Голографические дисплеи, 3D-принтеры и портативное зарядное устройство. Белорусские стартапы, которые смогли

Автор: Ян Альшевский. Фото: Александр Ружечка, Kino-mo
16 декабря 2016 в 8:00
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Не «танками» едиными известна Беларусь за рубежом. Да, конечно, действительно громких технологических проектов не так уж много, но это лишь значит, что есть куда стремиться. Стартап-движение проходит незаметно для значительной части белорусов, которые интересуются чем-то более приземленным и насущным. В то же время где-то рядом кипит работа, появляются, реализуются или гаснут необычные идеи.

Их много, их просто огромное количество, но нередко до воплощения в жизнь эти задумки не доходят. Из-за требований локального и, тем более, внешнего рынков отсев идет жесткий — чаще выстреливает то, что, к сожалению, вряд ли найдет применение в нашей стране. Однако есть и исключения.

На протяжении долгого времени мы общаемся со стартаперами — очень разными, но объединенными, вероятно, одним — стремлением добиться чего-то большего, реализовать идею, смочь… От уже успевших поработать или тех, кто помогает новичкам, почти всегда звучит одна и та же фраза: «Нужна команда». Новички, в свою очередь, не всегда понимают всю ценность этих слов.

Стоит ли «дергаться», пытаться реализовать себя? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы поинтересовались судьбой некоторых стартапов, о которых писал Onliner.by.

Велосипеды, 3D-дисплеи и парящие картинки

Стартап белорусов Артема Ставенко и Кирилла Чикеюка — вероятно, один из самых давних, фигурировавших на страницах нашего сайта. Впервые мы написали о них в 2012 году. Тогда уроженцы Бреста приняли участие в известном телешоу о бизнес-идеях и выиграли со своим проектом — экраном на велосипедных колесах — 90 тыс. фунтов стерлингов. Идея, подразумевающая установку на спицы светодиодных полосок, которые при вращении колес велосипеда превращаются в управляемый со смартфона дисплей, показалась инвесторам интересной.

Спустя год проект получил премию Кембриджского университета и вошел в 100 лучших инвестпроектов. Выяснилось, что первые инвесторы попросили 40% от идеи. «Это делало нас слишком зависимыми от инвесторов. Мы же мечтали не просто реализовать проект, нам было интересно его развивать. В итоге мы расторгли договоренность. Да, во время шоу мы пожали инвесторам руки, но никакие бумаги не подписывали», — признались позже изобретатели.

К 2015 году «велосипеды» были поставлены на паузу, так как Артем и Кирилл начали разработку голографического дисплея, который привлек внимание Ричарда Брэнсона. Проект попал в полуфинал престижного конкурса Pitch to Rich, который организует Virgin Group. Технологию уже показывали на нескольких зарубежных выставках, где она произвела фурор.

В 2016-м проект Kino-mo подписал договор об инвестициях с американским миллиардером Марком Кьюбаном. Сейчас в белорусском центре разработки проекта уже трудятся 15 человек, еще пятеро заняты в лондонском офисе. Артем и Кирилл поделились с нами информацией о своем детище.

— В Беларуси у нас нынче офис и вся разработка, в команде работают высококлассные белорусские инженеры и разработчики. Когда в Англии на встречах или переговорах заходит речь о нашем белорусском офисе, Беларусь мы всегда называем не иначе как Меккой инженерного и IT-таланта.

Проект белорусов — один из немногих, который заработал еще до объявления официального старта продаж.

— Несмотря на то что официальные продажи девайсов должны стартовать в январе на CES2017 в Лас-Вегасе, с августа этого года первые версии дисплеев уже арендовались фестивалями, выставками, конференциями от Монако до Сан-Франциско. На сегодня дисплеи находятся у партнеров в 24 странах, в общей сложности запросы получены из более чем 80 стран.

О внедрении технологии 3D-дисплея в Беларуси не просто задумываемся, а ведем конкретные переговоры об установках во многих местах по республике.

Размеры инвестиций белорусы раскрывать не готовы: это продиктовано условиями договора. Однако соглашение указывает на то, что продукт считается не просто перспективным.

— Очень часто в инвестициях главное не сами деньги, а именно авторитет, который стартап получает после такой сделки. Имя Кьюбана среди наших инвесторов открыло для нас уже не одну дверь. Кроме того, мы можем рассчитывать на советы человека, который с нуля построил миллиардный бизнес. А это большая роскошь.

Энергетический шар

Михаил Вага, в 2015 году — 17-летний студент БНТУ, решил создать источник альтернативной энергии. Молодой человек поставил перед собой непростую цель — совершить революцию в индустрии энергетики. До этого, конечно, еще далеко, однако отступать от своего он не намерен. Проектом Михаила стало создание портативного зарядного устройства на базе кистевого тренажера.

Проектирование собственного продукта, поиск инвестиций — на первых порах все давалось (и дается) с трудом. Кампания по сбору средств через Indiegogo провалилась, выпустить изделие не удалось, некоторые «эксперты» прочили провал и указывали на засилье китайских безделушек подобного рода.

На днях мы вновь встретились с белорусом, который как раз провел PR-кампанию, побывав с прототипом девайса в нескольких европейских странах. Невероятно, но факт: у Михаила остается время на учебу, да и сессия в БНТУ на носу. Впрочем, сдавать ее он будет на позитиве, так как запуск проекта на Kickstarter принес свои плоды: необходимые $50 тыс. были собраны раньше срока, а это означает, что в мае 2017 года должны появиться первые коммерческие варианты устройств HandEnergy.

Деньги, по словам Михаила, пойдут на более детальную конструкторскую проработку, налаживание производства и так далее. Говорить об успехе пока рано.

— За прошедшее время продукт значительно изменился: стал более удобным и эффективным. Мы провели огромное количество испытаний, проверили различные решения и варианты. Активная деятельность стартовала в начале этого года — когда собралась команда единомышленников, с которыми можно двигать и развивать продукт.

Что касается «хейтеров», то ответ прост — существующие девайсы, которые можно найти на китайских сайтах, дают количество энергии, которого достаточно только для того, чтобы показать: «зарядка идет». Кто-то считает эффективным встроить зарядное устройство в велотренажер или велосипед. Но ведь мы делаем портативный источник энергии.

Общаясь с молодым человеком, кажется, что никаких сложностей у команды Михаила не возникает. На самом деле это не так.

— Мы думали, что все закончим еще в марте, появится техническое задание, которое можно будет отдать опытным конструкторам. Но как-то утром я проснулся и понял — продукт можно сделать более эффективным.

По словам Михаила, самым трудным моментом можно назвать именно этот — все по большому счету началось заново.

«На самом деле косяков было много», — засмеялся молодой инженер. Во время демонстрации прототип мог ни с того ни с сего отказаться работать. Или кто-то начинал его подбрасывать, лишая изобретателя чувств. С учетом того, что каждая модель создавалась молодым человеком самостоятельно с помощью 3D-принтера, напильника и такой-то матери в течение долгих часов, понять его можно.

Михаил и его команда, которой он очень благодарен, не собираются останавливаться — мечта ведь еще не реализована.

Девушки в IT

Единственный «софтверный» стартап в нашем материале, он же — самый молодой из них. Мы встречались с директором сервиса CallBox Елизаветой Козицкой и его соучредителем Евгенией Овчаренко прошлым летом. Теперь же решили узнать, удается ли следовать ранее озвученным планам. Не будем скрывать: наш интерес к проекту вызывало то, что в среди IT-акул и рыб помельче оказались две хрупкие девушки, не побоявшиеся бросить вызов белорусским реалиям.

CallBox представляет собой платформу по автоматизации продаж. Идея стала воплощаться в жизнь под конец 2015 года — 16 декабря юрлицу исполняется год. Определенные ставки делались на то, что многие из существующих сервисов используют IP-телефонию, применение которой с точки зрения законодательства не слишком приветствовалось. С тех пор ситуация несколько изменилась.

В августе стартап принял участие в программе TechMinsk, где проводились встречи и переговоры с потенциальными инвесторами.

— На тот момент у нас объективно не хватало определенных показателей, чтобы получить инвестиции следующего раунда, — рассказывает Елизавета. — Сейчас мы уверенно чувствуем себя на белорусском рынке, хотя никаких рекламных кампаний не проводили. Это время потрачено на создание новых партнерских связей.

Мы финансируем себя сами, дополнительных внешних вливаний уже не требуется. Инвестиции нужны для развития и выхода на рынки других стран. Того, что было на старте, когда иногда приходилось работать «за идею», уже нет. Инвестиции? Инвестиции раунда A стартуют от миллиона долларов, но не в Беларуси. В нашем случае речь идет о меньшей сумме, которую мы сможем направить на развитие и затем вернуть. Инвесторы, вероятнее всего, будут из-за рубежа.

Меня удивляют и вдохновляют люди, которые сами что-то придумывают, находят силы реализовать это, уверенно идут вперед, несмотря на то, что им говорят «нет, это не будет работать», и в итоге добиваются своего.

Вкусная 3D-печать

Около года назад мы посетили БНТУ и размещающееся там предприятие «Новые оптоэлектронные технологии». Компания занимается проектированием и выпуском 3D-принтеров. Это продукт для персонального использования — изделие, направленное на массовый сегмент нашего рынка.

На тот момент существовало несколько действующих прототипов и определенные планы. По правде говоря, в их реализацию тогда верилось с трудом, но тем более приятно было увидеть, что проект здравствует и уже ведет сборку коммерческих образцов устройств, а также планирует дальнейшие шаги. С возможным запозданием, но по независящим от НОЭТ причинам.

Сейчас на сборке находится шесть устройств. Один из принтеров, печатающих пластиком, полностью готов к работе и теперь проходит испытания, как и пищевой принтер, рассказал нам руководитель службы опытно-промышленного производства Алексей Гаврильчик. На полках стоит готовая продукция — вернее, то, что от нее осталось (шоколадные фигурки по известным причинам долго не залеживаются). «К нам приходят на экскурсии, и образцы быстро разбирают на сувениры», — смеется Алексей.

По его словам, предприятие ведет разработку еще одной модели — с «роборукой», которая может имитировать движение человеческой конечности, а также манипулировать предметами в рабочей области. Сейчас наиболее перспективными с коммерческой точки зрения считаются пищевой принтер и 3D-принтер SCARA, также способный использовать в качестве «чернил» пищевые составы.

Основные изменения коснулись компоновки элементов и корпуса — теперь устройство должно выглядеть завершенным продуктом. С технической стороны запинок не было, случилась лишь задержка с финансированием. При этом сроки исполнения остались прежними, потому времени остается совсем мало — до января. Сейчас одна из задач отечественного предприятия — решить вопрос с маркетингом. По словам нашего собеседника, непросто найти человека, который смог бы поднять этот вопрос (тема все же достаточно специфическая).


«Продавать устройства можно, когда пройдена сертификация. Стоимость составляет 1700 рублей. Аналоги — китайские, испанские — стоят примерно столько же, но они, как правило, открытого типа: если использовать АБС-пластик, это может стать проблемой»,— пояснил Алексей. Сейчас белорусские 3D-принтеры выглядят подходящим решением для школ, заинтересованных в преподавании современных дисциплин: производитель и техподдержка под боком, сертификация пройдена и так далее.

Что касается компонентов, их все так же выгоднее закупать за рубежом. В противном случае цена конечного устройства заметно вырастет. «Что касается корпусных деталей, у нас свое производство», — рассказал руководитель.

— В планах — реализовать как минимум 10 образцов. Затем вплотную займемся пищевым принтером. Третья цель — робот по типу SCARA. Сейчас на кафедре разрабатывается программное обеспечение для него. Также мы планируем принять участие в разработке строительного 3D-принтера. В Китае это уже реализовано, в России тоже появилось…


О белорусских 3D-принтерах знают и за рубежом. Другой вопрос, что в соседних странах есть свои аналоги стандартной модели. Отношение к роботу SCARA и пищевому принтеру иное. Последним уже активно интересовались в Казахстане: там готовы купить первую модель, как только она появится в продаже.


В Беларуси существуют и другие не менее интересные проекты: одни занимаются развитием различных интернет-сервисов, другие создают сенсорную клавиатуру, третьи разрабатывают программное обеспечение, игры, приложения.

Главное, что всех, с кем нам удалось побеседовать лично, объединяет одно — горящие глаза и улыбка на лице. Складывается ощущение, что люди действительно радеют о своем деле, занимаются тем, чем им хочется, а не тем, чем заставляют.

Портативные аудиосистемы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by