноморфам

Проекторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by