Открытки c Земли: фигурки Lego и послания инопланетянам на межпланетных станциях
10 декабря 2016 в 8:00
Автор: Никита Ляшкевич. Фото: NASA/JPL-Caltech, NASA/HQ, Michael Soluri

5 июля 2016 года произошло важное для космических исследований событие, которое вы, возможно, пропустили. Срочно наверстывайте! Автоматическая межпланетная станция NASA Juno стала на полярную орбиту у планеты Юпитер. Звучит просто, представляется эффектно, но в первую очередь это результат слаженной и долгой работы сотен трудолюбивых мужчин и женщин. Точные расчеты, пять лет полета, две коррекции траектории в космосе и возвращение к Земле для гравитационного маневра. Миллиарды километров пройденного пути и больше миллиарда долларов затрат на момент запуска. Все очень и очень серьезно.

Juno — девятый по счету земной аппарат, прилетающий в систему Юпитера, второй ставший там на орбиту, первый на полярной орбите и первый приближающийся к газовому монстру настолько близко. На борту находится целый букет спектрометров, радиометров, магнитометров и других сверхточных приборов со сложными названиями. Возможно, это самый защищенный научный инструмент, созданный руками людей… И транспортный корабль для трех отважных фигурок Lego. Да, вы все правильно прочитали. На боковой стенке гексагонального корпуса Juno, в окружении девяти научных инструментов и 29 сенсоров, под защитой уникального антирадиационного щита, закреплены три маленькие алюминиевые игрушки: римский бог Юпитер, его жена Юнона и Галилео Галилей, открывший в 1610 году четыре крупнейших спутника гигантской газовой планеты.

«Мы поместили эти фигурки Lego на борт „Юноны“, чтобы вдохновить, мотивировать и поддержать детей, разделить с ними увлеченность исследованием космоса и достижением лучших из возможных целей» (руководитель исследовательской миссии Juno Скотт Болтон)

NASA далеко не впервые сотрудничает с компанией Lego, но эта тройка — абсолютно точно чемпионы среди своих Lego-собратьев по продолжительности и дальности путешествия от родной фабрики в глубины космоса. И не единственный символический груз на аппарате. К запуску «Юноны» Итальянское космическое агентство изготовило специальную памятную табличку с портретом Галилея и копией одной из первых его записей о наблюдениях «Галилеевских лун». Ее также закрепили на корпусе аппарата, отметив вклад коллеги-астронома из прошлого в понимание принципов работы нашей Вселенной.

Вы можете задать вопрос: зачем среди сверхточных научных инструментов помещать явно лишние объекты, возможно даже подвергая опасности безумно дорогую миссию? Потому что без такого символизма и понятных образов людям, далеким от космонавтики, было бы не так интересно читать о космических аппаратах и исследованиях космоса. А еще ученые на самом деле большие романтики. И конечно, это далеко не первый раз, когда человеческая сентиментальность побеждает практичность или дополняет ее.

«Луна-2» и начало брендирования космоса

Традиция «космического маркетинга» и брендирования космических тел появилась одновременно с первыми аппаратами, которые земляне запустили чуть дальше низкой околоземной орбиты, а также с запуском самых первых автоматических станций к Луне в 1959 году. Преследуя, конечно, цель распространения идей коммунизма, СССР щедро снабжал свои АМС не только научной аппаратурой, но и вымпелами с символикой Союза. Иногда они выполняли исключительно пропагандистские или образовательные цели, а иногда совмещали их с целями практическими.

«Луна-2» — первая автоматическая станция, которая достигла поверхности нашего естественного спутника, и первый достоверный факт доставки такой человеческой «открытки» на другое небесное тело. На самóм аппарате были размещены два стальных сферических вымпела с гербами и датой «Сентябрь 1959». Третью сферу расположили в последней ступени ракеты-носителя «Луна», которая упала на спутник примерно через полчаса после самого аппарата. Одни историки космонавтики утверждают, что перед ударом о поверхность сферы детонировали изнутри, «помечая» гербами территорию вокруг. Другие — что они отстреливались целиком. Оставим эту загадку для любителей делать запросы в архивы и КБ или археологов будущего, в котором мы сможем изучить места посадки станций. Как бы там ни было, «Луна-2» наконец гордо выполнила все возложенные на нее задачи, а Никита Сергеевич Хрущев не менее гордо передал копию такой сферы американскому президенту. А сегодня она хранится в музее Эйзенхауэра в штате Канзас (а копия копии — в Канзасском центре космосферы и космоса).

«Луна-2», конечно, стала первым человеческим аппаратом, который достиг поверхности другого небесного тела, но была далеко не первой в своей серии. «Луна-1» (четвертая по счету) стартовала удачно, однако промахнулась, пролетев в 6000 км от поверхности спутника и став первым человеческим объектом на гелиоцентрической орбите, где и остается до сих пор. До наших дней дошла фотография такой памятной сферы, но с датой запуска «Январь 1959», что как бы намекает. Присутствовали ли такие послания на более ранних аппаратах этой серии, доступная история умалчивает, но, скорее всего, да.

Отметившись первыми на Луне, советские ракетчики никак не могли остановиться на достигнутом — дверь в дальний космос была открыта, а фантастические перспективы манили за собой. Пришла очередь ближайшей самодостаточной соседки — Венеры, а за ней и Марса. Первым покоряя поверхность и горизонты новых небесных тел, СССР не забывал и о доставке своей символики. Похоже, что абсолютно все АМС серий «Луна», «Венера», «Марс» и «Вега» (венерианские аэростатные зонды) предназначались не только для исследований и передачи научных данных, но и для доставки коммунистических посланий всех возможных размеров и форм: монет, классических вымпелов, ликов Ленина и гербов.

Копии этих вымпелов и значков должны были привить советским энтузиастам интерес к космическим исследованиям. Они изображались на марках, путешествовали через коллекции коллекционеров, а изображения нескольких таких символичных пятиугольников облетели весь мир в качестве элемента обшивки зонда на фотографиях с поверхности Венеры. Поставленная партией задача привлечь дополнительное внимание землян к советской космонавтике была выполнена.

Pioneer 10/11 и послание другим мирам

Золотой век космонавтики не был бы таким золотым без космической гонки сверхдержав. Находясь некоторое время на позиции догоняющего, США в 1962-м запускают «Маринер-2» к Венере, а в 1964-м — «Маринер-4» к Марсу. В 1969 году история землян впервые отмечается на другом небесном теле маленьким шагом Нила Армстронга. А в 1972-м с Земли стартует «Пионер-10», который должен стать нашим первым разведчиком в окрестностях Юпитера и в итоге первым в истории развить скорость, достаточную для преодоления гравитационных оков Солнца. Понимая важность момента и миссии, земные инженеры и астрофизики, не размениваясь на мелочи, снаряжают аппарат посланием совершенно иным мирам и цивилизациям.

На алюминиевые пластинки, закрепленные на корпусе «Пионера-10» (и «Пионера-11», стартовавшего годом позже), нанесены силуэты мужчины и женщины и схематическое изображение самого аппарата. Через основные состояния атома водорода было зашифровано местоположение Солнечной системы относительно ближайших к нам пульсаров и центра Галактики, а также самой Земли в нашей системе. Автором пластинки был один из ярчайших популяризаторов науки ХХ века, астроном, астрофизик и большой романтик — Карл Саган.

Конечно, вероятность того, что «Пионеры» встретят какой-либо другой разум кроме нашего, крайне мала. Как и вероятность того, что адресаты вообще поймут рисунок или то, что его нужно расшифровать и прочитать. За это инициативу Сагана в свое время активно критиковали. Но размещение таких пластин отлично подчеркивает историческую важность миссии и веру в нее разработчиков, а сами изображения в какой-то степени обрели бóльшую популярность, чем зонды.

Voyager 1/2 и золотые пластинки для инопланетян

В 1977-м, спустя четыре года после пролета «Пионера-10» рядом c Юпитером, ношу исследователей дальних рубежей Солнечной системы подхватывают «Вояджер-1» и «Вояджер-2». Сделав первые детальные снимки спутников Юпитера и Сатурна, впервые пролетев недалеко от Урана и Нептуна, они также в итоге вырвутся во «внешний» космос, унося с собой золотые пластины с посланием людей другим мирам.

Разработку снова возглавлял Карл Саган, но на этот раз реализация была более сложной. Золотой футляр должен был объяснить инопланетянам, как добыть информацию с пластинки. Также он дублировал подсказку «Пионера» о нашем доме в галактике Млечный Путь. На самой пластинке записано приветствие на 55 языках (в том числе русском), современная и классическая музыка различных народов мира, различные звуки и изображения Земли и даже мозговая активность жены Сагана, во время которой она старалась думать о добрых и милых вещах (например, любви). А также обращения генерального секретаря ООН Курта Вальдхайма и президента США Джими Картера.

Перевод послания Картера нам подсказывает «Википедия»:

«Этот аппарат создан в США, стране с населением 240 млн человек среди 4-миллиардного населения Земли. Человечество всё ещё разделено на отдельные нации и государства, но страны быстро идут к единой земной цивилизации.

Мы направляем в космос это послание. Оно, вероятно, выживет в течение миллиарда лет нашего будущего, когда наша цивилизация изменится и полностью изменит лик Земли… Если какая-либо цивилизация перехватит „Вояджер“ и сможет понять смысл этого диска — вот наше послание:

Это — подарок от маленького далёкого мира: наши звуки, наша наука, наши изображения, наша музыка, наши мысли и чувства. Мы пытаемся выжить в наше время, чтобы жить и в вашем. Мы надеемся, настанет день, когда будут решены проблемы, перед которыми мы стоим сегодня, и мы присоединимся к галактической цивилизации. Эти записи представляют наши надежды, нашу решимость и нашу добрую волю в этой Вселенной, огромной и внушающей благоговение».

Как видите, в 2016 году мы слабо приблизились к созданию единой земной цивилизации. Правда, и вероятность того, что «Пионеры» или «Вояджеры» когда-либо еще попадут в разумные руки, до невозможности мала, хоть в свое время идея с посланиями породила вполне серьезные дебаты о целесообразности вот такой прямой выдачи нашего местоположения гипотетическому галактическому врагу. А вы просто помните, что через сорок тысяч лет, когда современной цивилизации, скорее всего, не станет, Voyager 1 все еще будет в пути и пролетит на расстоянии 1,6 светового года от звезды AC+79 3888 (Gliese 445) с нашими посланиями на борту — одинокое эхо стремлений жителей небольшой планеты Земля второй половины XX века.

Новые горизонты для человеческих имен

14 июля 2015 года, после почти 11-летнего полета, зонд New Horizons пролетел на расстоянии 12,5 тыс. километров от поверхности Плутона, завершив первую и основную часть миссии. Переоценить значимость события невозможно. Мы не просто узнали о Плутоне больше, чем знали до этого, но банально впервые увидели его не несколькими пикселями, а полноценным изображением. Все рисунки Плутона, которые вы видели в книгах по астрономии до полета New Horizons, — всего лишь фантазии авторов. Как на самом деле выглядит бывшая девятая планета, до лета 2015-го никто не знал.

Астроном Клайд Томбо, открывший Плутон, умер за девять лет до запуска New Horizons, но почти посетил свое открытие. Инженеры NASA разместили на борту зонда небольшую капсулу с его прахом, таким образом отдав дань памяти коллеге, астроному и первооткрывателю первой и пока единственной «американской» планеты (хоть уже и карликовой).

К запуску важной миссии, которая, как и в случае с «Вояджерами» и «Пионерами», закончится далеко за пределами Солнечной системы, готовились даже с бóльшим размахом. Перед разработчиками стояла задача, не уступающая по тяжести самой дороге до Плутона: привлечь к историческому старту максимальное внимание общественности. В результате аппарат снарядили целым набором символичных открыток дальнему космосу. На корпусе New Horizons были закреплены: четвертак штата Мэриленд (где аппарат собирался), четвертак штата Флорида (откуда он был запущен), два флага США (потому что Америка!), компакт-диск с фотографиями аппарата и его создателей, почтовая марка США 1990 года с символичным утверждением «Плутон: еще не исследован» и фрагмент обшивки первого частного космического корабля SpaceShip One со следующим текстом на сопровождающей пластине:

«В память об историческом значении в развитии космических полетов эта деталь SpaceShip One совершит полет на другом историческом космическом корабле: New Horizons. New Horizons — первая миссия землян к Плутону, самой далекой известной планете нашей Солнечной системы. SpaceShip One был первым частным пилотируемым космическим кораблем Земли. SpaceShip One впервые взлетел в США в 2004 году».

Незадолго до старта художник и один из создателей пластин «Вояджера» Джон Ломберг предложил NASA закрепить на New Horizons диск с именами жителей Земли. Для кого предназначается этот носитель и кто сможет просмотреть его содержимое — загадка, которую аппарат унесет с собой в дальний космос. Тем не менее акция «Отправь свое имя на Плутон» выполнила свою особую «рекламную» миссию, а на корпусе New Horizons появился компакт-диск с 434 738 именами землян. Записаться в «полет» можно было через специальную форму в интернете. А первые 10 тыс. человек даже получили в связи с этим специальный сертификат.

Акция «Отправь свое имя на Плутон» была не единственной в своем роде. С 1996 года члены некоммерческой образовательной организации Planetary Society организовали отправку имен или копий росписей землян в космос на 19 космических кораблях и различных носителях: DVD на корпусе марсианского посадочного аппарата Phoenix и сатурнианского АМС Cassini-Huygens; микрочипы на исследующем кометы Stardust и изучающем карликовые планеты Dawn; гравировки на обшивке японского лунного зонда Kaguya (SELENE) и пр. Каждый раз такие акции привлекали к космическим исследованиям внимание огромного количества жителей планеты, и каждому из них, конечно, будет что рассказать внукам.

Два мира — одно солнце

С 60-х годов десятки межпланетных станций, посадочных модулей и автоматических вездеходов, отправленных нами на Марс, доставили в систему Красной планеты сотни научных инструментов. Механические манипуляторы заменяют нам руки в поисках воды или признаков простейшей жизни, делают дыры в местной почве. Чувствительные сенсоры внимательно «нюхают» и рассматривают атмосферу и местные валуны в различных спектрах. Камеры орбитальных лабораторий заменяют нам глаза, тщательно картографируя планету, а вездеходы делают десятки тысяч снимков поверхности, которые дадут колонистам будущего четкое представление о местном ландшафте: дюны, валуны, красный песок и силуэты горных хребтов на горизонте. Но самый фотографируемый объект на Марсе имеет вполне себе земное происхождение.

Три последних автоматических ровера, отправленных NASA на Красную планету, привезли туда так называемые Marsdial (марсианские солнечные часы). Это предмет, похожий на джойстик и закрепленный на внешней обшивке посадочных роверов. В основании Marsdial выгравировано слово «Марс» на 22 языках Земли, фразы «Два мира — одно солнце», «На Марс, чтобы исследовать» (Curiosity) и следующий текст:

«Тысячелетия Марс будоражил наше воображение. Поначалу мы видели Марс как блуждающую звезду, вестника войны обители богов. В последние столетия внешний вид планеты через телескоп склонил нас к мысли, что там возможен климат, подобный земному. Наш первый взгляд космической эры увидел только лишь пустынный мир, покрытый кратерами, но миссии позднее показали, что Марс когда-то изобиловал водой. Опираясь на все это, мы задаемся вопросом: была ли жизнь на Марсе? Тем, кто проделает следующие шаги в поисках ответов, мы желаем счастливого пути и радости открытий».

Установленные на автоматических лабораториях солнечные часы элегантно «убили» для их создателей сразу несколько зайцев. Во-первых, нанесенные на них цветовые маркеры — инструмент для калибровки камер вездехода. Именно поэтому в архивах миссий так много изображений «джойстика». Во-вторых, это замечательный образовательный инструмент, который должен вызвать у землян страсть к космическим исследованиям. Попытаться самому разобраться, какая сейчас пора года и время суток на Марсе? Через анализ фотографий научиться принципам исследовательской деятельности уже в детском возрасте? Отличная идея! В-третьих же, это снова наполненное символизмом послание. Но на сей раз не инопланетянам, а нам самим из того будущего, когда человечество сможет добраться до мест посадки аппаратов, а сами они займут почетное место в каком-нибудь «Музее покорителей Красной планеты».

Помимо Marsdial, марсоход Curiosity также доставил на Марс флаг США, имена почти полутора миллионов землян и монету 1909 года достоинством в 1 цент, которая в том числе используется для калибровки камеры MAHLI. Кроме этого, продолжая 40-летнюю начатую Никсоном президентскую традицию расписываться на межпланетных станциях, на корпусе разместили табличку с автографами Барака Обамы и вице-президента США Джо Байдена. И еще одну — с автографом 12-летней Клары Ма, автора имени Curiosity («Любопытство»).

Описанные выше «открытки» людям будущего, инопланетянам или самим себе — лишь малая часть недолгой, но уже очень богатой на события истории космонавтики. Когда-нибудь современные миссии к соседним планетам станут просто очередной главой в истории землян, какими уже стали первые полеты людей на Луну или первые старты к дальним рубежам Солнечной системы. Со временем какой-нибудь исследователь или старатель будущего доберется до наших давно забытых и покрытых песком роботов и, возможно, разделит восторг первых шагов в неизвестность, как делаем это мы сейчас, поднимая со дна деревянные корабли наших предков и изучая их письмена. А пока это будущее не пришло и мы не встретили иной разум, пока мы одни в этой Вселенной, все эти символы и «открытки» предназначены только для нас. И если кого-то из вас прочитанное хоть немного вдохновит на поиск дополнительной информации о современных космических исследованиях, значит, они продолжают замечательно выполнять свою миссию! И не забывайте:

«Любопытство — это страсть, которая ведет нас сквозь повседневные заботы. Мы стали учеными и исследователями из-за нашей страсти задавать вопросы и удивляться» (Клара Ма, школьница, автор имени марсохода Curiosity)

Телескопы в каталоге Onliner.by